Искусственное оплодотворение

Вопрос №1277:

а) Разрешено ли искусственное оплодотворение, если сперма и яйцеклетка взяты у мужчины и женщины, являющихся мужем и женой по шариату?

б) Если разрешено, то возможно ли, чтобы операция проводилась посторонними мужчинами? И будет ли ребенок, родившийся в результате такого оплодотворения, считаться ребенком этих супругов (которым принадлежали сперма и яйцеклетка)?

в) Если такая операция запрещена, не становится ли причиной для ее разрешения то, что только этим путем может быть спасен брак?

Ответ:

а) Вышеописанная операция не является запрещенной, но обязательно должна проводиться в условиях, чтобы она не сопровождалась прикосновениями и взглядами постороннего мужчины на запрещенные части тела.

б) Ребенок, который родится от такого оплодотворения, принадлежит тем супругам, у которых были взяты сперма и яйцеклетка.

в) Как уже было сказано, такая операция не запрещена.

Вопрос №1278: Иногда некоторым семейным парам по причине отсутствия овуляции у женщины необходимо прибегать к искусственному оплодотворению, чтобы сохранить семью, иначе из-за отсутствия способов лечения этой болезни и невозможности иметь детей супруги сталкиваются с проблемами в семье или психологическими проблемами. Можно ли в таком случае оперативным способом взять яйцеклетку другой женщины, искусственно оплодотворить ее спермой мужа вне матки и оплодотворенную поместить в матку жены для дальнейшего вынашивания?

Ответ: Вышеописанный способ сам по себе не возбраняется, но ребенок, который родится от такого оплодотворения, будет принадлежать тем, у кого были взяты сперма и яйцеклетка, и считать его ребенком женщины, в чьей матке он будет выношен, проблематично, поэтому необходимо соблюдать осторожность относительно вопроса о родстве.

Вопрос №1279: Предположим, что у мужа была взята сперма, а после его смерти, этой спермой искусственным путем была оплодотворена яйцеклетка жены и помещена в ее матку. В связи с этим возникают следующие вопросы:

Во-первых, разрешено ли это делать по шариату? Во-вторых, будет ли этот ребенок являться ребенком этого мужчины и по шариату? И, в-третьих, ребенок, который родится, будет ли иметь право на наследство этого мужчины?

Ответ: Такая операция сама по себе не предосудительна. Ребенок, который родится в результате такого оплодотворения, принадлежит той женщине, чья яйцеклетка была оплодотворена, и тому мужчине, которому принадлежала сперма, но не имеет права на наследство этого мужчины.

Вопрос №1280: Можно ли оплодотворить спермой постороннего мужчины женщину, муж которой бесплоден, путем помещения спермы в матку?

Ответ: Оплодотворение женщины спермой чужого мужчины не запрещено, но нужно помнить, что при этом не должно быть допущено запрещенных прикосновений и взглядов, и в любом случае, ребенок, появившийся таким образом принадлежит тем, чьи сперма и яйцеклетка были использованы, а не мужу этой женщины.

Вопрос №1281:

1) Можно ли замужней женщине, которая по причине прекращения детородной функции или по другой причине не имеет овуляции, поместить в матку оплодотворенную спермой мужа яйцеклетку второй жены ее же мужа? Есть ли разница между тем, является ли его вторая жена постоянной или временной?

2) Которая из этих женщин будет считаться матерью ребенка? Та, которой принадлежит яйцеклетка или та, которая выносила его в своей матке?

3) Если необходимость в яйцеклетке другой жены возникла из-за слабости яйцеклетки этой женщины, которая намерена выносить ребенка, и страха, что из ее собственной слабой яйцеклетки может родиться больной ребенок, в таком случае можно ли также воспользоваться искусственным оплодотворением?

Ответ:

1) По шариату нет препятствий для совершения подобной операции, и на решение не влияет, в постоянном браке находятся жены, или временном, или одна из них временная, а другая постоянная.

2) Ребенок принадлежит тем, чьи сперма и яйцеклетка использовались при оплодотворении, и родство его с той женщиной, которая выносила, сомнительна, потому, необходимо соблюдать предосторожность относительно вопроса о родстве.

3) Шариатом не запрещено.

Вопрос №1282: В каких из ниже приведенных случаев разрешено оплодотворение женщины спермой умершего мужа:

а) после смерти мужа, но прежде менструации;

б) после смерти мужа, но после менструации;

в) если женщина после смерти мужа, выйдет замуж за другого мужчину, можно ли ей оплодотвориться спермой первого мужа? Если второй муж умер, можно ли ей оплодотвориться спермой первого мужа?

