Финансовая система и фискальная политика

В нашей повседневной жизни мы постоянно вступаем в финансовые отношения: при уплате налогов, получая зарплату, стипендии, пособия, участвуя в лотереях. Что такое финансовая система государства, каковы ее особенности и принципы построения в современной России? Как проводить фискальную политику государства и добиться положительных макроэкономических последствий? Каковы принципы справедливого налогообложения, содействующие росту деловой активности предприятий? Как наполнить государственный бюджет и проводить бюджетную политику, выгодную обществу и ведущую к прогрессу? Все эти вопросы решаются через финансовую систему.

Необходимость, сущность и функции финансов

Финансы - это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового национального продукта.

Денежные платежи и расчеты ведутся:

ð между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой - при уплате налогов или получении государственных субсидий;

ð между физическими и юридическими лицами - при выплате заработной платы, начислении в социальные фонды;

ð между юридическими лицами - в кредитных сделках, в осуществлении совместных инвестиционных проектов, во взаимных расчетах;

ð между отдельными государствами - по платежам и валютным обменам.

Звеньями финансовой системы являются:

- бюджеты различных уровней (федеральный, региональные, местные);

- фонды пенсионного социального, имущественного и медицинского страхования;

- валютные резервы государства;

- денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур;

- специальные денежные фонды, например, дорожный фонд, фонд поддержки правоохранительных органов, образовательные фонды;

- бюджеты домохозяйств.

Выделяются финансы: хозяйствующих субъектов (предприятий), населения (домохозяйств) и государства. Доходную часть финансов населения образуют первичные доходы семей, расходную - все расходы и сбережения населения.

Основой финансовой системы являются финансы предприятий, так как они способствуют формированию финансов как домохозяйств, так и государства в целом.

Основным принципом построения финансовой системы является принцип фискального федерализма. Правительство выражает общенациональные интересы и определяет общие расходы на оборону, космос, науку, на государственные инвестиции в развитие экономики. Местные органы власти финансируют развитие школ, социальные программы, охрану общественного порядка, здравоохранение, благоустройство и др.

Превышение госдолга над ВНП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.

Так в 1996 г. дефицит консолидированного бюджета РФ составил 94,3 трлн. руб., или 6,1 % ВВП. В 2000 г. получен профицит бюджета в сумме 137,6 млрд. руб., или 1,94 % ВВП.

Финансовая система государства воспроизводит все процессы по распределению ВНП. Поэтому политика государства в отношении финансовой системы является одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Государственный бюджет

Госбюджет - основной финансовый план государства (обычно на год), государственные расходы и источники их финансового покрытия, который охватывает доходы и расходы как федерального центра, так и властей всех уровней управления.

Госбюджет представляет собой компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения собственности, доходов и заработной платы. По поводу бюджетных расходов на социальные цели находится компромисс: между общегосударственными и местными интересами; между отраслями экономики в отношении распределения налогов и бюджетных дотаций, между интересами отдельных отраслей и монополий по поводу налогов и субсидий, льготных кредитов и госзаказов, подрядов на строительство, государственных инвестиций и др.

Типичная структура бюджетных расходов и доходов, удельный вес отдельных статей в госбюджете стран с рыночной экономикой такова[20]:



РАСХОДЫ (в %) Страны Европы Россия 1996-1998 гг.
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели ............................................. 40-50
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ 10-20 10-30
Расходы на оборону и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам ........... 10-20 20-25
Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, милиции, органов юстиции и пр. …......................................................… 5-10 5-15
Платежи по государственному долгу .................... 7-8
ДОХОДЫ (в %) Страны Европы Россия 1996-1998 гг.
Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор)............................ 75-85
Неналоговые поступления: доходы от госсобственности, госсектора в экономике, госторговли……….. 5-8
Взносы в госфонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы ...................... 10-12

Следует подчеркнуть, что расходы госбюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Но в государственной экономической политике активную роль выполняют бюджетные доходы, в первую очередь налоги.

Проблема сбалансированности госбюджета - идеального исполнения госбюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств для непредвиденных обстоятельств или перевода в бюджет следующего года. Таков сбалансированный бюджет при жесткой дисциплине его исполнения.

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами (внутренними и внешними). Возможна и дополнительная эмиссия денег, но она должна быть оправданной во избежание инфляции, раскручивания спирали цен, воспроизведения бюджетного дефицита.

Государственный долг - задолженность правительственных органов, которая накапливается. Его приходится выплачивать с процентами. Превышение госдолга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивости денежного обращения.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный ( свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги.

Предметом особого внимания является внешний долг. Внешний долг России на начало 2001 г. превышал 140 млрд. долл. США. Выплата этого долга и процентов по нему отягощает госбюджет. Так, в 2000 г. на выплату средств в счет внешнего долга было направлено около 1/3 федерального бюджета.

Государство принимает ряд мер, чтобы не попасть в положение безнадежного должника, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей:

1. Перенос предстоящих в скором времени платежей на отдаленное будущее или реструктруризация долга. Но это возможно только с согласия кредиторов.

2.Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии - превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, участвовать в капитале, особые права, в том числе на приватизацию госсобственности, аренду месторождений полезных ископаемых и др.

3. Обращение страны-должника к международным банкам за льготными кредитами для преодоления кризисной ситуации. Но такие кредиты, как правило, обусловливаются жесткими требованиями.

Наши рекомендации