Социология и психология управления

70. Формирование коллектива, стадии его развития. Влияние коллектива на личность.

Коллектив– это разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. Коллектив характеризуется следующими основными чертами:

1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени;

2) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу;

3) относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива;

4) структурированностью — определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственности между членами коллектива;

5) организованностью, то есть упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенному порядку ведения совместной коллективной жизнедеятельности;

6) открытостью — то есть готовностью к принятию новых членов.

Стадии развития коллектива:

1. Возникновение - возможно при создании новой организации, при приходе нового менеджмента, при изменении в составе организации (более 25%). Здесь создается формальная структура, органы управления, системы отчетности, взаимные требо-вания «руководитель-подчиненный» только вырабатываются, с т.зр. психологии преобладают ожидание и настороженность.

2.Формирование

Образуются неформальные группы и формируется групповое мнение. Иногда эту фазу называют внутригруппового конфликта, идет борьба за лидерство. Стадия заканчивается, когда появляется четкая организационная структура. На этой стадии должна быть интенсивная работа руководителя - распределение баланса сил между группами, проведение совместных корпоративов

3.Стабилизация

Создается неформальная структура коллектива, сформированы нормы и правила поведения, коллектив достаточно стабилен. Развитие коллектива не заканчивается. Достигнув высшей точки развития у членов группы снижается энергетический потенциал. Если группа хорошо организована, то все будут работать хорошо.

4.Совершенствование или распад

Совершенствование возможно при хорошем руководителе.

Психолого-педагогические законы формирования коллектива:

1.Закон движения коллектива – важнейшим стимулом человеческой деятельности является перспектива. Без этого нельзя увлечь людей и эффективно на них воздействовать. При становлении производственного коллектива перед ним должны выдвигаться ряд задач. Люди должны идти от одной задачи к другой

2.Единство личных и общественных интересов в производственном коллективе

3.Принцип параллельного действия. Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива.

Эти законы должны использоваться на практике неразрывно. Они все направлены на формирование производственного коллектива. Первый – в какой направлении должна вестись работа по сплочению. Второй – позволяет уяснить внутреннюю логику развития отношений. Третий – определяет механизм воспитательного воздействия, как на отдельную личность, так и на коллектив в целом.

Изучение роли групп в орг-циях показало, что группа оказывает позитивное воздействие на:индивид.работу и эффект-ть всей орг-ции.

Майерс свел многообразие челов.проявлений к 6 груп.феноменам:

1. фен-н соц.фасилитации-присутствие др.людей всегда дейст-ет возбуждающе, мешает реш-ю слож.задач

2. феномен соц.ленности – люди прилагают больше усилий тогда, когда объедин-ют свои усилия ради общей цели.Этот закон не всегда раб-ет.

3. фен-н деинвидуализации люди вместе делают то, что не стали бы делать в одиночку

4. фен-н групповой померизации – при групп.обсуждении проблемы усилив-ся установки группы на положит.и отриц.решения

5. фен-н облупления мышления:для группы интерсы грп-ой гармонии важнее принятия реш-я.

6. фен-н влияния меньш-ва:меньш-во, уверенное в своей правоте, способно привлекать сторонников из числа больш-ва.

Выдел-ют 4 формы влияния группы на чел-ка:

1. генеративная-первичный кол-в формир-ет нравств.принципы поведения и способ-ет проявлению лич.и дел качеств чел-ка

2. дегративная-нездоровые отн-ия в кол-ве, общест.мнение равнодушно

3. приспособленческая-невыразительность общ.мнения,слаб.связи м/у членами, работ-ки связаны технич.и эконом.связями.

Инструменты влияния группы на поведение личности:выработанные нормы, статус группы, роль,сплоченность.

71. Социально-психологический климат коллектива: понятие, управление

Социально-психолог.климат(СПК)-это состояние коллективной психики, обуслов-ое особ-ми жизнедеят-ти(установки, отношения, настроения, чувства, мнения членов гр.).

