Организация смешанных перевозок

В последнее 20-летие в транспортном обеспечении внешнеторговых операций все более широкое распростране­ние получают перевозки грузов в смешанных сообщениях, когда участвуют несколько видов транспорта.

Существует два основных подхода к организации таких перевозок:

• прямые смешанные перевозки (развивались преимуще­ственно в России);

• мультимодальные перевозки.

Прямые смешанные перевозки имеют ряд особенностей:

1. Они осуществляются при внутренних перевозках в каботаже.

2. Отсутствие единого оператора перевозки, организующего, управляющего и контролирующего весь процесс транспортировки.

Схема перевозочного процесса при прямых смешанных перевозках представлена на рис. 13.

организация смешанных перевозок - student2.ru организация смешанных перевозок - student2.ru организация смешанных перевозок - student2.ru организация смешанных перевозок - student2.ru

Под мультимодальной (интермодальной, комбинированной)понимается международная перевозка груза, укрупнен­ного в виде модуля (контейнер, пакет и др.), которая выпол­няется с использованием двух и более видов транспорта на основе единого транспортного документа и по сквозной став­ке под контролем единого оператора мультимодальной пере­возки - ОМП (рис.14).

организация смешанных перевозок - student2.ru

Появлению мультимодальных перевозок во многом способ­ствовала контейнерная революция 60-х гг. прошлого века. Кон­тейнеризация произвела глубокое изменение не только в ма­териально-технической базе транспорта, но и в организации международных перевозок.

Сравнительная характеристика прямых смешанных и муль­тимодальных перевозок приведена в табл. 6.

Прямая смешанная перевозка Мультимодальная перевозка
Два и более вида транспорта Два и более видов транспорта
Отсутствие единого оператора перевозки Наличие единого оператора перевозки
Отсутствие сквозной ставки на перевозку Единая сквозная ставка на транспортировку
Последовательная схема взаимодействия участников Последоеательно-центральная схема взаимодействия участников

При организации смешанных перевозок важным моментом является определение оптимального маршрута движения гру­за. Для этого используют метод анализ полной стоимости. Применение этого метода означает учет всех затрат в транс­портной системе и такую их перегруппировку, которая позво­лит уменьшить суммарные затраты.

Выбор оптимального маршрута доставки производится, как правило, экспедитором грузовладельца или ОМП при получе­нии заявки на организацию транспортировки нового для него груза или известного груза на новом направлении. На осно­вании предварительной оценки возможных решений опреде­ляются 2-4 конкурентоспособных варианта. По каждому вари­анту собираются исходные данные, а затем на основе выпол­ненных расчетов рекомендуется оптимальный вариант.

Основными критериями отбора маршрута являются:

• общие расходы на перевозку;

• время транспортировки;

• вероятность непредвиденных расходов, задержки в пути;

• вероятные повреждения груза.

После выбора оптимальной схемы экспедитор или опера­тор мультимодальной перевозки выбирает непосредственных участников перевозки и заключает соответствующие договоры.

Наши рекомендации