Ответ: Искусственное оплодотворение спермой умершего мужа не запрещено, и не имеет значения совершено оно до менструации или после, а также не имеет значения, вышла повторно эта женщина замуж или нет, и в случае, если вышла, не имеет значения, умер ее второй муж или нет. Но если второй муж жив, нужно согласовать это с ним и получить его согласие и разрешение.

Вопрос №1283: В наше время стало возможным извлекать яйцеклетку и сохранять в специальных условиях в живом состоянии, а при необходимости воспользоваться ею. Разрешено ли это делать по шариату?

Ответ: Разрешено.

Изменение пола

Вопрос №1284: Некоторые люди выглядят как мужчины, но имеют женскую психику, особенности и поведение, и это настолько полно проявляется в них, что если не сделать операцию по перемене пола, то это приведет к греху. Можно ли в этом случае прибегнуть к лечению хирургическим способом?

Ответ: Хирургическая операция для раскрытия настоящего пола не возбраняется, с условием, что это не приведет к запретному /харам/ и к распущенности.

Вопрос №1285: Какое решение имеет хирургическая операция, позволяющая гермафродиту приобрести определенный пол либо женский, либо мужской?

Ответ: Такая операция не предосудительна, но обязательно нужно избегать всего, что может привести к запретному.

Вскрытие умерших и трансплантация органов

Вопрос №1286: Исследования сердечно-сосудистых заболеваний и обсуждение этой темы для совершения новых открытий в этой области требует получения органа сердца и сосудов умерших людей для проведения осмотра и изучения. После проведения исследований через день или больше органы нужно будет захоронить, в связи с чем возникают некоторые вопросы:

1. Разрешено ли проведение таких исследований над органами умершего мусульманином?

2. Можно ли хоронить взятые из тела сердце и сосуды отдельно от тела?

3. Учитывая то, что отдельное захоронение сердца и сосудов проблематично, можно ли захоронить их вместе с другим телом?

Ответ: Спасение жизни, совершение новых научных открытий в области медицины или получение сведений о болезнях, угрожающих жизням людей, зависят от таких исследований. Поэтому вскрытие тел умерших не запрещено, но нужно стараться, насколько это возможно, не использовать для исследований тела умерших мусульман. Части тела, отделенные от тела мусульманина, обязательно должны быть похоронены вместе с его телом, если это не влечет расходов и опасностей, в ином случае органы можно хоронить отдельно или вместе с другим телом.

Вопрос №1287: Разрешено ли вскрытие тела умершего для установления причины смерти, по поводу которой есть сомнения, например, не был ли человек отравлен или удушен, или он умер по другой причине?

Ответ: Если установить причину смерти можно лишь таким способом, то вскрытие не запрещено.

Вопрос №1288: Каково положение относительно вскрытия плода после выкидыша, находящегося на различных стадиях развития, для получения сведений в области гистологии и необходимости такого урока в медицинских университетах?

Ответ: Если спасение такой ценности, как жизнь, или совершение новых научных открытий в области медицины, в которых нуждается общество, или получение сведений о болезнях, угрожающих жизням людей, зависят от исследований плода, в таких случаях это разрешается. Однако, необходимо, насколько это возможно, стараться не использовать для этого зародыш, зачатый мусульманами, или имеющий отношение к Исламу.

Вопрос №1289: Разрешено ли извлекать платиновые детали из тела умершего мусульманина посредством вскрытия, принимая во внимание высокую стоимость и дефицит платины?

Ответ: Извлекать платину из тела умершего мусульманина, принимая во внимание вышеуказанные причины, и не проявляя при этом неуважения к нему, не возбраняется.

Вопрос №1290: Разрешено ли вскрытие могил мусульман или иноверцев для проведения исследований их костей при обучении в медицинских институтах?

Ответ: Вскрытие могил для этого не разрешается, разве, что при экстренной необходимости в них врача, тот же самый запрет касается и изъятия из могил костей умерших иноверцев.

Вопрос №1291: Разрешена ли пересадка волос на голову тем, у кого их нет, если из-за негативного отношения людей к такому недостатку, человек страдает?

Ответ: Такая операция не возбраняется с учетом того, что пересаженные волосы будут взяты у животного, не запрещенного для употребления в пищу, или у человека.

Вопрос №1292: Если человек страдает неизлечимой болезнью, вылечить которую врачи неспособны, и было установлено, что в ближайшее время он непременно умрет, допустимо ли в таком случае извлечение из его тела таких жизненно-важных органов, как сердце, почки или другие органы до его смерти, чтобы затем пересадить их другому человеку?

Ответ: Если извлечение органов будет предпринято до смерти этого человека, то будет считаться убийством, в противном случае при согласии самого больного это не возбраняется.

