П. методические указания по изучению

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

« Международный бизнес»

Учебное пособие

Специальность_____Мировая экономика, Экономическая теория, Коммерция (торговое дело)

Цикл: дисциплины специализации;

Компонент: региональный компонент

Чита

Издательство ЧИ БГУЭП

Протокол № 16 от 23.11. 2010 г.

УДК

ББК

Авторский знак

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры

(протокол № от «____»__________________200 г)

Рецензент________________________

СОГЛАСОВАНО

Декан факультета

«______» _________________ 200 г._____________________

Начальник учебно-методического управления

«______» _________________ 200 г._____________________

Ковальчук Л. Б.

Учебно-методический комплекс по дисциплине…………Учебн.пособие -

Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010 -___с.

ISBN

Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности___________________, утвержденного _____________________________

Содержит учебную программу курса, методические указания по изучению

курса, курс лекций, практикум по международному бизнесу

Предназначен для студентов четвёртого курса очной и заочной форм обучения специальности 2мировая экономика», «Экономическая теория», Коммерция»

ISBN

ББК

© ФИО, 2009

© Издательство БГУЭП, 2010.

СОДЕРЖАНИЕ

I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

1. Пояснительная записка .

2. Цели и задачи изучения дисциплины

3. Требования к уровню освоения дисциплины

4. Содержание дисциплины

4.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с

указанием их объемов в часах

4.2. Содержание разделов и тем

5. Организация промежуточного и итогового контроля знаний

5.1. Система формирования 100-балльной оценки

5.2. Образцы тестовых и контрольных заданий

5.3. Форма итогового, контроля

5.4. Перечень вопросов к зачету или экзамену

5.5. Образцы экзаменационных тестов, заданий

П. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

1.Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы

2. Методические указания по организации самостоятельной работы

3. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы

4. Технические средства обучения и контроля

5. Инновационные методы обучения

6. Список рекомендуемой литературы

6.1; Основная литература

6.2. Дополнительная литература .

6.3. Интернет-ресурсы

7. Глоссарий

Ш. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Курс лекций

Практикум '

I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Пояснительная записка

Приобщение к международному сообществу не только ведет к кардинальным изменениям в производстве и потреблении, но и решительно меняет наши представления о современном мире, заставляет осмыслить новые проблемы и, конечном итоге, требует нового мировоззрения, поведения, квалификации и знаний.

Для сегодняшней России учиться международному бизнесу означает, прежде всего, осваивать опыт ведущих международных компаний, осваивать «правила игры», принятые в современном мире, учиться прибыльному ведению хозяйства в условиях экономики рыночного типа.

Изменения, происходящие во внешнеэкономической деятельности, повышение роли международного бизнеса в развитии народного хозяйства страны, новые условия хозяйствования и выход широкого круга объединений, предприятий, организаций и ведомств на внешний рынок, развитие новых форм сотрудничества требуют и совершенствования подготовки специалистов для внешнеэкономической деятельности.

Без специальных знаний невозможно наладить производство конкурентоспособных товаров, организовать их сбыт и сервис, грамотно осуществлять деловые операции на международном уровне. Необходимо планировать эту деятельность и эффективно управлять ею, с четким видением перспектив ее развития, путей и методов совершенствования.

2. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель курса - дать студентам комплексные знания для ориентации в международном бизнесе и развитии региональной внешнеэкономической деятельности.

Задачи курса:

  • научить методам системного анализа внешнеэкономических ситуаций и факторов внешней среды международного бизнеса.
  • вооружить знаниями основ международного бизнеса,
  • ознакомить с важнейшими тенденциями и перспективами его развития,
  • познакомить с организацией и спецификой осуществления внешнеэкономических операций.

