Понятие и выды должностного лица (прил 285)

должностное лицо – это гражданин (постоянно или временно либо в соответствии со специальными правомочиями), осуществляющий функции исполнения властных полномочий либо выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных, муниципальных и иных учреждениях и организациях, обладающий публично-правовым статусом и хотя бы минимальной возможностью приводить в действие принудительный механизм правообеспечения.

Должностными признаются лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в соответствующих государственных и местных органах власти и учреждениях.

Признаки:

1. Представитель власти, т. е. лицо, наделенное властными полномочиями, имеющее право в пределах своей компетенции давать обязательные указания и при необходимости применять меры принуждения не только внутри своего ведомства, но и к широкому неопределенному кругу граждан, не подчиненных ему по службе

2. Организационно-распорядительные функции заключаются в руководстве деятельностью учреждений, государственных органов и людей, подчиненных по службе.

3. Административно-хозяйственные функции сводятся к управлению и распоряжению государственным и муниципальным имуществом.

Любое должностное лицо наделено публично-правовыми властными полномочиями. Один и тот же субъект может иметь как один признак должностного лица, так и несколько.

Государственные должности России и субъектов Федерации предусмотрены Конституцией страны, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Федерации и предназначены для непосредственного исполнения полномочий государственного органа.

Виды должностных лиц.

Можно квалифицировать должностных лиц:

1. по объему служебных полномочий: - на должностных лиц, полномочия которых имеют внутриорганизационный характер; - должностные лица, полномочия которых имеют публичный характер (представители власти, правоохранительных органов).

2. по признаку исполняемой роли в осуществлении управленческих функций на: - руководителей - специалистов, уполномоченных совершать действия, влекущие правовые последствия для других субъектов права.

Смирнов В.К. считает признаком должностного лица обладание распорядительно-дисциплинарной властью.

Должностное лицо имеет следующие признаки:

1. обязанность организовывать процесс производства, создавать нормальные условия труда, обеспечить контроль над мерой труда и потребления, а также надлежащую трудовую дисциплину;

2. полномочия по утверждению локальных норм; наличие ответственности за исполнение своих обязанностей.

Административно-правовой статус должностных лиц не является неизменным, он укрепляется вместе с развитием государства, одновременно с совершенствованием правового регулирования общественных отношений. Должностные лица - это лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях, независимо от форм собственности, должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей или исполняющие такие обязанности по специальным полномочиям и влекущие юридически значимые действия, влекущие правовые последствия для других субъектов права и несущего повышенную ответственность за необеспечение выполнения установленных для него правил.

56. Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285)

использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов граждан.

Основным объектом является нормальная деятельность конкретного звена публичного аппарата управления в лице государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений или же аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ. Имеются и дополнительные объекты для данного преступления могут быть в виде конституционных прав и свобод человека и гражданина, имущественных и иных экономических интересов граждан, организаций или государства и др.

Объективная сторона использоваие служебных полномочий вопреки интересам службы.

признаки:1)использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;2)наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;3)причинную связь между деянием и последствием.

Преступление может быть совершено как путем действия, активного использования должностным лицом своих полномочий, так и путем бездействия, когда должностное лицо сознательно не исполняет своих обязанностей.

Полномочия должностного лица определяются его компетенцией, установленной в соответствующих законах, положениях, уставах и других нормативных актах, в которых регламентируются права и обязанности лица, занимающего ту или иную должность. Поэтому под использованием служебных полномочий следует понимать только такое деяние лица, которое вытекало из его полномочий и было связано с осуществлением вопреки интересам службы прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Деяние, совершенное вопреки интересам службы, - это деяние, не вызываемое служебной необходимостью.

Обязательным элементом объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями является существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо государственных или общественных интересов, охраняемых законом.

Субъектом должностное лицо.

Субъективная сторона. Умышленная форма вины и наличие корыстной или иной личной заинтересованности. Злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной заинтересованности следует считать такие неправомерные действия должностного лица, которые совершены с целью получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения чужого имущества в свою собственность или собственность других лиц.

При предъявлении обвинения должен быть конкретно указан соответствующий мотив личного характера, которым руководствовалось должностное лицо, совершая злоупотребление.

Квалифицированными видами злоупотребления должностными полномочиями является совершение этого деяния лицом, занимающим государственную должность, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285).

