Нарисуйте и прокомментируйте кривую Лоренца, отражающую неравномерность распределения долей продаж на рынке товара.

2. Сферами деятельности естественных монополий являются:

1.Транспортировка нефти и нефтепродуктов.

2.Траспортировка газа по газопроводам.

3. Морской транспорт

4.Передача электроэнергии

5.Услуги общедоступной почтовой связи

3.Дайте определение чистой монополии:
_________________________________________________________________________

4.Укажите типы антимонопольного законодательства, существующие в мире:

1.Американский 2.Европейский3.Азиатский

5.Рассчитайте показатель Лернера при следующих условиях. Цена единицы товара, установленная монополистам 550 рублей, предельные издержки составляют 150 рублей. О какой конкуренции на рынке он говорит: совершенной, несовершенной: олигополии, чистой монополии?

6. Каковы условия существования совершенной конкуренции:

1.Множество производителей

2.Несколько производителей

3.Унифицированный товар

4.Доступ в отрасль открыт

7. Какова причина существования естественных монополий:

1.Политическая 2.Социальная3.Экономическая 4.Верного ответа нет

8. Укажите причину эволюции антимонопольной политики и реформирования антимонопольного законодательства в мире:

1.Изменения в экономических процессах

2.Субъективное решение правительства

3.Лоббирование интересов крупных производителей

4.Обострение конкуренции на мировых рынка

9. К методам неценовой конкуренции относят:

1.Установление низких цен

2.Выпуск продукции с новыми свойствами и качеством

3.Реклама

4.Предоставление услуг по сервисному обслуживанию.

10. Что такое адвокатирование конкуренции:

1. Набор мер, направленных на поддержку малого бизнеса

2.Набор видов деятельности государства, в том числе информационный, направленных на укрепление конкурентной среды без использования системы принуждения к соблюдению антимонопольного законодательства.

3.Набор меры антимонопольных органов, направленных на разукрупнение предприятий

11.Для какой страны характерно подчинение антимонопольной политики цели поддержки экспортных отраслей:

1.Великобритания 2.Япония3.Россия 4.Франция

12. Власть монополии над ценой проявляется:

1.В способности продавца сговариваться о ценах с другими хозяйствующими субъектами

2.В способности продавца устанавливать высокую цену и удерживать ее путем сокращения объемов производства.

3.В способности продавца производить больше продукции с низкими затратами

Какая кривая отражает степень концентрации производства

на рынке товара или услуги:

1.Лаффера

2.Лоренца

3.Эластичностипредложения

4.Ценообразования монополии

14. Для США 80-х годов была характерна:

1.Агрессивная антимонопольная политика, направленная на ограничение объединений и развитие конкуренции.

2.Мягкая антитрестовская политика, направленная на поддержку НИОКР

3.Политика ликвидации антитреста для экспортных отраслей

15. Укажите рынки в Ивановской области с низким состоянием конкурентной среды:

1. Швейное и текстильное производство

2. Рынок медицинских услуг

3.Дополнительное образование детей

4.Транспорт и связь

ВАРИАНТ 2

1. Как называется антимонопольный орган РФ в настоящее время:

1.Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

2.Федеральная комиссия по антимонопольной политике и развитию предпринимательства.

3.Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации

4.Феделальная антимонопольная служба

2. Укажите приоритетные с позиции развития конкуренции рынки в Ивановской области:

1. Услуги в сфере культуры;

2. Медицинских услуг;

3. Дополнительное образование детей;

4. Услуги транспорта.

3. Степень жесткости антимонопольной политики зависит от следующих факторов:

1.Страны, в которой применяется

2.Экономических условий, в которых применяется

3.Экономической политики государства и целей антимонопольной политики

4.Личных позиций руководителя антимонопольных органов

4. Каковы условия существования монополистической конкуренции:

1.Множество производителей

2.Несколько производителей

3.Унифицированный товар

4.Доступ в отрасль закрыт патентом.

5. Власть монополии над ценой проявляется:

1.В способности продавца сговариваться о ценах с другими хозяйствующими субъектами

2.В способности продавца устанавливать высокую цену и удерживать ее путем сокращения объемов производства.

3.В способности продавца производить больше продукции с низкими затратами

6. Рассчитайте коэффициентГерфиндаля-Хиршмана для следующих условий. Количество хозяйствующих субъектов на рынке -7, каждый из которых имеет следующие доли продаж в объемах реализации рынка:

1 и 2 фирмы – по 2.5 %, 3 и 4 фирмы-по 10%, 5 -6 фирмы – по 20% каждая, 7 фирма- 35%.

7.Напишите формулу индекса Лернера: __________________________________________________________________________

8. Для США 80-х годов была характерна:

1.Агрессивная антимонопольная политика, направленная на ограничение объединений и развитие конкуренции.

2.Мягкая антитрестовская политика, направленная на поддержку НИОКР

3.Политика ликвидации антитреста для экспортных отраслей

9.Закон Шермана, являющийся одним из первых антимонопольных законов принят в:

1. 1900г. 2 .2001г. 3 .1890г . 4 .1950г.

10. Наиболее существенными административными барьерами для ведения текущей деятельности или открытия нового бизнеса в ивановской области являются:

1. Высокие налоги

2. Нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность

3. Сложность доступа к получению поддержки для малого предпринимательства

3.Сложность получения доступа к земельным участкам

11.Каковы причины существования естественных монополий:

1.Экономическая нецелесообразность существования конкурентов

2.Предельные издержки равны 0.

