Организация деятельности и финансов субъектов малого и среднего бизнеса

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИНАНСОВ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Попова Елена Александровна

[email protected]

Leninbox83 – скайп

Содержание

Тема 1. Малое предпринимательство и его роль в экономике страны 3

1.1. Сущность категории предпринимательство. 3

1.2. Критерии определения малого и среднего предпринимательства в РФ и за рубежом.. 4

1.3. Место и роль МСП в экономике страны.. 7

Тема 2. Основы финансов субъектов МСП 10

2.1. Особенности финансов субъектов МСП.. 10

2.2. Источники формирования финансовых ресурсов МСП.. 13

2.3. Финансовая инфраструктура МСП.. 15

3.2. Процедура регистрации субъекта малого предпринимательства. 23

3.3. Лицензирование отдельных видов деятельности, осуществляемых субъектами МСП.. 29

Тема 4. Поддержка развития МСП.. 33

4.1. Общие условия поддержки МСП.. 33

4. 2 Инфраструктура поддержки МСП.. 34

4.3. Поддержка МСП в Республике Татарстан. 37

4.3. Государственные закупки как инструмент поддержки малого предпринимательства. 43

Тема 5. Ликвидация (банкротство) субъектов МСП 47

5.1. Порядок ликвидации юридического лица. 47

5.2. Ликвидация организаций в форме банкротства. 48

5.3. Порядок ликвидации индивидуального предпринимателя. 50

Тема 61: Ведение учета и формирование отчетности у субъектов МСП в условиях общей и специальных режимов налогообложения 51

6.1. Особенности учета и отчетности юридических лиц – субъектов МСП на общей системе налогообложения. 51

6.2. Учет и отчетность юридических лиц – субъектов МСП при применении специальных налоговых режимов. 57

Тема 7. Кассовая дисциплина у субъектов МСП 59

7.1. Понятие и нормативное регулирование кассовой дисциплины.. 59

7.2. Документальное оформление кассовых операций. 61

7.3. Особенности ведения кассовой дисциплины индивидуальными предпринимателями. 66

7.4. Бухгалтерский учет операций с применением наличных денежных средств. 66

7.5. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины и ответственность за ее несоблюдение 67

Тема 8. Взаимоотношения субъектов МСП с кредитными учреждениями (2 часа) 69

8.1. Порядок открытия расчетного счета в банке. Учет и документирование операций по расчетному счету 69

Бухгалтерские проводки по учету операций на расчетном счете. 85

Бухгалтерские проводки по учету операций по аккредитивам и специальным счетам в банках 88

8.3. Учет и документирование кредитов и займов. 90

Тема 9. Взаимоотношения субъектов МСП с работниками (4 часа) 93

9.1. Регулирование трудовых отношений между работодателем и работников в законодательстве РФ 93

9.2. Учет и документирование расчетов с персоналом.. 102

Тема 10. Взаимоотношения субъектов МСП с покупателями. 105

10.1. Учет и документирование расчетов с покупателями. 105

10.2. Доходы субъекта МСП: формирование, учет и отражение в отчетности. 113

Тема 11: Взаимоотношения субъектов МСП с поставщиками и подрядчиками (2 часа) 121

11.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 121

11.2. Расходы субъекта МСП: формирование, учет и отражение в отчетности. 122

Тема 1. Малое предпринимательство и его роль в экономике страны (2 часа)

Классификация форм финансового обеспечения малого предпринимательства

организация деятельности и финансов субъектов малого и среднего бизнеса - student2.ru

организация деятельности и финансов субъектов малого и среднего бизнеса - student2.ru

Доклад:

1. Овердрафт и кредитная линия как способ кредитования малого бизнеса

2. Лизинг как источник финансирования субъекта МСП

3. Тенденции развития лизинга для субъектов МСП в России (на основе данных статистической отчетности)

4. Венчурное финансирование: сущность и развитие в РФ

5. Факторинг как форма финансирования МСП

Лизинг,факторинг

Лизинговые компании предоставляют субъектам малого предпринимательства в лизинг легковой и грузовой автотранспорт, оборудование для пищевой промышленности, торговое и полиграфическое оборудование, дорожностроительную технику. Ведущими лизинговыми компаниями являются Росагролизинг, Европлан, Каркаде, ФинЭк Кон салт. Представителями факторинговых услуг являются Национальная факторинговая компания, «Еврокоммерц», Промсвязьбанк, «Петрокоммерц», НОМОС-банк. Препятствием для

развития рынка факторинга является низкая осведомленность предпринимателей об этой услуге.