Вопрос №1293: Разрешена ли пересадка кровеносных сосудов или артерий, взятых из тела умершего человека?

Ответ: Разрешается, если при жизни человек дал согласие на это, или с согласия его родных, или при необходимости спасения чьей-либо жизни.

Вопрос №1294: Если у умершего человека была взята роговая оболочка глаз для пересадки другому человеку, что обычно осуществляется без согласия на это родственников, необходимо ли в таком случае выплатить возмещение /дийя/? Если необходимо, то какова его сумма за роговую оболочку каждого глаза?

Ответ: Извлечение роговой оболочки из глаз мертвого мусульманина запрещено и требует выплаты возмещения в размере пятидесяти динаров, но если еще при жизни человек давал на это согласие, то делать это не запрещено и выплаты возмещения не требуется.

Вопрос №1295: Может ли человек, получивший на войне ранение в области мошонки и лишившийся при этом обоих яичек, принимать гормоны для сохранения способности к деторождению, половой функции, и внешних мужских признаков? Каково положение в том случае, если действия вышеописанных функций и способности к деторождению можно достичь лишь посредством пересадки яичек от другого мужчины?

Ответ: Если такая операция возможна, и после приживления орган станет его частью тела, то не будет считаться скверной /наджис/, и способность к деторождению и дети будут иметь отношение только к нему. Прием гормональных препаратов для сохранения способности к деторождению, половой функции и внешних мужских признаков не возбраняется.

Вопрос №1296: Принимая во внимание важность пересадки почек для спасения жизней людей, врачи решили создать банк почек, которому люди могут дарить или продавать свои органы по собственной воле. Разрешено ли дарение или продажа почек или других органов по собственному желанию? Каково положение относительно такой операции в моменты острой необходимости?

Ответ: Продажа или дарение человеком своей почки или другого органа при жизни по своей воле и для использования его во спасение больного не возбраняется в том случае, если здоровью самого донора не будет причинен значительный вред. А в случае острой необходимости органа для спасения жизни человека такая операция является обязательной, при условии, что здоровью донора не будет нанесено значительного вреда, и это не повлечет расходов с его стороны.

Вопрос №1297: Некоторые люди страдают необратимой и неизлечимой болезнью мозга, в результате чего угасает мозговая активность, и человек полностью погружается в бессознательное состояние, также у него отсутствует дыхательная деятельность, он не реагирует на световые и физические раздражители. Такое состояние полностью исключает вероятность возвращения в нормальное прежнее состояние, но сердцебиение больного может продолжаться еще некоторое время от нескольких часов до нескольких суток максимально при помощи искусственной вентиляции легких. Это состояние на медицинском языке носит название мозговой смерти, которая влечет за собой потерю сознания, чувств и способности к произвольным движениям. С другой стороны, существуют больные, спасение жизней которых зависит от использования органов больного, пораженного мозговой смертью, возникает вопрос: можно ли использовать органы такого больного ради спасения жизни другого человека?

Ответ: Если извлечение у такого больного органов для пересадки другому человеку послужит причиной ускорения наступления его смерти, то это не допустимо, в ином случае и с предварительно полученного на это согласия самого больного, или если спасение жизни другого человека зависит только от использования его органов, это допустимо.

Вопрос №1298: Я желаю, чтобы после моей смерти мои органы были извлечены из тела и использованы для пересадки, свое желание я довел до сведения ответственных за это лиц. Они в свою очередь попросили меня о том, чтобы я указал это желание в своем завещании и известил об этом своих наследников, имею ли я право сделать это?

Ответ: Использование органов умершего для пересадки другому человеку ради его спасения или лечения не возбраняется, также не запрещено указать это в завещании, с условием, что органы будут отданы безвозмездно, и это не будет считаться, с точки зрения общества, оскорблением умершего.

Вопрос №1299: Каково положение относительно косметических операций, совершаемых для придания красоты человеку?

Ответ: Они не запрещены.

Вопрос №1300: Разрешен ли осмотр запретных для взоров частей тела (аврат) представителями государственных учреждений?

Ответ: Обнажать запретные для взоров части тела, смотреть на них или заставлять обнажаться для осмотра не разрешено, и допустимо лишь в тех случаях, если такая необходимость возникает для выполнения государственного распоряжения или для осуществления лечения.

Вопрос №1301: Слово «необходимость» часто употребляется для обоснования прикосновения или осмотра врачом посторонней женщины, каково значение этого слова и каковы пределы «необходимости»?