3. Требования к уровню освоения дисциплины

Требования к уровню освоения дисциплины соотносятся с квалификаци­онными характеристиками специалиста в соответствии с ГОС ВПО. В результате изучения дисциплины специалист должен:

- иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российского и мирового бизнеса;

- понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

- понимать сущность и социальную значимость своей международного бизнеса, основные проблемы дисциплины, видеть их взаимосвязь в целостной сис­теме знаний по специальности;

- знать теоретические основы и закономерности функционирования мировой экономики и международного бизнеса;

- знать принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;

- знать содержание основных проблем, связанных с разработкой направлений внешнеэкономической деятельности и реализацией проектов в международной сфере;

- уметь использовать знания по международному бизнесу в своей практической деятельности;

- уметь выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- уметь систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности;

- уметь использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;

- уметь разрабатывать и обосновывать варианты эффективных решений в деятельности компании, занимающейся международным бизнесом;

- уметь критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере международного бизнеса;

- уметь решать нестандартные задачи, иметь навыки прогнозирования экономических процессов в сфере международного бизнес;

- владеть специальной терминологией и понятийным аппаратом;

-владеть навыками самостоятельного овладения новыми знаниями в данной сфере;

-владеть навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере международного бизнеса;

4. Содержание дисциплины

4.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в часах

Для специальностей «Мировая экономика», «Экономическая теория», «Коммерция», форма обучения очная

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
    Мировая экономика Экономическая теория Коммерция
№№ триместров. 4.3 4.3 4.3
Аудиторные занятия:
лекции
практические и семинарские занятия
Самостоятельная работа
ВСЕГО ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Курсовая работа(№ триместра) 4.3 - -
Виды итогового контроля (экзамен, зачет") - №№ триместров Экзамен-4.3 Зачёт-4.3 Зачёт-4.3

Для специальностей «Мировая экономика», «Экономическая теория»,

Форма обучения заочная

Вид учебной работы  
    Мировая экономика Экономическая теория .......
№№ триместров 5.1 5.2  
Аудиторные занятия:  
лекции  
практические и семинарские занятия  
Самостоятельная работа  
ВСЕГО ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ  
Контрольная работа (№ триместра) - 5.2  
Виды итогового контроля (экзамен, зачет) - №№ триместров Зачёт-5.1 Зачёт-5.2  

Содержание разделов и тем

Тест 1

1. Деятельность международной компании, основанная на преимуществах международного разделения труда и процессах интернационализации производства и капитала с целью максимизации прибыли называется: а) МБ, б) ВЭД..

2. Максимизация выгоды (дохода, прибыли) в процессе осуществления различных международных сделок характерна для: а) всего комплекса ВЭД. Б) только для МБ..

3. Стратегической целью МБ является: а)максимизация прибыли в отношениях с каждым конкретным контрагентом по каждому поводу, б) выход на международный рынок с целью закрепления своих позиций.

  1. Субъектом международного бизнеса выступают: а) все элементы производственных отношений, в первую очередь непосредственные производители и их промышленные и коммерческие группировки, б) только крупные транс и многонациональный компании.
  2. Государственные структуры, наряду с международными экономическими организациями: а) могут оказывать влияние на субъектов деловых отношений, б) не могут оказывать влияние на субъектов деловых отношений.

6. Основными аспектами мотивации, побуждающими международную компанию осуществлять международный бизнес, являются: а) расширение рынков, формирование на них выгодных правил игры, влияние на ценообразование на мировых рынках, б) расширение сбыта, приобретение ресурсов, диверсификация источников снабжения и сбыта.

7. Международный бизнес как системное явление обладает: а) собственными внутренними импульсами развития, системой обеспечения и воспроизведения, инфраструктурой, б) общими органами управления и контроля, неограниченным потенциалом роста, универсальными инструментами взаимодействия.

8. Формы ведения международного бизнеса включают: а) торговлю товарами и услугами, транспортные перевозки, лицензирование, франчайзинг, проекты «под ключ», управленческие контракты, б) только прямые и «портфельные» инвестиции.

9. Все большее расширение технологических и географических границ, а также развитие новых общественных институтов привели: а) к формированию деловой среды, характеризуемой распространенными международными компаниями и глобализацией международных бизнес-систем (структур), б) созданию мощной деловой среды, определяющей процессы развития мирового хозяйства.

10. Под бизнес-системой следует понимать: а) социально-экономическую систему, в рамках которой происходит создание и реализация определенной стоимости, востребуемой в обществе, б) производственную систему, нацеленную на получение прибыли.