Среди институтов государственной поддержки малого предпринимательства активно участвуют в финансовой

поддержке малого бизнеса Минэкономразвития Рос сии, Внешэкономбанк (ВЭБ), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и другие.

Ежегодно в федеральном бюджете закладываются финансовые средства на реализацию основных мероприятий в области финансовой поддержки и развития малого предпринимательства. Средства предоставляются в виде субсидий субъектам федерации и направлены на реализацию программ поддержки начинающих предпринимателей, на развитие малых предприятий в области инноваций и промышленного производства, на создание гарантийных фондов, на развитие микрофинансирования и другие цели.

Микрофинансирование

Сравнительно новым элементом финансовой инфраструктуры малого предпринимательства является микрофинансирование. Оно начало свое существование в 1976 г., когда профессор Мухаммад Юнус основал в Бангладеш Grameen Bank («Сельский банк») и стал заниматься выдачей микрокредитов бедному населению. В действующем российском законодательстве отсутствует определение микрофинансирования, поэтому в научных публикациях данный вопрос активно дискутируется. Микрофинансирование – это легитимное финансирование в небольших объемах микро-и малых предпринимателей, как стартующих, так и испытывающих затруднения при доступе к традиционному банковскому финансированию уже на стадии роста, направленное на сглаживание социальной напряженности в обществе, повышение уровня жизни населения, обеспечения занятости, развитие предпринимательства].

В России микрофинансирование развивается более 20 лет. Основными институтами микрофинансирования являются:

– кредитные кооперативы;

– государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства;

– международные микрофинансовые организации;

– банки, реализующие микрофинансовые программы;

– небанковские депозитнокредитные организации.

Преобладающая финансовая услуга микрофинансовых институтов России – выдача займов, преимуществами которой являются: малая кредитная сумма, короткие сроки кредитования, гибкие подходы к обеспечению возвратности, оперативность выдачи.[13]

Тема 3. Государственное регулирование создания малых и средних форм предпринимательства (2 часа)

Изготовление печати

4. Получение уведомления о присвоении кодов статистики

5.Открытие расчетного счета. Уведомлять ИФНС, ПФР и ФСС об открытии счета не требуется.

6. Оплата уставного капитала.В течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества, необходимо оплатить не менее 50 процентов акций общества. В соответствии с договором о создании общества, оплата акций общества при его учреждении производится денежными средствами. Оплата акций может быть произведена в кассу или на расчетный счет общества (должно быть определено решением о выпуске акций). Полная оплата за акции распределенные при учреждении, производиться учредителями в течение года с момента государственной регистрации общества. (ст 34. ФЗ «Об акционерных обществах»).

Внимание! До оплаты 50 процентов акций общества, распределенных среди его учредителей, общество не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением общества (п.3 ст.2 ФЗ «Об акционерных обществах»).

Второй этап регистрации АО – регистрация акций в ЦБ:

1. Подписание договора на ведение реестра акционеров с независимым регистратором.Акционерные общества, созданные после 01 октября 2013 года должны обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества с момента государственной регистрации общества. Информация об организации, с которой заключен договор на ведение и хранение реестра акционеров должна быть указана в анкете эмитента направляемой вместе с пакетом документов на регистрацию выпуска акций в в территориальное отделение Банка России .

Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг, влечет наложение административного штрафа (ч. 2 ст.15.22 КоАП РФ) на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей).

В Татарстане регистраторами являются: ООО “Евроазиатский Регистратор”, АО «Статус»

2. Подготовка документов для регистрации выпуска акций

Процедура регистрации акций (эмиссия акций) при учреждении акционерного общества регулируется положением о стандартах эмиссии ценных бумаг и порядок государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными приказом Центрального банка Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 428-П.

Документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены на регистрацию в территориальное отделение Банка России течение одного месяца с даты регистрации акционерного общества.

При учреждении акционерного общества регистрация выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций осуществляется единовременно.

С 01.01.2015 года государственная пошлина за государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг составляет 35000 рублей.

Необходимо обратить внимание на некоторые моменты:

- Срок, отводимый на регистрацию первичной эмиссии – 30 дней с даты регистрации АО в ЕГРЮЛ.

- При регистрации эмиссии при учреждении общества государственная регистрация выпуска осуществляется одновременно с государственной регистрацией отчета о выпуске.

