Основные организационные уровни разработки стратегии.

Стратегия не может разрабатываться только на верхнем уровне руководства. Практически целесообразно выделить четыре уровня ее разработки:

- корпорации:принимают решенияисполнительный директор, ключевые вице-директоры (решение принимается/пересматривается советом директоров); что происходит: создание и управление портфелем СЗХ, обеспечение синергизма СЗХ как конкурентного преимущества определение инвестиционных приоритетов и управление ресурсами в наиболее привлекательных СЗХ, пересмотр/ревизия/унификация основных стратегических подходов шефов СЗХ;

Стратегия корпоративного уровня определяет организацию в целом, поведение ее подразделений, или бизнес-единиц, товарные линии, комбинация которых позволяет воспринимать компанию как целостность, и отвечает на вопрос: каким бизнесом занимается корпорация? Стратегическая деятельность на корпоративном уровне включает в себя, например, приобретение нового бизнеса, расширение или сокращение уже существующего, создание совместных предприятий.

- Стратегические Зоны Хозяйствования (отделений): принимают решения главный менеджер/шеф СЗХ (решения принимаются/ пересматриваются руководством фирмы); что происходит: определение действий и подходов для успешной конкуренции и в интересах получения конкурентных преимуществ; формирование реакции на изменение внешних условий; унификация стратегических инициатив ключевых функциональных служб; действия по решению специфических проблем.

Второй уровень, или стратегия уровня предприятия, часто характеризуется как конкурентная или деловая стратегия. Фундаментальным здесь является вопрос, как конкурировать на конкретном рынке - с кем мы конкурируем? В многонациональной компании уровень предприятия состоит из руководителей отдельных хозяйственных подразделений, входящих в организацию, а также обеспечивающего их персонала. Главная роль этих управляющих состоит в том, чтобы перерабатывать общие сведения о направлении и намерениях, поступающих с корпоративного уровня в конкретные стратегии групповой и индивидуальной деятельности. На уровне предприятия стратегические задачи чаще всего нацелены на успех в конкурентной борьбе. Это могут быть, например, задачи внедрения новой продукции или услуги, а также создания отдела по исследованиям и разработкам.

- функциональный:принимают решенияфункциональные менеджеры (решения обычно принимаются /пересматриваются совместно с руководством СЗХ); что происходит: создание функциональных подходов поддержки стратегии бизнеса и достижение функциональных целей и функциональных стратегий в НИОКР, производстве, маркетинге, финансах, кадрах; пересмотр/ревизия/ унификация основных подходов менеджеров более низкого уровня.

Третьим уровнем стратегии является оперативный, или функциональный, уровень. Фундаментальным здесь является вопрос: что вносят различные функциональные действия в другие уровни стратегии? Исполнители не имеют возможности оценить всю широту картины, однако они отвечают за развитие функциональных стратегий, которые вписываются в стратегические задачи, поставленные управляющими на корпоративном уровне и уровне предприятия. Финансовые органы дают существенную информацию для формулировки стратегии и обеспечивают меры по оценке степени воплощения ее в жизнь. На уровне оперативного управления создаются предпосылки, или условия, для решения стратегических задач. Это могут быть, например, требования разработать и автоматизировать производственный процесс.

- менеджеры низшего уровня (полевые командиры): принимают решения шефы полевых единиц/менеджеры более низкого уровня, в том числе функциональные (решения, принимаются, пересматриваются начальниками функциональных отделов); что происходит: разработка более узких и специфических подходов и действий в поддержку функциональных и СЗХ стратегий в интересах достижения целей полевых единиц и функциональных отделов.

Требования к качеству и эффективности стратегических решений.

Качество управленческого стратегического решения – совокупность его параметров, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации.

Параметры качества управленческого стратегического решения:

1. энтропия – количественная неопределенность проблемы (если проблема формулируется только качественно без количественных показателей, то энтропия стремиться к 0, а если все показатели проблемы выражены количественно, то энтропия стремиться к 1)

2. степень риска вложения средств в развитие организации

3. вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков

4. степень адекватности (степень точности прогноза) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана

Эффективность стратегического решения характеризуется уровнем достижения запланированного результата на единицу затрат вследствие реализации управленческого решения. Запланированный результат может быть определен как в качественном, так и количественном измерении.

Условия обеспечения высокого качества и эффективности управленческого стратегического решения (УСР):

1. применения к разработке УСР научных подходов менеджмента

2. изучение влияния экономических законов на эффективность УСР

3. обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры организации, внешней среды и процесса системы разработки решений

4. применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения

5. структуризация проблемы и построение древа целей

6. обеспечение сопоставимость (сравнимости) вариантов решений

7. обеспечение многовариантности решений

8. правовая обоснованность принимаемого решения

9. автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений

10. разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения

11. наличие действенного механизма реализации решения

Для повышения качества и эффективности стратегических решений рекомендуется применять следующие подходы: системный, логический, воспроизводственно-эволюционный, инновационный, комплексный, глобальный интеграционный, виртуальный, стандартизационный, маркетинговый, эксклюзивный, функциональный, прогрессивный, структурный, ситуационный (вариантный), нормативный, оптимизационный, директивный (административный), поведенческий.


Наши рекомендации