11. Информация становится:а) жизненно важным элементом бизнес- системы, а рост информационной составляющей в стоимости товаров оказывается причиной постепенного размывания границ между производством и потреблением стоимости, б) главным источником прибыли для МНК и ТНК промышленно развитых стран.

12. Бизнес-система международной компании: а) в полной мере зависит от характера конкуренции в экономическом пространстве, б) не зависит от характера конкуренции.

13. Бизнес-системы, в которых единый производственный процесс построен по принципу минимизации издержек, связанных с осуществлением операций на рынке, называются : а) БС «классического» (внутренне замкнутого типа), б) открытого типа.

14. Бизнес-системы компании, отличительной особенностью которой является наличие собственного производства, в котором реализуется ее бизнес-идея, называется БС: а) открытого типа, б) «классического типа».

15. Бизнес-системы, отличительной особенностью которой является отсутствие реальных процессов организации, производства, реализации продукции, конкуренции и инвестирования, называется: а) БС виртуальной компании, б) БС открытого типа.

Форма итогового контроля

Итоговый контроль проводится для студентов специальности «Мировая экономика» очной формы обучения в виде экзамена в 4.3 семест­ре). Для студентов специальности «Экономическая теория», «Коммерция» очной и заочной форм обучении итоговый контроль проводится в форме зачёта. Для студентов очной формы обучения в 4.3.семестр, для студентов заочной формы обучения в 5.2 семестре. Зачет ставится на основании (по результатам тестирования, ответам и вы­ступлениям на практических занятиях, по результатам контрольных работ). Экзаменационная оценка ставится на основании выполнения итогового теста.

Требования к курсовой работе

Требования к введению

Во введении показывается актуальность темы и проблем, связанных с ней. При этом указываются авторы, в исследованиях которых рассматривается данная тема и основные аспекты, в которых эта тема исследуется. Показывается круг вопросов, не получивших достаточное освещение, что и обусловило выбор темы.

После изложения проблем, которые автор предполагает более подробно осветить, формулируется цель работы и основные задачи. При этом следует добиваться, чтобы цель и задачи корреспондировались с формулировкой основного результата работы и важнейших выводов, к которым пришел автор, приводимых в заключении курсовой работы.

Далее в работе указывается ее структура, объем, количество таблиц, рисунков, количество использованных источников, количество приложений.

В качестве меры воспитания у студента уважения к своей и чужой интеллектуальной собственности рекомендуется в конце "Введения" сделать оговорку, подтверждающих авторство содержащихся в работе материалов и отсутствие в тексте заимствований на которые нет ссылок.

Рекомендуется, наряду с ознакомлением рекомендаций по выбранной теме ознакомиться с рекомендациями по смежным темам. Это позволит глубже изучить и раскрыть исследуемую проблему.

Требования к первой главе

Первая глава курсовой работы посвящается теоретическим основам темы, а также изложению состояния исследуемой проблемы в экономике России. При этом необходимо использовать международные сравнения, изложению тенденций по этой проблеме в мировом хозяйстве в целом и хозяйстве ведущих стран мира.

В работах, имеющих выраженный теоретический аспект, необходимо изложить положения экономической теории по данной проблеме. Кроме того, уместно обратиться к положениям общей теории систем и теории организации экономических систем для того, чтобы определить теоретические подходы к решению возникающих (обозначенных) проблем.

Показателем качества проведенного исследования является анализ источников литературы по данной проблеме и определение основных подходов к решению имеющихся проблем.

Логику изложения первой главы целесообразно построить по схеме "от общего к частному". Поэтому удобно разбить каждую главу курсовой работы на 3-4 раздела. Следует стремиться, чтобы тема последнего раздела каждой главы были близки с темой последующей главы.

В выводах по первой главе целесообразно сконцентрировать внимание на наиболее значимых постулатах экономической теории поданной теме, а также на важнейших тенденциях по исследуемой проблеме в хозяйствах ведущих стран мира, мировом хозяйстве с изложением важнейших особенностей (совпадении и отклонении от выявленных закономерностей) российской экономики.