- При размещении акций в момент «рождения» компании ценные бумаги размещаются путем распределения между учредителями, при этом дата размещения – дата гос. регистрации АО. Если учредитель единственный, то размещение происходит путем приобретения им акций.

- Номинальная стоимость бумаг и цена их размещения – это вещи разные. Акционерам никто не мешает установить цену размещения выше номинальной стоимости акций (но не ниже), и привлеченные таким образом дополнительные средства сформируют добавочный капитал общества.

При регистрации ООО В регистрирующую налоговую необходимо подать следующий комплект документов:

· заявление о государственной регистрации юридического лица по форме Р11001, утверждённой приказом ФНС №ММВ-7-6/25@ от 25 января 2012 года;

· устав организации (два оригинала);

· квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию;

· решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа

В течение одного месяца после регистрации из фондов приходят письма с Вашими регистрационными данными (включая номер ПФР, ФСС). Полученные номера нужны для сдачи отчётности и уплаты взносов.

В регистрирующий орган документы могут быть:

– направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения,

– представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр),

– направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг

В день получения документов, представленных непосредственно в ФНС, орган выдает расписку в получении документов с указанием их перечня и даты

При получении ФНС документов, направленных почтовым отправлением, расписка направляется адресату не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.

При поступлении в ФНС документов в форме электронных документов расписка в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Привлекательность ООО, которая превратила этот вид хозяйственного общества в наиболее распространенную форму предпринимательской деятельности, обеспечивается следующими факторами:

· отсутствие необходимости выпуска и размещения акций;

· возможность оперативного увеличения уставного капитала за счет «внутренних резервов» участников (простым решением учредителя или собранием учредителей ООО);

· конфиденциальность осуществления бизнеса в связи с отсутствием необходимости раскрывать информацию о своей деятельности (АО обязаны публиковать отчет о деятельности и привлекать аудиторов);

· ограничение на вхождение в состав участников посторонних лиц (в отсутствие согласия на вступление в бизнес хотя бы одного из учредителей ООО третье лицо не имеет права вступить в состав, можно определить порядок вступления и выхода из состава участников в Уставе), что предохраняет общество от несанкционированной смены участников;

· упрощенный порядок управления (в том числе возможностью проведения любого (включая годовое) общего собрания в заочной форме и пр.);

· диспозитивность правового регулирования (что прямо не запрещено законом, то - разрешено).

Регистрация КФХ

Согласно постановлению Правительства РФ от 16 октября 2003 года № 630 государственная регистрация КФХ осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Необходимые документы для регистрации КФХ:

1. Нотариально удостоверенная копия паспорта физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ;

2. Копия свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН) физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ;

3. Копии паспортов членов КФХ;

4. Копии свидетельств о постановке на налоговый учет (ИНН) членов КФХ;

5. Копии документов, подтверждающих родство (свойство) лиц, изъявивших желание создать КФХ.

6. Заполненное заявление на регистрацию КФХ с нотариально заверенной подписью Главы КФХ на нем

За государственную регистрацию КФХ взимается государственная пошлина в размере 800 руб.

Регистрация индивидуального предпринимателя

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией.

Необходимы следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации

б) копия паспорта;

в) документ об уплате государственной пошлины;

Задание :

1. Разработать бизнес-план любого вида деятельности

2. Разработать документы по регистрации субъекта МСП (отдельно по юрлицу, отдельно по ИП) по нескольким видам деятельности

3. Ознакомиться с Уставом нескольких предприятий, выявить общие черты между ними

4. Ознакомиться с примерами заполнения протоколов собрания учредителей, решения об оценке стоимости уставного капитала на основе общедоступных сведений

Общие условия поддержки МСП

Согласно Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее - государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также - корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).

Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в государственных и муниципальных программах развития

4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

5) открытость процедур оказания поддержки.

4. 2 Инфраструктура поддержки МСП[25]

Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки.

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также:

- центры и агентства по развитию предпринимательства,

- государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства,

- фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств),

- акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства,

- технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда,

- маркетинговые и учебно-деловые центры,

- агентства по поддержке экспорта товаров,

- лизинговые компании,

- консультационные центры,

- промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки,

- центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию,

- инжиниринговые центры,

- центры прототипирования и промышленного дизайна,

- центры трансфера технологий,

- центры кластерного развития,

- государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации,

- микрофинансовые организации предпринимательского финансирования,

- центры сертификации, стандартизации и испытаний,

- центры поддержки народных художественных промыслов, центры развития сельского и экологического туризма,

- многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставляющие услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и иные организации.