Ответ: Значение «необходимости» в представленном вопросе таково, что если от прикосновений и осмотра зависит установление диагноза или лечение болезни, то для этого разрешается запрещенный осмотр, но и прикосновения, и осмотр разрешаются лишь в той мере, в какой они действительно необходимы.

Вопрос №1302: Разрешено ли женщине-врачу производить осмотр интимных частей тела женщин для установления диагноза?

Ответ: Не разрешено, и допускается только лишь при необходимости.

Вопрос №1303: Разрешено ли при обследовании прикосновение и осмотр тела женщины врачом-мужчиной?

Ответ: В случае если при лечении женщине необходимо обнажить какие-либо части тела перед врачом-мужчиной для осмотра и постановки диагноза, и нет возможности обратиться к врачу-женщине, то это непредосудительно.

Вопрос №1304: Каково положение относительно осмотра и прикосновений к женщине врача-женщины, в то время, когда имеется возможность такого осмотра с помощью зеркала?

Ответ: В том случае, если осмотр может быть произведен посредством зеркала, и при этом нет нужды в прикосновениях, то осмотр напрямую не разрешается.

Вопрос №1305: Если медсестра или медбрат, измеряя давление или осуществляя другие манипуляции с пациентами другого пола, вынуждены прикасаться к больным, и при этом у них есть возможность надеть медицинские резиновые перчатки, можно ли осуществлять эти манипуляции, не надевая перчаток?

Ответ: Если возможно совершать такие манипуляции через одежду или в перчатках, и при этом исчезнет необходимость запрещенных прикосновений, то не разрешается делать это без перчаток.

Вопрос №1306: Разрешено ли осуществление косметической операции врачом-мужчиной, если при этом будет необходим запрещенный осмотр или прикосновения?

Ответ: Косметическая операция не является лечением болезни, поэтому запрещенный осмотр и прикосновения запрещены, кроме случаев лечения ожогов и т.п., даже если при этом лечении будет необходимо смотреть и прикасаться к запретным для этого частям тела.

Вопрос №1307: Смотреть на интимные места женщины кроме мужа запрещено абсолютно всем, даже врачам?

Ответ: Смотреть на интимные части тела женщины запрещено всем, кроме мужа, в том числе и врачам, даже женского пола. Это допустимо только лишь в случаях необходимости и лечения.

Вопрос №1308: Допустимо ли обращение женщин к врачу-гинекологу мужского пола, в случае, если его квалификация выше, чем женщины-гинеколога или обращение к женщине гинекологу затруднительно?

Ответ: Если при лечении будет необходим осмотр или прикосновения, то не разрешается обращаться к врачу-мужчине, кроме случаев, когда обращение к хорошему специалисту-женщине невозможно или очень затруднительно.

Вопрос №1309: Разрешено ли онанировать, для сбора спермы на исследование?

Ответ: В случае если лечение требует такого действия и онанирование посредством супруги невозможно, то это допустимо.

Обрезание

Вопрос №1310: Является ли обрезание обязательным /ваджиб/?

Ответ: Обрезание мальчиков обязательно и является одним из условий правильности совершения шествия вокруг Каабы (тавваф) во время хаджа и умры (малого паломничества). И если мальчику не было сделано обрезание до совершеннолетия, то потом это переходит в обязанность его самого.

Вопрос №1311: Одному человеку не было сделано обрезание, однако головка его полового члена полностью не прикрыта крайней плотью, является ли для него обязательным совершение обрезания?

Ответ: Если над головкой пениса совершенно нет кожи крайней плоти, подлежащей обрезанию, то не может быть речи о необходимости совершения обрезания.

Медицинское обучение

Вопрос №1312: Студенты медицинских университетов (девушки или юноши) в процессе обучения должны проводить осмотры больных, при которых касаются и осматривают их тела, эти осмотры являются частью обучающей программы и необходимы для подготовки к лечению больных в будущем. Отказ от таких осмотров влечет за собой неспособность будущего врача диагностировать болезнь, что может привести к ее длительному течению, и даже смерти самого больного. Разрешены ли такие осмотры для студентов медицинских университетов?

Ответ: В случае острой необходимости для приобретения знаний и опыта в лечении больных и их спасения такие осмотры не возбраняются.

Вопрос №1313: Было сказано, что студентам медицинских университетов дозволено проводить осмотры больных, не являющихся их близкими родственниками, в случае острой необходимости, а каковы пределы необходимости?

Ответ: Определение границ необходимости является обязанностью самого студента.

Вопрос №1314: Иногда в процессе обучения мы сталкиваемся с необходимостью осмотра больных не являющихся нашими близкими родственниками, и не знаем, пригодится ли нам это в будущем или нет. В любом случае, это – один из способов обучения медицине и обязанность студентов медицинских университетов или задание учителя. Учитывая все вышесказанное, разрешены ли нам такие осмотры?

