Оценка конкурентоспособности розничного предприятия

Как было сказано выше, конкурентоспособность предприятия является сравнительным показателем. Она может быть оценена лишь путем сравнений условий, ресурсов и результатов деятельности конкретного торгового предприятия с определенной группой предприятий, которые определены его конкурентами.

Рынок женской одежды был перенасыщен , что говорит о том , что конкуренция на нем очень сильная так как существует большое количество игроков.

Главными конкурентами предприятие считает других индивидуальных предпринимателей , которые ведут свою деятельность в определенном сегмент-районе и предлагающие соответствующий ассортимент , что и у розничного предприятия «EveryDay»

На данный момент главными конкурентами являются:

· Беатрисс

· Ева

· Леди

· Veste

· Каприз

Характеристику каждого конкурента рассмотрим далее.

Магазин «Беатрисс» .Организационно-правовая форма – Индивидуальное предпринимательство. Данное предприятие существует на рынке с 2006 года. Первоначально предприятие имело одну торговую точку в ТЦ «Снежинка» и ориентировалось на мужскую и женскую аудиторию, предлагая ассортимент из мужской и женской верхней одежды из кожи и меха, а так же женской обуви. Предприятие хорошо себя зарекомендовало с точки зрения продавца высококачественных норковых шуб . Однако с течением времени , и нестабильной экономической ситуацией , следствием чего стало снижение уровня жизни населения, которое оказало сильное влияние на финансовые показатели , предприятие вынуждено было переключиться на новые для себя сегменты , предлагая ассортимент в основном женскую верхнюю одежду а так же женскую обувь. Данный конкурент является сильным , т. к имеет несколько торговых точек , в частности открывает новую торговую точку в новом ТЦ , которое имеет площадь 160 кв. м , которое было куплено в собственность, что снижает операционные расходы по такой статье затрат как ежемесячная арендная плата.

Магазин «Ева».Организационно-правовая форма- Индивидуальное предпринимательство. Предприятие существует на рынке с 2010 года. За это время предприятие открыла только одну торговую точку в ТЦ «Радуга» , площадью 50 кв. м. Предприятие в основном ориентировалось на мужскую верхнюю одежду из кожи а так женскую одежду , однако на данный момент ассортимент состоит из женской одежды , орентированное на женщин в возрасте от 35 до 55 лет, что и предприятие «EveryDay» . Главным преимуществом предприятия является низкая себестоимость товара , в связи с покупкой товара напрямую у производителей.

Магазин «Леди». Организационно-правовая форма – Индивидуальное предпринимательство. Предприятие существует на рынке с 2005 года. За все время функционирования , предприятие имело одну торговую точку в ТЦ «Пассаж» , площадью 45 кв. м. Изначально предприятие ориентировалось на женскую аудиторию и ассортимент состоял из верхней одежды. За долгие годы работ предприятие хорошо зарекомендовало себя как продавца высококачественной одежды по низким ценам., которые являются на много ниже по сравнению с конкурентами, и имеет узнаваемость среди потенциальных покупателей данного региона. Основными преимуществами являются , открытие в ТЦ «Пассаж» крупной федеральной сети « Магнит-Косметик» и универсам «Магнит» , что обеспечивает в ТЦ большой трафик посетителей, а так же низкая себестоимость товара , что позволяет предприятию снижать розничные цены.

Магазин « Veste» . Организационно-правовая форма – Индивидуальное предпринимательство. Предприятие существует на рынке с 2002 года. За это время предприятие активно развивалось в городе, и открыло несколько торговых точек , в том числе в ТЦ «Радуга» , торговой площадью 40 кв. м . На данный момент предприятие открывает новую торговую точку в ТРЦ «Столица» , что обеспечит для предприятия выход на новые сегменты, т. к данный ТРЦ ориентирован на лиц в возрасте от 16 до 45 лет. Предприятие изначально ориентировалось на женскую аудиторию. Основным преимуществом является большой ассортимент товаров.

Магазин «Каприз» . Организационно-правовая форма- Индивидуальное предпринимательство. Предприятие существует на рынке с 2006 года . За это время предприятие открыло несколько торговых точек , в том числе в ТЦ «Весна» , площадью 40 кв. м , в котором арендует торговую точку предприятие «EveryDay» . Данное предприятие ориентируется на мужскую и женскую аудиторию , предлагая большой ассортимент для обоих целевых групп.