При квалификации по ч. 3 должен быть доказан умысел на причинение тяжких последствий

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 285, относится к числу преступлений средней тяжести, однако при наличии квалифицирующих обстоятельств, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285, оно становится тяжким преступлением.

57. Превышение должностных полномочий (ст. 286).

совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Основной объект нормальная деятельность конкретного звена аппарата управления. Дополнительными объектами могут быть законные права и интересы граждан, общества государства.

Объем прав и полномочий представителя власти и других работников государственных и муниципальных органов и учреждений определяется их должностной компетенцией, которая закрепляется в различных нормативных актах.

Последствие преступного превышения должностных полномочий чаще всего выражается в причинении физического вреда личности, нарушении конституционных прав и свобод граждан, однако оно может быть связано и с причинением имущественного ущерба гражданам и юридическим лицам и с иными существенными нарушениями интересов общества и государства.

Ответственность за превышение должностных полномочий наступает лишь в том случае, когда должностное лицо обладало какими-либо полномочиями по отношению к потерпевшему физическому лицу или к организации, права и интересы которых существенно нарушены действиями данного должностного лица.

Субъект– должностное лицо.

Субъективная сторона вина в виде прямого или косвенного умысла. Должностное лицо при этом сознает, что совершает действия, которые явно для него самого выходят за пределы имеющихся у него полномочий, предвидит последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства, желает наступления этих последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.

Объективная сторона – 1. Деяние(совершение должностным лицом действий явно выходящих за пределы его полномочий), 2. Последствия (в виде существенного нарушения законных интересов гр-н и орг-й, либо интересов общества или государства), 3. Причинная связь.

Мотивы и цели могут быть любыми и не имеют никакого значения для квалификации, хотя и учитываются при назначении наказания.

Ответственности за превышение полномочий с применением оружия подлежит должностное лицо, применившее при превышении своих полномочий оружие любого назначения или специальные средства.

При превышении должностных полномочий, сопровождавшемся применением оружия или специальных средств, необходимо, чтобы они применялись в нарушение установленных оснований и порядка их использования. Тяжкие последствия превышения должностных полномочий принято понимать так же, как тяжкие последствия злоупотребления должностными полномочиями. Они в данном случае причиняются с прямым или косвенным умыслом. Возможны, однако, случаи, когда вина должностного лица, превысившего свои полномочия, по отношению к квалифицирующим тяжким последствиям является неосторожной.

Деяние относится к преступлениям средней тяжести, при наличии квалифицирующих обстоятельств - к тяжким преступлениям.

58. Получение взятки (статья 290).

Объект - нормальная деятельность конкретного звена аппарата управления

Предметом взятки могут быть любые материальные ценности , услуги (выгоды), по заниженной стоимости.

Получение должностным лицом различного рода услуг нематериального характера, не влекущих получение материальной выгоды, взяточничеством не признается.

Объективная сторона в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки за один из следующих вариантов служебного поведения:

— за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящих в служебные полномочия должностного лица (часть 1);

— за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но последний в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (часть 1);

— за общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (часть 1);

— за незаконные действия (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (часть 2).

Пленум Верховного Суда указал, что субъектом получения взятки следует признавать и тех должностных лиц, которые хотя и не обладали полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий (бездействия), но в силу своего должностного положения могли за взятку способствовать совершению этих действий другими должностными лицами. Использование субъектом в данном случае дружественных или родственных отношений для достижения результата, желательного для лица, передавшего ему вознаграждение, не рассматривается как использование должностного положения, что исключает состав получения взятки.

Согласно трактовке Пленума Верховного Суда РФ, „к общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия“.

При совершении должностным лицом деяния за полученную взятку, предусмотренного как самостоятельное преступление, его действия подлежат квалификации по совокупности.

Время передачи предмета взятки, т.е. до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего, как отметил в названном Постановлении Пленум Верховного Суда РФ, на квалификацию содеянного не влияет.

Вместе с тем ГК разрешает дарение, в том числе государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, „обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом МРОТ“. Независимо от размера незаконное вознаграждение должностного лица за выполнение им действия (бездействия) с использованием служебного положения должно расцениваться как взятка в следующих случаях:1. если имело место вымогательство этого вознаграждения; 2. если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в том числе и правомерное, служебное поведение должностного лица; 3. если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие).