Барышин выделяет 2 основ.группы в стр-ре СПК:

СПК

преобладающий и устойчивый настрой коллектива

к труду друг к другу

эмоц-ый предметный между коллегами м/у руковод-м и подчин-ми

эмоц. предмет. эмоц. предмет.

Предметное настроение – характер выполнения той или иной деят-ти.

Эмоц-ое настр-ие – отнош-ие удовлет-ия/неудовлет-ия опред.деят-тью.

Руководитель может целенаправленно регулировать характер отношений в группе и влиять на СПК. Для этого необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на СПК.

Факторы определяющие социально-психологический климат

1. Глобальная макросреда : обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий.

2. Локальная макросреда , т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив

3. Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда

4. Удовлетворенность работой

5. Характер выполняемой деятельности

6. Организация совместной деятельности

7. Психологическая совместимость

8. Характер коммуникаций в организации

9. Стиль руководства

Маркетинг

72. Понятие, содержание и концепции маркетинга.

Маркетинг затрагивает жизнь каждого из нас. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни. В основе термина “ маркетинг “ лежит слово “ market “, что означает рынок.

Он появился в конце XIX – начале XX вв. Это время характеризовалось кризисом перепроизводства, ростом конкуренции. Эти обстоятельства потребовали от предприятий ориентации на рынок, тщательное исследование его конъюнктуры.

Маркетинг – 1) Вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена и с целью увеличения прибыли предприятий при эффективном распределении ресурсов. 2) Процесс планирования и реализации мер, направленный на удовлетворение спроса на товары и услуги с целью получения прибыли.

Маркетинговая деятельность (МД)складывается из рядя процедур, выполняемым систематически. Основные этапы МД:

1) Анализ маркетинговых возможностей. Маркетинговый процесс начинается со сбора информации о товарах, потребителях, конкурентах, состоянии и тенденциях внешней среды фирмы, для этого создается система маркетинговой информации. При необходимости проводятся маркетинговые исследования. Таким образом, выявляются маркетинговые возможности фирмы.

2) Выбор целевых рынков.Фирма решает, каким образом осваивать рынок, который складывается из множества покупателей, товаров и потребностей. Нужно определить, какие его сегменты представляют лучшие возможности для целей фирмы. Процесс разбивки рынка на отдельные группы покупателей с разными потребностями и характеристиками, которым могут понадобится некоторые виды товаров и различные приемы маркетинга, называется сегментацией рынка.

Любой рынок состоит из сегментов, но не всякий вариант сегментирования является приемлемым. Обычно фирма концентрирует свои усилия на удовлетворении специфических нужд одного или нескольких сегментов.

После выбора сегмента фирма определяет позиции, которые она в нем старается занять (позиционирование товара – комплекс мер, осуществляемых маркетологами, в результате которых товар занимает в сознании покупателя особое, отличное от конкурентов и выгодное для фирмы место).

3) Разработка комплекса маркетинга.Шаги по отбору целевых рынков и позиционированию товара создают основу для разработка комплекса маркетинга – совокупность инструментов маркетинга, используемых для воздействия на потребителей и получения желаемой реакции (товар, цена, распределение, продвижение).

Product товарная политика фирмы: определение потребительских характеристик товара и его позиционирование на рынке, разработку ассортимента и способов маркетинговой поддержки на разных этапах жизненного цикла.

Price. Цена – количество денег, которые должны заплатить за товар покупатели, чтобы его получить. Ценовая политика: определение ценовой стратегии, конкурентной цены товара, учитывая спрос на продукцию и чувствительность покупателей к изменению цены; издержки производства и реализации продукции; цены конкурентов. Маркетинговая служба должна выбрать из нескольких ценовых стратегий самую эффективную: стратегию единых или дифференцированных цен; стратегию высоких или низких цен; стратегию стабильных или нестабильных цен; стратегию льготных или дискриминационных цен, а также разнообразные скидки и надбавки.