Требования ко второй главе

Вторая глава имеет выраженный аналитический характер. В ней осуществляется количественный и качественный (логический) анализ статистических данных и данных из иных источников (публикаций). Основным итогом исследований по второй главе должны стать выявленные закономерности в виде укрупненных численных моделей поведения исследуемых параметров изучаемой экономической системы.

Здесь возможно применения различных методов численного анализа с применением стандартных пакетов прикладных программ, включая корреляционные, оптимизационные с анализом модели на чувствительность.

В числе обязательных выводов по второй главе должны быть формулировки прогноза поведения экономической системы (народного хозяйства, его отрасли, сферы экономической деятельности) по исследуемой проблеме.

Целесообразно сравнить результаты с прогнозными оценками других авторов.

Результаты промежуточных расчетов, описание исходных данных уместно оформить в виде приложений, сославшись на них в тексте.

Численному анализу поведения исследуемой экономической системы должен предшествовать ее качественный анализ. Как и в иных разделах, показателем качества работы является сравнение различных мнений, оценок различных авторов (источников) с приведением собственных суждений при их аргументации.

В выводах по второй главе следует сосредоточиться на результатах проведенного комплексного (качественного, количественного и по возможности многостороннего) исследуемой темы в ее прикладном аспекте. Важно, чтобы эти выводы послужили основой для выработки (в третьей главе) предложений по решению выявленных проблем.

Уместно, наряду с данными по народному хозяйству страны в целом, использовать данные по исследуемой проблеме на территории региона, в котором проживает (работает, учится) студент - автор курсовой работы.

Требования к третьей главе

Третья глава по своему содержанию должна быть посвящена обобщению проблем и перспектив их решения, а также предложений по их решению. Целесообразно сосредоточиться на формулировке практических проблем, их анализу на составляющие (отдельные задачи), которые могут быть решены с применением известных методов государственной экономической политики, учитывая собственный (отечественный) опыт и опыт других стран. Следует особое внимание уделить исследованию сложившихся направлений в государственной политике по исследуемой проблеме, оценить их эффективность, определить новые направления в совершенствовании организационно-экономических и нормативно-правовых механизмов государственного регулирования.

Требования к заключению

В заключении работы приводятся в сжатом виде основные выводы и результаты, достигнутые лично автором. Формулируются предложения по решению задач, сформулированных во введении.

3.6. Требования к оформлению списка источников

Обязательным требованием к курсовой работе является наличие в ней ссылок на литературу в квадратных скобках с указанием номера в списке. Наличие некорректных ссылок является основанием для возврата работы на доработку.

Источники приводятся в алфавитном порядке. список источников оформляется в соответствии с действующим ГОСТом. Использованные источники из ИНТЕРНЕТ приводятся в конце списка. Не допускается включение в список источников, на которые нет ссылок в работе.

Отсутствие в списке литературы источников текущего календарного и учебного года является признаком недобросовестности автора.

3.7. Требования к оформлению курсовой работы и порядок представления к защите

Титульный лист курсовой работы оформляется по правилам, принятым в ЧиБГУЭП. Работа подписывается студентом на титульном листе напротив его фамилии с указанием даты сдачи на кафедру.

Курсовая работа передается секретарю кафедры, который регистрирует ее в журнале учета.

В конверт на обороте первого листа обложки помещается лист для рецензии. В верхней части листа приводится тема курсовой работы, фамилия, имя, отчество студента, группа.

После получения рецензии и замечаний по курсовой работе, в случае, если она допущена к защите, студент в письменном виде готовит ответы по замечаниям, которые прилагаются в конце работы и нумеруются.

В случае, если курсовая работа к защите не допущена, она представляется после доработки повторно как новый документ.

Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

2. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ

3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ

4. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ

5. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ

6. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ

7. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ

8. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ

9. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 18 декабря 2003 г. № 164-ФЗ

10. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ

11. Булатов А. С.Экономика внешних связей. –М: «Прогресс»,2003.

12. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов/ Л. Е. Стровский, С. К. Казанцев, Е. А. Паршина и др.; Под ред. проф. Л. Е. Стровского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2001.

