Система коносамента, применяемая обычно на морском транспорте

Транспортная накладная — это:

накладная, квитанция — на железнодорожном, внутреннем воздушном и водном транспортах;

товарно-транспортная накладная — на автомобильном транспорте;

коносамент — это ценная бумага, оформляющая перевозку на морском транспорте;

чартер используется при перевозке грузов морем, либо в воздушных перевозках в международном сообщении. В транспортной накладной указываются:

сведения о грузе (наименование, количество, способ определения веса и др.);

Отправитель, получатель, расстояние перевозки, ее стоимость.

В55

Права и обязанности получателя по договору перевозки груза.

Договор перевозки грузов по своей конструкции относится к договору в пользу третьего лица, позволяющему грузополучателю, не являющемуся стороной договора, пользоваться определенными правами и нести соответствующие этим правам обязанности.

Не участвуя в заключении договора, грузополучатель приобретает тем не менее право требования к перевозчику о выдаче груза в пункте назначения. При неисполнении перевозчиком обязанности по доставке груза в адрес получателя последний вправе предъявить к нему требования по поводу утраты груза, а при ненадлежащем исполнении им обязательства - требования по поводу недостачи или повреждения груза, а также по поводу просрочки в его доставке.

Грузополучатель не только имеет обозначенные выше права, но и несет определенные обязанности. Так, по прибытии груза в пункт назначения получатель обязан принять его и вывезти с территории станции, аэропорта, пристани. Подобная обязанность обусловлена тем, что неисполнение ее ведет к перегрузке складских помещений транспортного предприятия и затруднениям по приему груза для других получателей. Естественно, что обязанностью получателя является и окончательный расчет за оказанные перевозчиком услуги.

Обязанности перевозчика:

1. Доставить груз в указанный пункт назначения, который определяется отправителем;

2. Доставить груз в определенные сроки. Ответственность в виде исключительной неустойки по ж/д 9 % от стоимости перевозки. Не д. превышать стоимости перевозки груза. Исключительная, значит, другие убытки не возмещаются. Исключение: скоропортящиеся грузы – двойная ответственность за просрочку и порчу груза.

3. Доставить груз в целости и сохранности: ответственность только в случае вины, но вина презюмируется.

Если груз перевозился в присутствии представителя отправителя (получателя), то в случае недостачи действует презумпция невиновности перевозчика. То же, если груз поступил за пломбами отправителя.

Ответственность за порчу груза: возникают только такие убытки, которые представляют собой реальный ущерб (стоимость груза). Если стоимость объявлена, то ответственность определяется по объявленной стоимости, если нет – по цене, которую заплатил грузополучатель.

Ответственность морского перевозчика за несохранность груза: если просрочка, порча (утрата) груза произошла по ошибке экипажа, то отвечает не перевозчик, а экипаж.

Деление всех убытков на 2 категории:

- Общая авария – убытки, которые являются результатом целенаправленной деятельности по выбрасыванию груза, чтобы спасти остальной груз.

- Частная авария - все, что не является результатом сознательной деятельности.

Капитан д. составить акт, а по прибытию в порт вызвать специальное должностное лицо – диспашер, который определит, какие убытки являются частной, а какие общей аварией.

Общая авария распределяется между всеми участниками: хозяева уцелевшего груза и хозяин судна.

Определяется контрибуциональный капитал и стоимость общих убытков.

Убытки в виде частной аварии возмещает виновное лицо, если его нет – тот, кто их не понес.

4. Выдать груз управомоченному лицу, которое указывается отправителем.

5. Предупредить получателя о прибытии груза: при принятии груза происходит взвешивание груза, если выявляется недостача, то составляется коммерческий акт перевозчиком. Отказ перевозчика от составления коммерческого акта д.б. обжалован в течение 7 суток.

Некоторые виды грузов подлежат обязательной перевеске, обычно груз лишь осматривается внешне.

В56

За неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором либо за непредъявление груза или за неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам перевозчик или соответственно грузоотправитель несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (ст. 794 ГК). Они освобождаются от этой ответственности, если неподача транспортных средств либо их неиспользование произошли вследствие:

- непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

- прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленных в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

- в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Такая ответственность носит ограниченный характер и предусмотрена в виде штрафа (за исключением морской перевозки, где КТМ в ряде случаев предусматривает ответственность за такие правонарушения в виде возмещения убытков).

Грузоотправитель освобождается от уплаты штрафа за непредъявление груза или за неиспользование поданных вагонов и контейнеров вследствие обстоятельств, при которых запрещено проводить операции по погрузке и выгрузке грузов, а также аварии у грузоотправителя либо при их подаче грузоотправителю сверх заявки без предварительного согласия грузоотправителя. Штраф с грузоотправителя не взыскивается и в случае, если он в результате уплотненной загрузки вагонов или контейнеров использует меньшее их количество. Если же он предупредит перевозчика о неиспользовании вагонов и контейнеров не менее чем за два дня до дня погрузки, размер штрафа снижается на одну треть (ст. 116 УЖТ).

В57

Ответственность перевозчика за нарушение обязательств, вытекающих из договора перевозки груза, наступает за нарушение установленного срока доставки груза и за не обеспечение его сохранности.

Такая ответственность всегда носит ограниченный характер: она установлена либо в форме возмещения только прямого ущерба или его части, но не упущенной выгоды, либо в форме исключительной неустойки.

В тех случаях, когда законодательством предусмотрена какая-либо обязанность перевозчика при отсутствии ответственности за ее нарушение, он может быть привлечен к ответственности только в том случае, если невыполнение им такой обязанности повлекло за собой такие правонарушения, за которые ответственность предусмотрена.

За просрочку доставки груза железнодорожный перевозчик, по вине которого допущена просрочка, уплачивает пеню в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза. Освободиться от этой ответственности перевозчик может, доказав, что просрочка произошла в связи с невнесением грузоотправителем провозной платы и иных платежей за предыдущие перевозки, устранением угрожающей жизни и здоровью людей неисправности транспортных средств.

За просрочку доставки груза по договору воздушной перевозки перевозчик также уплачивает штраф в размере 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем половину провозной платы. Он освобождается от ответственности, доказав, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

На внутреннем водном транспорте за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает пеню в размере 9% платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не более половины провозной платы, если не докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

На автомобильном транспорте ответственность за нарушение срока доставки груза установлена лишь для междугородных перевозок. В этих случаях автотранспортные организации уплачивают грузополучателям штраф в размере 12% провозной платы за каждые сутки просрочки, если не докажут, что просрочка произошла не по их вине.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Законодательство предусматривает предельный размер ответственности перевозчика за несохранность перевозимого груза:

- в случае утраты или недостачи груза причиненный ущерб возмещается перевозчиком в размере стоимости утраченного или недостающего груза;

- при повреждении (порче) груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности его восстановления - в размере его стоимости;

- если утраченный груз сдавался к перевозке с объявлением его ценности, ущерб подлежит возмещению перевозчиком в размере объявленной стоимости груза.

Претензия должна быть предъявлена той транспортной организации, которая в соответствии с законодательством уполномочена ее рассматривать; она должна содержать все необходимые сведения и расчет суммы требований, позволяющие рассмотреть ее по существу; к претензии должны быть приложены документы, которые в соответствии с транспортным законодательством могут служить доказательством предъявленных требований.

Наши рекомендации