Для того чтобы дать оценку конкурентоспособности предприятия и его основных конкурентов , для начала надо выявить по каким параметра ( факторам) будет оцениваться. Для выявления данных параметров ( факторов) был проведен опрос покупателей на выходе из магазина , на основании составленной анкеты . Анкета представлена в приложении 2. Анкеты были розданы 30 потенциальным покупателям , 28 из них ответили на вопросы из анкеты , для помощи в разъяснении вопросов из анкеты , с покупателями работал консультант .

Целью данного опроса было, выявить по каким параметрам покупатели выбирают то или иное предприятие для совершения покупок. И дать всем параметрам вес, на какие параметры обращают прежде всего внимание , а на какие во второстепенную очередь .

Данные параметры, а так же их вес , представлены в таблице 13 .

Таблица 13

Параметры оценки конкурентоспособности

Наименование факторов Вес
Ассортимент товаров 0,17
Уровень цен 0,2
Уровень обслуживания 0,12
Месторасположение 0,04
Атмосфера магазина 0,12
Выкладка товара 0,2
Качество товара 0,15
Итого:

Как видно из таблицы 13 наибольшим весом обладает ассортимент товаров , его вес составляет 0,17 . Следующим параметром который является наиболее важным являет … его вес составляет…Далее идет

Для оценки конкурентоспособности предприятия по выявленным параметрам , а так же предприятии-конкурентов , были привлечены эксперты , в лице Директора розничного предприятия «EveryDay» , администратора ТЦ «Весна» , и администратора торгового дома. Каждый эксперт знаком со всеми перечисленными выше предприятиями , дали свою оценку по 5 бальной системе, где 1- очень плохо, а оценка 5- отлично, каждому параметру , на сколько по его мнению баллов развит тот или иной параметр у предприятия , а так же , по той же схеме оценить предприятия-конкуренты . Данные этих оценок предоставлены в таблице 14

Таблица 14

Оценка конкурентоспособности предприятия по 5 бальной системе

Факторы Беатрисс Ева Леди Veste Каприз EveryDay
Ассортимент товаров 4.9 4.5 4.1 4.6 4.9
Уровень цен 3.5 4.5 4.9 3.8 4.5
Уровень обслуживания 4,1 3.9 4.9 4.1 4.1 3.8
Месторасположение 4.5 4.5 4.5 3.3 3.9 3.6
Атмосфера магазина 4.8 4.2 4.5 3.3 4.5 3.7
Выкладка товара 2,5 3.5 3.5 3.8
Качество товара 4.8 4.3 4.6 4.1 4.5
Итого:            

Как видно из таблицы 14, предприятие имеет высоки баллы по таким параметрам как, ассортимент товаров, уровень цен, качество товаров. Наименьший балл получили, месторасположение предприятия, атмосфера магазина, выкладка товара, и уровень обслуживания.

Для получения итоговой оценки , выполним произведение веса каждого параметра на баллы экспертов , получим общий балл , который в конечном счете определит оценку конкурентоспособности предприятия и его конкурентов. Данные баллы предоставлены в таблице 15

Таблица 15

Общий балл конкурентоспособности предприятия

Факторы Беатрисс Ева Леди Veste Каприз EveryDay
Ассортимент товаров 0.833 0.765 0.68 0.698 0.782 0.731
Уровень цен 0.7 0.9 0.98 0.76 0.8 0.8
Уровень обслуживания 0.492 0.468 0.588 0.492 0.492 0.504
Месторасположение 0.18 0.18 0.18 0.132 0.156 0.144
Атмосфера магазина 0.567 0.504 0.54 0.396 0.54 0.444
Выкладка товара 0.5 0.7 0.8 0.7 0.8 0.76
Качество товара 0.72 0.645 0.69 0.6 0.615 0.675
ИТОГО: 4.74 4.162 4.458 3.777 4.185 4.058

Из таблицы 15 видно что среди конкурентов предприятие «EveryDay» находится на предпоследнем месте, ее балл составляет 4,0 . Лидером среди является предприятие «Беатрисс» с общим баллом 4.7 . Ближайшим конкурентом , до которого предприятие может повысить свои конкурентные позиции , и в конечном счете перегнать является предприятие «Каприз» , с баллом 4.1 .

Наши рекомендации