Задачи менеджмента применительно к туризму
Перед туристскими фирмами в области менеджмента сегодня стоят
две задачи:
1) в полной мере внедрить рыночные отношения, т.е. построить менеджмент туризма на принципах рынка;
2) адаптировать нововведения в области туризма к условиям сегодняшнего дня, учесть все мировые достижения в этом направлении.
Для современного российского менеджмента в сфере туризма характерно:
• стремление к повышению эффективности производства и бизнеса в целом;
• хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу в принятии решения, ответственность за конечные результаты деятельности фирмы и ее подразделений;
• корректировка целей и программ действий фирмы в зависимости от ситуации на внешнем рынке;
• ориентация на достижение запланированного результата в деятельности фирмы;
• использование для расчетов современной информационной и статистической базы при принятии управленческих решений;
• корректировка планирования с акцентом не на текущее, а на стратегическое планирование;
• постоянное повышение квалификации персонала с использованием современных форм и технологий обучения - семинары-тренинги, деловые игры, кейсы, практикумы;
• осуществление управления на основе использования современных информационных технологий;
• внедрение инноваций в работу фирмы, поиск эффективных нестандартных решений;
• применение современных технологий менеджмента - маркетинговых исследований, рекламы, PR-технологий и др. Основная задача менеджера - обеспечить существование фирмы на туристском рынке в любых условиях его функционирования. Финансовая устойчивость предприятия в сложных кризисных ситуациях на внешнем рынке является показателем профессионализма менеджера-руководителя. Для производства и реализации туристского продукта необходима целая система управленческих действий.
В туристской фирме менеджмент разнообразен и включает:
• менеджмент организации туристской деятельности;
• менеджмент производства туристского продукта (производственный менеджмент);
• менеджмент реализации турпродукта (sale-management);
• персонал-менеджмент;
• менеджмент-маркетинг;
• финансовый менеджмент
Каждое направление менеджмента туристского предприятия имеет свои особенности и требует профессиональной организации и применения новейших технологий.
Современный рынок не может функционировать и развиваться без системы управления и менеджеров.
Экономическое положение отдельного предприятия (фирмы) и со-стбяние экономики в целом в конечном итоге определяют три основных фактора:
1) уровень техники и технологии;
2) качество рабочей силы с высокой мотивацией к труду;
3) организация и управление производством - менеджмент.
Последний фактор носит системообразующий характер, т.е. весь производственный процесс представляет собой систему необходимых элементов управления, которые и образуют единую систему менеджмента.
Как показывают специальные исследования, состояние менеджмента влияет и на уровень используемой техники и технологии, а также на качество рабочей силы.
Об истории становления менеджмента в предпринимательстве
Практика управления пережила достаточно длительную и глубокую эволюцию.
На ранних стадиях развития капиталистического производства предприниматель-собственник, как правило, сам управлял предприятием, руководствуясь опытом и чутьем.
Развитие промышленности на рубеже XIX и XX веков поставило вопрос об управлении как самостоятельном факторе производства.
Для совершенствования управления понадобилась систематизация накопленных знаний по искусству управления. Возникла неука управления, подлинным основоположником которой по праву считается Ф. Тэйлор.
Предложенная Ф. Тейлором рационализация труда и отношений на производстве произвели подлинный переворот, позволили коренным образом изменить организацию и управление, значительно повысить эффективность производства.
Ф. Тэйлор рассматривал управление как «искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом». Он выделил 4 группы управленческих функций:
- выбор цели;
- выбор средств;
- подготовка средств;
- контроль результатов.
Принципы управления, актуальные и сегодня, разработал современник Ф. Тэйлора - А. Файоль, который разбил операции, осуществляемые на предприятии, на 6 групп:
1) технические; ,
2) коммерческие;
3) финансовые;
4) охрана имущества и лиц;
5) счетные операции;
6) административные операции.
К собственно управлению А. Файоль отнес шестую группу - административные операции. Он считал, что управлять - это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы, обеспечивать правильный ход всех шести основных функций.
По А. Файолю управление заключается в том, чтобы:
• предвидеть
(изучать будущее и устанавливать программу действий);
• организовывать
(строить организм предприятия - материальный и социальный);
• распоряжаться
(приводить в действие персонал предприятия);
• согласовывать
(связывать и объединять действия и усилия);
• контролировать
(наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным и
определенным распоряжениям).
Классификация А. Файоля до сих пор лежит в основе науки управления.
По ходу эволюционирования теории и практики менеджмента на первый план выдвигались то одни, то другие проблемы.
В 1950-1960-е годы в центре внимания стояла организационная структура управления.'
В 1960- 1970-е годы внимание привлекает стратегическое планирование.
1980-е годы ознаменованы переходом фирм от стратегического планирования к стратегическому управлению.
Рубежным в развитии менеджмента стало объединение теории управления и теории маркетинга, породившее рыночную концепцию управления. Маркетинг предстал определенной технологией менеджмента, новым подходом к нему.