Ответ: То, что медицинские осмотры входят в программу обучения или заданы учителем, не является достаточным критерием для дозволенности их исполнения, критерием допустимости осмотров может быль лишь необходимость обучения для спасения человеческих жизней или крайняя необходимость.

Вопрос №1315: Если осмотры больных, не являющихся близкими родственниками, совершаются для необходимости медицинского обучения и для приобретения опыта и знаний, то есть ли разница между осмотром половых органов и других? Некоторые из студентов по окончании обучения будут работать врачами в деревнях или отдаленных точках и им придется самим принимать роды или лечить послеродовые осложнения, такие как кровотечения. Каково положение относительно осмотра половых органов в таком случае? Как быть в том случае, если послеродовое кровотечение и другие ситуации угрожают жизни роженицы и требуют неотложного вмешательства со знанием расположения сосудов, которые должны быть приобретены в ходе медицинского обучения?

Ответ: В случаях крайней необходимости нет разницы между половыми органами и другими. Критерием дозволенности может служить лишь необходимость в практике и в приобретении знаний, необходимых для спасения жизней людей, и это же служит критерием для определения степени необходимости.

Вопрос №1316: Как правило, при осмотре половых органов, независимо от того, осматривается ли манекен или человек, не соблюдаются шариатские правила, такие как медицинский осмотр врачом или студентами с помощью зеркала, и так как мы в изучении болезней подчиняемся преподавателю, какова наша обязанность?

Ответ: Изучение медицинских наук путем запретных осмотров не возбраняется, если в этом имеется необходимость, например, чтобы получить знания или изучить расположение сосудов. Но при этом студент должен быть уверен, что в будущем, ему придется применять полученные знания, и он сможет спасать жизни людей, а также должен быть уверен, что в будущем к нему будут обращаться за лечением, и в его ответственности будет лежать спасение человеческих жизней.

Вопрос №1317: Разрешено ли смотреть на снимки мужчин или женщин другой веры, содержащихся в наших медицинских учебниках, где они изображены в полуобнаженном виде?

Ответ: Если осмотр не имеет греховной цели, и при этом нет опасности того, что это приведет к развращенности, то это не возбраняется.

Вопрос №1318: Студенты медицинских университетов в процессе обучения сталкиваются с тем, что им необходимо для получения знаний просматривать фильмы и изображения половых органов, разрешается ли это делать? Каково положение относительно осмотра половых органов человека, а не манекена?

Ответ: Сам по себе просмотр таких фильмов и изображений не возбраняется, если при этом нет греховной цели и опасности, что это приведет к греху. Запрещенным является сам недозволенный взгляд и прикосновение к телу людей противоположного пола, но и просмотр фильмов, и рассматривание фотографий с изображением половых органов тоже не является совершенно разрешенным.

Вопрос №1319: Какова обязанность беременной женщины? Какова обязанность женщин-акушерок, помогающих беременным женщинам? Каково положение относительно обнажения половых органов и осмотра их?

Ответ: Не разрешено женщине-акушерке намеренно и без необходимости смотреть на половые органы беременной женщины, а также врач тоже должен воздерживаться от осмотра и прикосновений к больной женщине, пока в этом нет необходимости. Сами женщины, находясь в сознании и будучи способны укрывать свое тело от посторонних взглядов, обязаны делать это или просить сделать это других.

Вопрос №1320: Каково положение относительно использования в процессе обучения искусственных половых органов изготовленных из пластмассы, можно ли на них смотреть и прикасаться?

Ответ: Относительно инструментов и искусственных органов не действуют те же положения, что и в отношении настоящих. Смотреть на них и трогать не запрещено, если это не делается с сомнительной целью и не вызывает возбуждения.

Вопрос №1321: Я занимаюсь изучением проводимых в западных научных кругах исследований способов успокоения боли посредством музыки, прикосновений, танцев, медикаментозного лечения или лечения электричеством. Эти исследования уже дали некоторые результаты. Разрешено ли шариатом заниматься такими исследованиями?

Ответ: Вышеописанные исследования и опыты о степени воздействия этих средств на лечение больных не возбраняется, но при условии, что это не повлечет за собой других деяний, считающихся по законам шариата запрещенными /харам/.

Вопрос №1322: Если в процессе обучения появляется такая необходимость, может ли медицинская сестра смотреть на половые органы другой женщины?

Ответ: Если от этого обучения зависит лечение болезней или спасение жизней, а обучение невозможно без изучения интимных частей тела, то это не запрещено.


Наши рекомендации