13. Внешнеэкономический бизнес в России: Справочник / Под ред. Фаминского И. П. – М.: Республика, 1997.

14. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. – М.: «ЮНИТИ», 1997.

15. Герчикова И. Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. – М: «Внешторгиздат», 2001.

16. Горбунов А. Р. Оффшорный бизнес и управление компаниями за рубежом. – М: 1997.

17. Дегтярева О. И., Полянова Т. Н., Саркисов С. В. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2002.

18. Дэниэлс, Радеба, Ли. Международный бизнес. –М: «Дрофа», 1994

19. Захаров К. В., Цыганок А. В., Бочарников В. П., Захаров А. К. Логистика, эффективность и риски внешнеэкономических операций. – К.: ИНЭКС, 2001.

20. Звеков В. П. Международное частное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2004.

21. Иностранные инвестиции, совместные предприятия и иностранные юридические лица: практич. Пособие. – М.: Экономика и финансы, триада, 1998.

22. Комаров В. В. Инвестиции и лизинг в СНГ. – М.: Финансы и статистика, 2001.

23. Костюнина Г. М. Международная практика регулирования иностранных инвестиций. – М.: Анкил, 2001.

24. Коваленко В. П. Всемирный рынок. – М: «Международные отношения», 1993.

25. Кредисов А. И., Березивенко С. Н., Быков Т. Н. И др. Управление внешнеэкономической деятельностью: Учебное пособие. Киев: ВИРА-Р, 2001.

26. Международный маркетинг / Под ред. Васильева Л. А., Ибрагимова. – М.: Юнити, 1999.

27. Ноздрева Р. Б. И др. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 10. – М.: ИНФРА-М, 1999.

28. Под общ. ред. С. И. Кумок Международные торговые и финансовые обычаи АОЗТ "Москов. фин. объединение", 1995.

29. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник. – М.: Юристъ, 2002.

30. Поляков В. Г. Бизнес с инофирмами. Практическое руководство для коммерсантов. – М.: Экор, 1994.

31. Попов С. Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга. Учебное пособие. – Изд. 4-е, доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2001 г.

32. ПивоваровС. Э, Майзель А. И., Эпштейн М.З.Международный менеджмент. – Санкт –Петербург, 2000.

33. Правила рынка: иностранные инвестиции; внешняя торговля; трудовая миграция; конкурентноспособность; дипломатия; помощь. – М.: Междунар. Отношения, 1994.

34. Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: Учебное / Под ред. Долгова С. И., Кретова И. И. – М.: БЕК, 1997.

35. Рубинская Э. Т. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия. М.: «Издательство ПРИОР», 2001.

36. Савенкова В. А. Организация внешнеэкономической деятельности на предприятии. – Тула, 1997.

37. Селлих К., Джейн С. Переговоры в международном бизнесе. Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2004.

6.2. Дополнительная литература

38. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.

39. Афанасьев В. Н., Юзбашев М. М. Анализ временных рядов и прогнозирование: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001.

40. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002.

41. Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2000.

42. Внешнеторговый справочник / Сост. А.Ю. Денисов, В.М. Матвеев. – М.: Дело и Сервис 1998.

43. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России / Под ред. д-ра экон. Наук, проф. И. П. Фаминского. – М.: Республика, 2004.

44. Горемыкин В. А., Богомолов О. А. Экономическая стратегия предприятия. Учебник. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2001.

45. Демин Н. Я., Климова Е. Н. Менеджмент во внешнеэкономической деятельности (обобщение и рекомендации) / Под ред. Трайнева В. А. – М.: Внешторгоиздат, 2000.

46. Доронина Н. Г. Комментарий к закону об иностранных инвестициях – М.: Юстицинформ, 2000.

47. Менеджмент и маркетинг бизнеса в международных компаниях / Под ред. Попова В. М. – М.: Финансы и статистика, 2001.

48. Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира Прогресс 1991.

49. Мовсесян А.Г.,Смитиенко Б.М. Современный мировой рынок и его коньюктура. Финансовая академия 1999.

50. Поляков В. В. Прогнозирование мирового товарного рынка. – М.: Экзамен, 2002.

51. Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг: Учебник. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.