И только в том случае, когда имущественное вознаграждение без какой-либо предварительной договоренности об этом было передано должностному лицу за его правомерное действие (бездействие) по службе, решающим для разграничения подарка и взятки будет размер этого вознаграждения.

Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо. Все иные лица, участвующие вместе с ним в совершении этого преступления, в том числе и выдававшие себя за должностных, могут отвечать только за соучастие в получении взятки как организаторы, подстрекатели или пособники.

Взятка может быть получена должностным лицом лично или через посредника.

С субъективной стороны получение взятки — это умышленное преступление, совершенное из корыстных побуждений.

Если должностное лицо, получая материальные ценности, вводит в заблуждение тех, кто их передает, создает видимость правомерности их получения, утверждая, например, что ценности получаются в качестве оплаты за оказанную учреждением услугу, выполненную работу, в виде штрафа и т.п., содеянное не может рассматриваться как получение взятки, а как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.

Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки, если она передавалась по частям, независимо от того, выполнило ли оно обусловленное действие или нет, собиралось оно выполнять это действие или нет, т.е. формальный состав.

Квалифицированные виды.

Ответственность повышается (часть 2 статьи 290) при получении должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие).

Незаконные действия (бездействие) должностного лица, о которых говорится в части 2 статьи 290, — это поведение, выходящее за рамки служебных полномочий субъекта, либо действия (бездействие), входящие в его полномочия, но при данных обстоятельствах оснований для их совершения не имелось. Иначе говоря, незаконное действие (бездействие) должностного лица — это поведение, связанное с нарушением обязанностей по службе.

Квалифицированным видом признается получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (часть 3 статьи 290).

Особо квалифицированными видами получения взятки (часть 4 статьи 290) закон считает совершение этого деяния:1. группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; 2. с вымогательством взятки; 3. в крупном размере.

Крупный размер получения взятки исчисляется в денежном выражении. Согласно примечанию к статье 290 крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей.

Халатность

Непосредственным объектом преступления является нормальная деятельность конкретного звена аппарата управления. Факультативный (собственность, жизнь, здоровье).

Объективная сторона состоит из трех элементов:

1) деяние (как действие, так и бездействие) – неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;

2) последствия в виде:

– крупного ущерба (ч.1) – ущерб, сумма которого превышает сто тыс. руб.;

– причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человека (ч. 2);

– смерти двух или более лиц (ч. 3);

3) причинная связь.

Преступление может совершаться как действием, так и бездействием.

Бездействиепредставляет собой невыполнение должностным лицом возложенных на него служебных функций.

Действиепри халатности заключается в ненадлежащем выполнении виновным своих должностных функций (недобросовестно, нерадиво, кое-как). При этом в поведении лица могут сочетаться неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей. То и другое может выражаться как в разовом, однократном действии (бездействии) виновного, так и носить характер систематически либо неоднократно повторяющихся вышеуказанных актов преступного поведения лица.

Для привлечения к уголовной ответственности по данной статье необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, нормативные акты, их регламентирующие, мотив, цель и фактические обстоятельства совершенного деяния, наличие причинной связи между нарушением (неисполнением) должностным лицом своих обязанностей и наступившими вредными последствиями. По делам о халатности следует также проверять, имел ли подсудимый реальную возможность выполнить эти обязанности.

Поскольку обязательным элементом объективной стороны халатности является причинение существенного вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, надлежит выяснять и указывать в приговоре характер причиненного вреда, а также наличие причинной связи между ним и действиями (бездействием) подсудимого. Судам необходимо иметь в виду, что вред может выражаться в причинении не только материального, но и иного вреда: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т. п.

Субъективная сторона характеризуется неосторожностью. Если отношение должностного лица к неисполнению или ненадлежащему исполнению своих обязанностей характеризуется недобросовестностью, то в этом случае отношение указанного лица к последствиям деяния выражается в форме легкомыслия.

Если же отношение должностного лица к неисполнению или ненадлежащему исполнению своих обязанностей характеризуется небрежностью, то отношение его к последствиям преступления может выражаться только в форме небрежности.

Субъект– должностное лицо.

60. Привличение заведомо невиновного к уголовной ответственности ст. 299

Непосредственным объектом этого преступления является нормальная (законная) деятельность органов дознания, следствия и прокуратуры по раскрытию и расследованию уголовных дел.

