Особенности рыночных отношений в строительстве.

Строительство и все другие отрасли нашей экономики фун­кционируют в условиях развития рыночных отношений.

Наличие товарного производства объективно обусловливает появление такой экономической ка­тегории, как рынок и развитие рыночной экономики. В узком смысле слова рынок – это место купли-продажи товаров и ус­луг, заключение торговых сделок. В этом определении присут­ствует пространственный аспект. С экономической точки зре­ния рынок –это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.

В широком смысле слова рынок – это экономические от­ношения в сфере производства, распределения, обмена това­ров и услуг и их потребления, на основе широкого использо­вания денег и связанных с ними категорий (цены, кредиты, финансы).

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хо­зяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций.

Регулирующая функция.Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого произ­водить? как производить?

Информационная функция.Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам про­изводства объективную информацию об общественно необходи­мом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Стимулирующая функция.Посредством цен рынок стиму­лирует внедрение в производство достижений научно-техни­ческого прогресса, снижение затрат на производство продук­ции и повышение ее качества, расширение ассортимента това­ров и услуг.

Санирующая функция.Рынок, развивая конкуренцию, очи­щает общественное производство от экономически слабых, не­жизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

Функция ценообразования.Поступающие на рынок продук­ты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количе­ство материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен опла­тить покупатель.

В рыночной экономике действуют присущие ей экономичес­кие законы: стоимости, спроса, предложения.

Закон стоимости –это закон, регулирующий связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование об­щественного труда в условиях рыночной экономики. Согласно данному закону, производство и обмен товаров осуществляется на основе их стоимости, величина которой измеряется обще­ственно необходимыми затратами труда. Это то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребитель­ной стоимости при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

Важное место в рыночной экономике занимают спрос и пред­ложение.

Спрос –фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание, на­мерение покупателей приобрести данный товар. Объем и структу­pa спроса зависят как от цен на товар, так и от других неценовых факторов, таких как доходы потребителя, реклама, число потребителей, а также от цены на другие товары, в том числе на товары-заменители и на сопряженные, сопутствующие товары.

Спрос связан с ценой. Данная связь отражена в законе спро­са. Закон спроса – закон рыночной экономики, который уста­навливает связь между ценой и спросом. С повышением цены спрос падает, и, наоборот, с понижением цены спрос растет, т.е. закон спроса устанавливает обратно пропорциональную связь между ценой и спросом.

Предложение – это то количество товаров, которое выносится на рынок.

Связь между ценой и предложением выражена в законе пред­ложения. Закон предложения устанавливает связь между це­ной и предложением. Эта связь прямо пропорциональна, т.е. с повышением цены увеличивается величина предложения това­ров. Закон предложения – это реакция величины предложе­ния на динамику цены: величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен, т.е. чем выше цена товаров, тем большее их количество может быть произведено и представлено к продаже на рынках.

Закон предложения характеризует прямое влияние цены именно на величину предложения.

Ранее мы говорили о том, как влияет всякое изменение цен на спрос и предложение товаров, т.е. рассматривали эти про­цессы автономно, но в реальной жизни спрос и предложение взаимосвязаны. Здесь могут быть такие ситуации:

1) спрос > предложения;

2) спрос < предложения;

3) спрос = предложению.

В первых двух ситуациях возникает противоречие между покупателем и продавцом. Кто-то выигрывает, а кто-то проиг­рывает. Возникновение этого противоречия и его развитие тре­бует либо увеличения производства товара, либо его сокраще­ния. Изменение цены ориентирует производителя товара к действиям. Эти действия могут привести к тому, что предложе­ние совпадет со спросом. Установится равновесная цена, оди­наково приемлемая для всех участников рыночной сделки.

Любая отрасль накладывает отпечаток на развитие рыноч­ных отношений, так как рынок представляет определенную связь между производительными силами и производственными отно­шениями. Это характерно и для строительства. Каковы же осо­бенности рыночных отношений в строительстве?

1. Многие объекты строительства крупномасштабны и материалоемки. Особенно это относится к объектам производственного назначения. Их строительство требует большой концентрации капитала. Это – вполне объяснимая тен­денция к развитию в строительстве акционерных обществ, финансово-строительных корпораций.