52. Федосеева Г.А. Современный международный бизнес: стратегия и формы осуществления (Материалы к семинарским занятиям), 1997.

Периодическая литература

53. Азия Экспресс

54. Бюллетень иностранной коммерческой информации;

55. Внешнеэкономический бюллетень;

56. Внешняя торговля;

57. Вопросы экономики;

58. Инвестиции в России;

59. Логистика;

60. Маркетинг;

61. Маркетинг в России и за рубежом;

62. Менеджмент в России и за рубежом;

63. Мировая экономика и международные отношения;

64. Проблемы прогнозирования;

65. Риск;

66. Российская газета;

67. Российский экономический журнал;

68. Таможенный вестник;

69. Экономика и жизнь;

70. Экономист;

71. Эксперт.

III. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ЛЕКЦИИ

Микро уровень.

Представляется важным оценить потенциал рынка, его емкость, возможности расширения. Анализируется конкурентная среда. Оценивая конкуренцию необходимо определить цели, которые преследует компания, тип конкуренции (ценовой, неценовой), % распределения рынка между компаниями, какие сравнительные преимущества имеет компания – лидер, сильные и слабые стороны компании.

Политическая среда.

В современном обществе, трудно отделить политику от экономических условий. Роль политической системы, заключается в интеграции общества – в единое, жизнеспособное, целое.

Существует 2 крайние среды (политические) в теоретическом смысле:

- демократия;

- тоталитаризм;

Большинство стран применяют различные виды представительной демократии. Провозглашение демократических принципов, связано с уровнем экономического развития страны.

Для оценки политической среды, компания должна рассмотреть ряд параметров:

1. Какая политическая система в стране, какое правительство у власти, на сколько стабильна эта политическая система.

2. Какова активность политической аппозиции, на сколько часто проводятся забастовки.

3. На сколько эффективна политика правительства. Сюда относят: степень эффективности помощи иностранным компаниям, достаточно полная рыночная информация льгот, предоставляемых иностранным компаниям.

Оценивая политическую среду, необходимо оценить политические риски:

1. Риск, связанный с запретом на импорт (забастовки, войны, беспорядки);

2. Установление запрета на перевод денег;

3. Риск, связанный с неблагоприятностью социально-экономических изменений в стране, связанный с изменением политической ситуации;

4. Возможность введения ограничений на поставки, торговлю, закрытие границ;

Все эти опасности так же, как и благоприятные возможности, должны быть выявлены по средствам международного исследования и учтены в стратегии развития предприятия.

Правовая среда.

Правовые системы бывают 3-х видов:

1. Система обычного права;

2. Система гражданского права;

3. Система теократического права;

1.Система обычного права, основывается на обычаях, а важная роль при истолковании закона принадлежит суду. 2.Система гражданского права, базируется на наборе законов, которые сведены в кодекс. Существует в 70 странах.

Основное различие между 1 и 2, заключается в том, что 1 обычно базируется на истолковании событий судами, а гражданское опирается на факты. В странах действия обычного права, договоры и контракты очень сильно детализированы (в них упоминаются все ситуации).

3.Система теократического права. Пример: мусульманское право (эта система используется в 27 странах). В Исламских странах существуют правовые системы, которые представляют собой смесь (обычного, гражданского и теократического права).

Культурная среда.

Культура состоит из специфически усвоенных норм, основанных на социальных установках, ценностях и убеждениях, которые существуют в каждом обществе.

Важными элементами культурной среды являются:

- физические, синтетические формы культуры;

- язык;

- религия;

- политические перемены;

- традиции, обычаи;

- пунктуальность;

- отношение к полам;

- престиж, поведение, восприятие;

- воспитание, этика, предрассудки и стереотипы;

Поведение – это процесс взаимодействия со средой, с целью приспособления к ней ее активного изменения.

Манера двигаться, соприкасаться, язык жеста являются универсальными. Однако даже в универсальных жестах, могут присутствовать знаки, по-разному воспринимаемые разными нациями. Важным поведением среды является пунктуальность, которая играет особое место в деловом мире. Пунктуальность означает точность, аккуратность. Разные страны относятся по-разному к пунктуальности, в деловых встречах. К пунктуальности разные нации относятся по-разному. Арабы, индусы: считается плохим, навязывать переговоры, и устанавливать точные сроки сделок.