Таблица

Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

Форма поддержки  
Финансовая поддержка Может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Средства федерального бюджета предоставляются государственным фондам поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, и бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий
Имущественная поддержка осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Информационная поддержка осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования
Консультационная поддержка Оказание консультационной поддержки субъектам МСП органами государственной власти и органами МСУ может осуществляться в виде: 1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций; 2) компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.
  поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников,
  поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества,
  поддержка субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, сельскохозяйственную деятельность

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с перечисленными формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

При этом в РТ опрос представителей МСП показал, что направления поддержки, необходимые самим предпринимателям, выглядят так:

организация деятельности и финансов субъектов малого и среднего бизнеса - student2.ru

Рис .Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие меры по поддержке бизнеса со стороны властей, на ваш взгляд, наиболее важны?», %[26]

организация деятельности и финансов субъектов малого и среднего бизнеса - student2.ru

Рис. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять для эффективного развития малого и среднего бизнеса в нашей республике?», %

Агентство по государственному заказу Республики Татарстан

Агентство по государственному заказу Республики Татарстан – это агентство, основной задачей которого является обеспечение функционирования федеральных электронных площадок и региональных ресурсов.

Видеоуниверситет – проект Агентства по государственному заказу РТ, созданный для обучения поставщиков и заказчиков основам в сфере государственного заказа. Регулярно на канале агентства в YouTube публикуются видео о самых популярных темах в сфере государственного заказа.

Семинары: Каждую 1 и 3 среду месяца проводятся бесплатные семинары по адресу: ул. Московская д.55 (4 этаж, актовый зал).

На обучающем семинаре предприниматели имеют возможность ознакомиться с принципами работы портала smb.tattis.ru, а также с принципами работы на электронно торговой площадки zakazrf.ru.

Сайты

Канал агентства на YouTube: https://www.youtube.com/channel/UC3NJnIyMYJMoQyK6iPvar8g

Агентство по государственному заказу РТ http://agzrt.ru/

Информационный портал малого и среднего предпринимательства: http://smb.tattis.ru

Финансовые институты поддержки бизнеса в РТ

1) Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, разработанная Корпорацией МСП совместно с Центральным Банком Российской Федерации .Целью настоящей Программы является создание механизма поддержки СМСП путем предоставления кредитных средств на льготных условиях для приобретения основных средств, модернизации и реконструкции производства, запуска новых проектов (далее инвестиционные кредиты), а также для пополнения оборотного капитала. Предоставление кредитов субъектам МСП, занятым в сфере торговли, Программой не предусмотрено.

К участию в Программе отобраны следующие кредитные организации, имеющие подразделения в Республике Татарстан:

1.ОАО «Сбербанк России»;

2. ОАО Банк ВТБ;

3. ОАО «Россельхозбанк»;

4. ПАО «Промсвязьбанк»;

5. ОАО «Альфа-Банк»;

6. Банк ГПБ (АО);

7. ПАО Росбанк;

8. АО «Райффайзенбанк»;

9. ОАО «Банк Москвы»;

10. ПАО Банк «ФК Открытие»;

11. ВТБ 24 (ПАО).

Более подробную информацию можно найти ниже: http://corpmsp.ru/bankam/programma_stimulir/

Первый кредит в рамках Программы был предоставлен в конце 2015 года. Первая кредитная сделка в рамках программы заключена с компанией «Винсантель», работающей в сфере строительства. Средства в объеме 300 млн рублей будут направлены на финансирование строительного проекта по реконструкции спорткомплекса в Уфе.

Государственная поддержка МСП в РТ:

Мероприятие «Лизинг-грант». Это субсидия в виде оплаты части авансовых платежей по договору лизинга на приобретение техники или оборудования, присуждаемая на конкурсной основе. Министерство экономики Республики Татарстан компенсирует победителю конкурсного отбора часть понесенных целевых расходов на приобретение парка техники или оборудования.