2. Для строительства, особенно производственного харак­тера, присуще не только высокая концентрация капита­ла, но и производства. Строительство атомных электро­станций, трубопроводов, металлургических и машино­строительных предприятий по силам только крупным строительным объединениям. В жилищном строительстве уровень концентрации производства и капитала может быть не таким высоким. Здесь может развиваться малое и среднее предпринимательство.

3. Субъектами рыночных отношений в области строительства производственного на­значения обычно являются юридические лица, а в области жилищно­го строительства – это как юридические, так и физические лица (индивидуальные предприниматели). Это не исключает, что в жилищном строительстве по линии взаимоотношений между юридическими и фи­зическими лицами могут быть различные посредники – юридические лица, которые доводят конечный продукт строительства до потребителя, покупателя.

4. Своеобразие рынка строительной продукции в том, что он, как и любой другой рынок, связан с большими объемами кредитования, что вызвано продолжительностью сроков строительства и необходимостью наличия оборотных средств. Это требует тщательной организации кредитных отношений, начиная с выбора банка и кончая подписанием договора и организации его выполнения.

5. Всякий рынок требует учета спроса и предложения товаров. Спрос на продукцию производственного назначения физически связан с фазами экономического цикла. Он наиболее высок на стадии подъема и оживления и будет снижаться в фазе кризиса, депрессии. Это может быть отнесено и к жилищному строительству. Однако здесь могут иметь место и сезонные колебания. Лето и весна – это периоды большой миграции населения, что может
стимулировать спрос на жилье. На спрос могут влиять и чрезвычайные условия, стихийные бедствия.

6. Предложение на рынке строительных работ специфично тем, что если вся остальная масса товаров может накапли­ваться, а затем по мере наступления благоприятной позиции рассредоточиваться и реализовываться, то накопление строительных объектов переходить не может, их невозможно перемещать с одного рынка, где имеет место преобладание предложения над спросом, на другой. Спрос и предложение на рынке строительной продукции не отличаются дос­таточной подвижностью. Отсюда высокие требования к менеджменту и маркетингу строительных организаций.

7. Рынок строительной продукции в отличие от других ры­ночных структур имеет и свои институты. Здесь функ­ционируют риэлтерские фирмы, которые выполняют разнообразные функции: информационные, конструктивные и реализации строительной продукции. На рынке строи­тельной продукции нет товарных бирж. Здесь можно говорить лишь о фондовых биржах, где происходят опера­ции с ценными бумагами строительных предприятий.

8. Рынок строительной продукции подразделяется на первичный и вторичный. Первичный – это рынок новых зданий и сооружений, которые еще не эксплуатировались. Вторичный – это рынок объектов, которые уже были в эксплуатации.

Действие в капитальном стро­ительстве законов рыночной экономики отличается от других отраслей.

Закон спроса действует в капитальном строительстве с учетом своеобразия самого конечного продукта. Если говорить о спросе на объекты производственного назначения, то этот спрос со стороны юри­дических лиц формируется под воздействием внутренних и внешних факто­ров, влияющих на макроэкономическую ситуацию состояния на рынке капиталов. Все зависит от экономического подъема или спада в той или иной отрасли. На рынке жилья основной спрос на продукцию строи­тельства – это спрос со стороны физических лиц. Главным здесь будет уровень доходов населения.

Специфично и предложение строительной продукции. Увели­чение предложения, особенно объектов производственного назначения, например автомобильных заводов, не может осуществ­ляться в рамках краткосрочной и даже среднесрочной перспек­тивы (4-5 лет), а требует более длительного периода времени, в то время как строительство и предложение на рынке предприя­тий по обслуживанию, ремонту автомобильного транспорта мо­жет изменяться в более короткие промежутки времени.

Товарно-денежные отношения существовали в строитель­стве и в советский период. Использовались такие экономичес­кие категории, как цена, прибыль, себестоимость, кредит, но их значение как экономических инструментов было ограниче­но самим существованием административно-командной систе­мы. Объемы строительно-монтажных работ, цены зависели от решения вышестоящей организации, от государственного плана, а не от конкретной экономической ситуации. Рыночных отношений, как отношений купли-продажи, связанных с передачей объек­та от одного собственника к другому, не существовало, потому что не было главного предмета этих отношений – частной собственности

Наши рекомендации