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое состояние развития личности, в целях подготовки духовной, культурной деятельности.

Этикет – это установленный порядок поведения где-либо. Существуют различные отношения к наказанию за преступление, обнажение тела, насилие.

Предрассудки и стереотипы.

Контакты между культурами становятся более широкими. Развитие транспорта, повышение доходов позволяет добиться, высокой степени свободы передвижения. Глобальная конкуренция компаний, приводит к выравниванию уровня культур. Появляется тенденция формирования субкультур (внутри стран), благодаря притоку других наций. Существуют религиозные секты, этнические группы, которые сохраняют свою культуру, но они сохраняют свои предрассудки (вера в фатализм).

В модели среды международного бизнеса важную роль играет мезоуровень (международная маркетинговая мезосреда). Мезосреду международного бизнеса, образуют хозяйствующие субъекты, покупатели, поставщики, «регуляторы», группы по интересам, профсоюзы.

Конкуренты представляют собой, нечто вроде «бизнес - зеркала», которое содержит в себе угрозы и одновременно, является источником полезной маркетинговой информации. Компания ориентирует свой бизнес, на корпоративных или интеллектуальных покупателей. Именно в отношениях с этими покупателями, устанавливаются маркетинговые отношения.

Поставщики ресурсов.

Поставщик в международном бизнесе, используется гораздо шире. Поставщики человеческих ресурсов капитала (поставщики займов, ссуд, инвестиций, патенты). Наличие поставщиков информации, привязывает материнскую компанию к конкретной стране.

Регуляторы – под эту категорию попадают, такие организации мезасреды, которые имеют возможность контролировать, регулировать или влиять на деятельность фокальной (материнской) компании. К этим организациям относятся, органы регионального и муниципального управления.

Группы по интересам – не связаны на прямую, но оказывают влияние на деятельность фокальной компании. В РФ – это «Защита прав потребителей».

Теория интернационализации.

Сущность данной теории заключается в том, что международная компания, типа МНК (многонациональная компания), по мере своей международной экспансии, создает свой собственный внутренний рынок (интернальный), который ей помогает осуществлять внутрифирменные сделки, с минимальными издержками, путем стратегии оптимального ухода от налогов и «просачивания» сквозь тарифные барьеры. Подобная глобальная интернационализация, влечет за собой расширение прямых инвестиций. Помимо преимущества международного распределения производства и ресурсов, глобальная интернационализация позволяет международной компании, получать выигрыш, от эффективного использования международной маркетинговой информации. Определенным недостатком этого подхода, является неучитываемость воздействия со стороны, политико-правовой среды международного бизнеса.

Управление НИОКР.

Цели и направления технологической политики международной компании.

Задачи:

1.мониторинг;

2.формирование организационной структуры компании, которая способствовала бы непрерывности инновационного процесса;

3.обеспечение скоординированонсти и согласованности действий, различных подразделений компании, по проведению НИОКР;

4.стимулирование повышения образовательного уровня работников предприятия;

Набор принципов и действий на основе, которых разрабатываются и внедряются новые продукты и технологии представляют собой технологическую политику компании.

Технологическая политика МНК является эффективной, в той случае если осуществляется НИОКР.

Преимущество интернационализации технологической политики, заключается в следующем: перенесение исследований, в центры развития науки и техники, позволяет фирме быть в курсе последних достижений науки и техники, и в короткие сроки получать информацию, а также привлекать к сотрудничеству высококвалифицированные кадры.

Преимущества интернационализации НИОКР:

1.если фирма придерживается политики продуктовой дифференциации, интернационализация НИОКР позволяет ей снижать издержки, за счет производства низкозатратных моделей, рассчитанных на существующий, в данной стране спрос;

2.облегчение доступа к рынку;

При организации НИОКР, фирма может придерживаться нескольких стратегий:

1.стратегия ориентирована на рынок страны, происхождения товара;

Наши рекомендации