Субсидии предоставляются:

1. Начинающим субъектам предпринимательства (срок регистрации менее 1 года) в размере 45 % от суммы договора лизинга, но не более 1 млн. рублей;

2. Действующим субъектам предпринимательства (срок регистрации более 1 года) в размере 30 % от суммы договора лизинга, но не более 3 млн. рублей;

3. Победителям конкурсного отбора по Ведомственным программам «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Татарстан в 2014 году», «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Татарстан на 2015 - 2017 годы» и «Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2015 - 2017 годы», в размере 70 процентов от суммы договора лизинга, но не более 1 млн рублей на одного получателя;

4. Действующим субъектам предпринимательства, реализующим проекты по созданию и развитию цехов по забою скота, птицы для производства мясной продукции, а также действующим субъектам предпринимательства - сельскохозяйственным кооперативам, в размере 50 процентов от суммы договора лизинга, но не более 3 млн рублей на одного получателя».

Нормативно-правовые акты - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 июня 2013 года № 416 «Об утверждении порядка отбора субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан для предоставления государственной поддержки в форме субсидий».

Мероприятие «Субсидирование части затрат субъектов предпринимательства, связанных с приобретением оборудования». Это субсидия, предоставляемая субъектам предпринимательства, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования, в размере 50 процентов фактически понесенных затрат до 5 млн. рублей.

Субсидии предоставляются:

- Резидентам промышленных площадок муниципального уровня, получившим аккредитацию в Министерстве Экономики РТ;

- Резидентам бизнес-инкубаторов (до 1 млн. рублей);

- Пользователям услуг региональных центров инжиниринга;

- Резидентам производственных площадок режимных объектов.

Нормативно-правовые акты - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 июня 2013 года № 416 «Об утверждении порядка отбора субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан для предоставления государственной поддержки в форме субсидий».

Микрозаймы НО «Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан». Цель займа: любые обоснованные субъектами МСП и организациями инфраструктуры затраты, за исключением погашения просроченных налоговых платежей, просроченной кредиторской задолженности, просроченной задолженности перед работниками по заработной плате, погашения задолженности участникам (учредителям) по выплате доходов, выкупа долей участников (учредителей) в уставном капитале.

Сумма займа: минимальная сумма микрозайма - 100 000 рублей. Максимальная сумма микрозайма определяется платежеспособностью Заемщика (но не более 3 000 000 руб.)

Процентная ставка: не более 10,0 % годовых.

Срок займа от 3 мес. до 36 мес. (включительно) – для всех заемщиков.

Заемщик: юридическое лицо,индивидуальный предприниматель или крестьянское (фермерское) хозяйство, организация поддержки инфраструктуры малого и среднего предпринимательства

Имущественное обеспечение (залог):

- приобретаемое имущество (недвижимость, транспортные средства);

- имеющееся имущество (недвижимость, транспортные средства);

- оборудование.

Обеспечение (поручительство): дополнительно предоставляется поручительство физического или юридического лица.

Страхование Залога:

- передаваемое в залог недвижимое имущество подлежит обязательному страхованию (по риску порчи или утраты объекта недвижимости);

- передаваемое в залог транспортное средство подлежит обязательному страхованию по программе КАСКО (по рискам утраты, хищения (угона) и ущерба в части полной конструктивной гибели);

- выгодоприобретателем по страховым рискам является Фонд.

Сайт - http://fpprt.ru/tsentr-finansirovaniya/

· Поручительство Гарантийного фонда Республики Татарстан. Поручительство Фонда предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, обладающим по заключению Банка устойчивым финансовым положением, но не располагающим достаточным залоговым обеспечением для получения кредита.

· Условия предоставления поручительств

Критерий Предлагаемые условия
Сумма поручительства До 30 млн. рублей
Доля поручительства Не более 50% от суммы кредита, банковской гарантии
Сумма вознаграждения 0,75-1,5% годовых от суммы поручительства
Сроки рассмотрения 3-10 рабочих дней

Сайт: http://garfondrt.ru/

Льготная аренда офисных помещений (Бизнес-инкубатор). Бизнес-инкубатор - организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности - стадии, при которой срок деятельности субъекта малого предпринимательства, с момента государственной регистрации до момента подачи заявки на участие в конкурсе на предоставление в аренду помещений и оказания услуг бизнес-инкубатором не превышает 3 (трех) лет (далее - ранняя стадия деятельности), - осуществляющая такую поддержку путем предоставления в аренду помещений и оказания услуг, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, в том числе консультационных, бухгалтерских и юридических услуг, а также проведения образовательных тренингов и семинаров.

Бизнес-инкубатор обеспечивает предоставление субъектам МСП следующих услуг:

- предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе у

Наши рекомендации