Дополнительный объект– права и законные интересы личности. Привлечение к уголовной ответственности невиновного лица – это не только грубейшее нарушение закона, но и существенное ущемление прав личности, оно может привести к самым тяжким последствиям.

С объективной стороны преступление заключается в привлечении к уголовной ответственности невиновного лица. Незаконное привлечение лица к дисциплинарной или административной ответственности при определенных условиях может быть квалифицировано как злоупотребление должностными полномочиями. Невиновным считается лицо: а) которому предъявляется обвинение в деянии, не содержащем признаков состава преступления. Например, деяние, совершенное в состоянии необходимой обороны без превышения ее пределов; в состоянии крайней необходимости; в присвоении имущества гражданина, находящегося в правомерном владении данного лица; б) привлеченное к уголовной ответственности за преступное деяние, которого не было в действительности. Например, привлечение лица за убийство, хотя следователю известно, что потерпевший жив; в) не причастное к совершению преступления; г) лицо, привлеченное за заведомо более тяжкое преступление, нежели совершенное им. Состав рассматриваемого преступления является формальным. Оконченным оно признается с момента вынесения постановления о привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности в качестве обвиняемого, даже если оно не предъявлено, но следователем подписано.

С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. Виновный сознает, что он подписывает постановление о привлечении к уголовной ответственности невиновного лица, и желает предъявить ему обвинение в преступлении, которого тот не совершал.

Цели и мотивы такого деяния могут быт самыми различными: месть, корысть, зависть, карьеризм. Они для квалификации содеянного значения не имеют, но должны быть установлены и учтены при назначении наказания.

Субъектом является только лицо, производящее дознание, предварительное следствие, или прокурор, осуществляющий надзор за предварительным расследованием. Часть 2 ст. 299 УК предусматривает уголовную ответственность за то же действие, соединенное с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Сущность этих квалифицирующих обстоятельств заключается в том, что заведомо невиновное лицо привлекается к уголовной ответственности за якобы совершенные им конкретные преступления, являющиеся тяжкими или особо тяжкими.

61. Незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300).

Непосредственным объектомданного преступления является нормальная деятельность органов прокуратуры, предварительного следствия, дознания.

Объективная сторонахарактеризуется совершением активных действий (прокурором, следователем или лицом, производящим дознание) и заключается в незаконном освобождении от уголовной ответственности лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления.

Незаконность действий заключается в том, что от уголовной ответственности освобождается лицо, в отношении которого имеются достаточные и убедительные доказательства о совершении им преступления. Данное преступление является формальным составом и считается оконченным с момента вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении.

Субъективная сторонапреступления характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. Прокурор (следователь или производящее дознание лицо) сознает незаконный характер своих действий, предвидит последствия этих действий и все же совершает их. Не будет в действиях лица состава преступления, если оно добросовестно заблуждается в невиновности человека, которого оно освобождает от уголовной ответственности.

Субъект преступления– прокурор, следователь органа предварительного расследования или лицо, производящее дознание.

62. Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301) Объектомпреступления являются интересы правосудия и свобода личности.

Объективная сторонавыражается в активных действиях, заключающихся в незаконном задержании лица ( либо незаконном заключении под стражу или содержании его под стражей, либо наступлении тяжких последствий от подобных действий.

Задержаниепредставляет собой заключение органами следствия или дознания под стражу лица, подозреваемого в совершении преступления.

Заключение под стражу как процессуальное действие представляет собой меру пресечения, которая применяется в отношении обвиняемого или подозреваемого для предупреждения уклонения его от следствия, дознания, суда либо исполнения приговора, а также если есть основание полагать, что, находясь на свободе, лицо может помешать установлению истины по делу.

Оконченным это преступление считаетсяс момента задержания или заключения под стражу.

Субъективная сторонаданного состава преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. Мотивы могут быть различными.

Субъект преступления– работник дознания или следствия (при незаконном задержании); работник органа дознания, следствия, прокурор, судья (при незаконном заключении под стражу). Часть 3 ст. 301 УК устанавливает ответственность за действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия. Тяжкими последствиями признаются как относящиеся непосредственно к самому задержанному или взятому под стражу, так и к его близким. Ими могут быть: заболевание задержанного или взятого под стражу, оставление семьи без материального содержания и т.д.

Наши рекомендации