Управление человеческими ресурсами

1 Человеческие ресурсы организации как объект управленияУправление человеческими ресурсами (УЧР) – стратегический и целостный подход к управлению наиболее ценными активами организации - людьми, которые индивидуально и коллективно вносят свой вклад в достижение организационных целей.

Выделяют следующие подходы к УЧР:

Экономический подход – вместо человека в производстве рассматривалась лишь его функция – труд, измеряемый через затраты рабочего времени. На первое место была поставлена функция организации труда и заработной платы.

Организационный подход - формальная роль человека в организации определена должностью. Человек при этом рассматривался как невозобновляемый организационный ресурс, элемент социальной организации.

Гуманистический подход рассматривает человека как главный субъект организации и особый объект управления. Реализация этого подхода основывается на соблюдении следующих принципов: подход к человеку как решающему фактору эффективности и конкурентоспособности организации; ориентация на стратегический подход к управлению персоналом; признание экономической целесообразности инвестиций в формирование и развитие персонала; обогащение труда и повышение качества трудовой жизни; непрерывное обучение и развитие персонала; профессионализация управления человеческими ресурсами.

Человеческие ресурсы – совокупность способностей работников организации, обеспечивающих основной капитал и главное конкурентное преимущество организации.Персонал организации - это совокупность физических лиц, состоящих с организацией в трудовых отношениях, регулируемых договором найма, и обладающих определенными характристиками. Основные характеристики персонала: количественные (численность, пол, возраст, стаж работы) и качественные: 1) способности (наличие конкретных знаний и профессиональных навыков, опыт работы в определенной сфере деятельности); 2) мотивации (круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру, потребность в профессиональ­ной и личной самореализации); 3) свойства (наличие психологических, интеллектуальных, физических качеств, необходимых для определенной профессиональной деятельности). Классификация персонала по категориям: управленческий персонал, производственный (или торгово-оперативный) персонал, вспомогательный персонал.Управленческий персонал относят к профессиональной группе лиц, занятых преимущественно умственным, интеллектуаль­ным трудом. Они объединяются в несколько подгрупп: руководители, специалисты, технические исполнители.

Руководители осуществляют функции общего управления. Они обладают юридическим правом принятия решений, имеют в подчинении других работников. Руко­водителей условно разделяют на три уровня: высший (руководство организацией в целом), средний (возглавляют основные структурные подразделения), низовой (работа­ют непосредственно с исполнителями). К руководителям относят также их заместителей и главных специалистов. Линейные руководители отвечают за принятие решений по всем функциям управления, функциональные руководители реализуют отдельные функции управления.

Специалисты - менеджеры, выполняющие специализированные функции (экономисты, товароведы, бухгалтеры, юристы и др.). Они непосредственно участвуют в подготовке решений и обеспечивают их реализацию. В бюджете их рабочего времени доминируют логические и аналитические операции и процедуры.Технические исполнители - работники, которые оказывают помощь руководителям и специалистам и выполняют трудоемкие, рутинные операции и процедуры.Производственный персонал - работники, выполняющие производственные (технические) функции (исполнители - основной и вспомогательный персонал). Основной персонал - занят в процессах, изменяющих форму, структуру, свойства предмета труда, в результате чего создаются продукты или услуги. Вспомогательный персонал – занят в основном оказанием несвязанных с основной деятельностью услуг (уборщики, водители и др.). Все категории персонала должны эффективно взаимодействовать в интересах оптимального достижения целей организации.

Наши рекомендации