Promotion. Действия, с помощью которых фирмы распространяют сведения о достоинствах товара и убеждают целевых потребителей покупать его. Продвижение товаров осуществляется с помощью рекламы, PR (информации), персональной продажи и стимулирования сбыта через покупателе, продавцов, посредников. Стимулирование сбыта: скидки, конкурсы, лотереи, кредит, подарки. На продвижение товаров направлена также реклама, цель которой – способствование реализации маркетинговых целей, к которым относят: увеличение объема продаж; увеличение части рынка; выведение на рынок новых товаров; формирование позитивного имиджа фирмы и т. д.

Place. Распространение – место продажи – действия фирмы, которые делают товар доступным для потребителей. Выбор каналов сбыта, и системы товародвижения (системы складирования, управления запасами, обработки заказов). Имеется в виду сбытовая политика, которая предусматривает выбор метода сбыта. Сбыт может быть прямым и через торговых посредников, которыми могут быть оптовые и розничные продавцы, дилеры, дистрибьюторы, агенты, брокеры и т. д.

73. Основные компоненты системы маркетинговой информации. Методы маркетинговых исследований.

В 19 в. большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. Управляющие собирали маркетинговую информацию, общаясь с людьми, наблюдая за ними, задавая вопросы. В 20 в. усилились три тенденции, обусловившие необходимость более обширной и доброкачественной информации: переход от маркетинга на местном уровне к маркетингу в общенациональном масштабе, переход от покупательских нужд к покупательским потребностям, переход от конкуренции в ценах к неценовой конкуренции.

Маркетинговая информационная система (МИС) – набор процедур и методов для регулярного сбора и анализа информации, нужной для подготовки маркетинговых решений.

МИС: 1.Сборвнутренней отчетности (отражает показатели текущего сбыта, суммы издержек, данные о дебиторской и кредиторской задолженности); 2.- Сбор внешней информации: книги, газеты, журналы, беседы с клиентами, поставщиками, дистрибьюторами, обмен информацией с другими управляющими и сотрудниками самой фирмы. О конкурентах можно узнать приобретая их товары, посещая «дни открытых дверей», выставки, читая публикуемые ими отчеты и присутствуя на собраниях акционеров, беседуя с бывшими и нынешними служащими конкурирующих организаций, их дилерами, поставщиками; собирая их рекламу; 3. Маркетинговые исследования. МИ – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой проблемой, их сбор, анализ, отчет о результатах; 4. Анализ маркетинговых решений.

Маркетинговое исследование- это систематическая подготовка и проведение различных обследований, анализ полученных данных и представление результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед компанией.

Этапы проведения маркетингового исследования:

1.Определение проблемы и целей исследования.

2. Разработка плана исследования.

3. Реализация плана исследования.

4. Интерпретация полученных результатов и доведение до руководства.

При проведении МИ используется информация, полученная на основе первичных и вторичных данных.

Вторичные данные― информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других ― целей.

Первичныеданные ¾ информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели.

Методы маркетинговых исследований.

Метод Определение Формы Пример + -
Интервью (опрос) Опрос участников рынка и экспертов Письменная, устная, по телефону, свободное, стандартизированное Сбор данных о привычках потребителей, исследование имиджа марок Изучение обстоятельств, которые нельзя наблюдать; не исключить влияние интервьюера на респондента, временные затраты
Наблюдение     Планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения Полевое, лабораторное, с участием наблюдающего или без него Наблюдение за потребителем в магазине Ии перед витринами, проверка мусорных ящиков Объективнее и точнее, чем опрос; иногда факты не поддаются наблюдению, Субъективизм регистрации фактов
Эксперимент   Исследование влияния одного фактора на др. при одновременном контроле постоянных факторов Полевое, лабораторное Тест рынка, исследование продукта, исследование рекламы Надежен ли результат? Именно ли от изменения данного фактора зависит результат?
Панель Повторяющийся сбор данных из одной группы через равные промежутки времени Торговая, потребительская Поятоянное отслеживание товарных запасов в группе магазинов Появление развития во времени, «стертость» панели

Наши рекомендации