3.Политическое решение власти

4. В результате требований международных соглашений

12.В Германии антимонопольное законодательство принято::

1.В начале 20 века

2.После Второй мировой войны

3.В период либерализации экономики: в 70-80гг. 20 века

13.Если индекс Лернера равен 0, то на рынке действует:

1.Совершенный конкурент

2.Монополист, имеющий высокую степень власти над ценой

3.Монополист, который не имеет возможность устанавливать высокие монопольные цены

4. Верного ответа нет

14. Конкурентный рынок это- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15.Укажите, что включает в себя мониторинг конкурентной среды субъекта федерации:

1.Выявление наличия административных барьеров;

2.Оценку изменения количества конкурентов на рынках;

3.Оценку деятельности естественных монополий;

4. Оценку величины налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства.

Материал к семинару 3-4

Тема 4.

Вопросы выносимые на обсуждение по теме Антимонопольное законодательство России

1. Что такое антимонопольное регулирование?

2. По каким направлениям осуществляется антимонопольное регулирование?

3. Что относится к источникам антимонопольного права?

4. Что относится к антимонопольному законодательству?

5. Каковы цели закона «О защите конкуренции»?

6. Какие антимонопольные органы существуют в РФ?

7. Назовите функции антимонопольных органов.

8. Какие полномочия имеют антимонопольные органы?

9. Какие права имеют работники антимонопольных органов при проведении проверок?

10. Каковы обязанности физических и юридических лиц при проведении проверки антимонопольным органом?

11. Какие имеются основания для признания тех или иных лиц группой лиц?

12. Что такое доминирующее положение хозяйствующего субъекта?

13. Является ли доминирующее положение незаконным?

14. С помощью какого показателя определяется доминирующее положение?

15. Имеет ли право хозяйствующий субъект представлять в антимонопольный орган доказательства того, что его положение не может быть признано доминирующим?

16. Что считается злоупотреблением доминирующим положением?

17. Какие действия однозначно признаются злоупотреблением доминирующим положением? Что считается монополистической деятельностью?

18. Что считается монополистической деятельностью?

19. Какие методы применяются для обоснования монопольно высокой или монопольно низкой цены товара?

20. Какие действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, могут быть признаны допустимыми?

21. Как ФАС контролирует инвестиции.

22. Управление государственным и муниципальным имуществом

Тестовые задания для работы с антимонопольным законодательством в компьютерном классе и самоподготовки к экзамену

1.Недобросовестная конкуренция – это такие действия хозяйствующих субъектов, которые:

а) противоречат действующему законодательству;

б) наносят значительный ущерб любым другим хозяйствующим субъектам;

в) противоречат обычаям делового оборота;

г) наносят вред деловой репутации конкурентов.

2. К защите конкуренции законодательство относит предупреждение и пресечение:

а) монополистической деятельности;

б) недобросовестной конкуренции;

в) недопущения, ограничения, устранения конкуренции некоторыми органами и организациями;

г) всё вместе.

3.Физические и юридические лица:

А) обязаны представлять в антимонопольный орган информацию, составляющую коммерческую тайну;

Б) не обязаны представлять в антимонопольный орган информацию, составляющую коммерческую тайну;

11. К монополистической деятельности относится:

А) злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением;

Б) злоупотребление группой лиц своим доминирующим положением;

В) соглашения, запрещённые антимонопольным законодательством;

Г) согласованные действия, запрещённые антимонопольным законодательством;

Д) действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;

Е) всё вместе.

12. Доминирующим однозначно признаётся положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определённого товара превышает:

А) 35 %;

Б) 50 %;

В) 65 %;

Г) нет правильного ответа.

13. Злоупотреблением доминирующим положением считаются:

А) установление, поддержание монопольно высокой цены товара;

Б) установление, поддержание монопольно низкой цены товара;

В) действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

Г) нарушение установленного порядка ценообразования; Д) всё вместе.

14. К соглашениям, ограничивающим конкуренцию, относятся соглашения, которые приводят или могут привести к:

А) созданию дефицита товаров; Б) установлению или поддержанию цен (тарифов);

В) разделу рынка по территориальному принципу;

Г) технически не обоснованному отказу от заключения договоров с определёнными покупателями;

Д) повышению цен на торгах;

Е) всё вместе.

15. Органам местного самоуправления запрещается осуществлять следующие действия, приводящие к ограничению конкуренции:

А) вводить ограничения в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;

Б) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов;

В) вводить ограничения прав хозяйствующих субъектов на обмен товаров;

Г) любые действия;

Д) всё вместе.

16. Антимонопольные требования к торгам касаются:

А) участников;

Б) организаторов;

В) заказчиков)

Г) участников, организаторов, заказчиков.

17. Иск о признании торгов недействительными могут подать: А) заказчики; Б) участники;

В) организаторы;

Г) налоговые органы;

Д) антимонопольные органы.

18. Антимонопольный орган принимает решение по результатам рассмотрения ходатайства о предоставлении государственных преференций в срок не превышающий:

А) 1 месяц;

Б) 2 месяца;

В) 3 месяца;

Г) нет правильного ответа

В каких случаях соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов запрещены?

Наши рекомендации