Черты классической науки в естественно-правовом подходе

P.S. Последовательность тем может оказаться не соответствующей той, которую дали преподаватели. Вообще мне все равно. Кому надо тот сам разберется.

Тема 1. Типы правопонимания

Тип правопонимания – совокупность правовых теорий, сходным образом раскрывающих сущность права, а также его связь с человеком, обществом, государством (В.С. Нерсесянц).

Классификация типов:

1. Классические типы

a. Естественно-правовой подход (юснатурализм)

b. Юридический позитивизм

i. Этатизм

ii. Социологический подход

iii. Психологический подход

c. Историческая школа права

2. Неклассические типы

a. Возрожденное естественное право

b. Черты классической науки в естественно-правовом подходе - student2.ru Психологический подход

c. Социологический подход - если используются методы современной науки

d. Интегральный подход

Классификация типов по Нерсесянцу (тема соотношения права и закона):

1. Юридический тип – характерно различие права и закона (все типы кроме юридического позитивизма).

2. Легистский тип – право=закон, этатизм-юридический позитивизм.

Классические типы правопонимания

Естественно-правовой подход

Четыре этапа в развитии юснатурализма:

1. Черты классической науки в естественно-правовом подходе - student2.ru Античность

2. Средневековье классический и естественно- ____________________________________________________правовой подход

3. Индивидуалистический (рационалистический) – XVII век

4. Возрожденное естественное право – XIX-XX век, постклассический тип.

Античность.

Стоицизм.

Естественный закон рассматривается как некий универсальный космический принцип, которому подчинялись и люди, и боги, и звери. В римской юриспруденции – Ульпиан (дигесты), естественному праву природа научила всех живых существ, ибо оно присуще не только человеческому роду, но и является общим для всех животных. Сюда относится сочетание мужчины и женщины, рождение детей, их воспитание.

Цицерон: «Мы не можем противостоять естественному закону, мы не можем изменить его. Этот закон универсален, то есть он один для Рима и Афин. Он один и для настоящего, и для будущего. Он неизменен для всех времен и народов. Тот, кто не подчиняется естественному праву, отрицает самого себя и свою природу».

Естественное право – идеал для позитивного права. Естественное право всегда рассматривалось как критерий оценки позитивного права. Закон справедлив в той мере, насколько в нем отображен закон естественный.

Средневековье.

Схоластика (средневековая католическая философия – XVIII век, Фома Аквинский).

Апостол Павел: «Естественный закон есть закон, написанный даже в сердцах у язычников.»

Естественный закон – закон совести. Совесть есть в каждом человеке. Совесть – универсальное свойство человеческой природы.

Нормы естественного права извлекаются человеческим разумом из рассмотрения человеческой природы. Нормы естественного права вложены богом в человека.

Рационалистический этап.

Десакрализация (церковь утратила свой авторитет). Естественность естественного права понималась в трех смыслах:

1. Естественность означает, что это право не содержит ничего сверхестественного (Лейбниц, Гуго Гроций). «Естественное право настолько неизменно, что изменить его не может даже бог» - Гуго Гроций.

2. Означает разумность естественного права – право разума; источником естественного права является только человеческий разум. Юридические аксиомы подобны аксиомам физики и, особенно, геометрии. Они составляют содержание естественного права.

3. Термин «естественное» был призван подчеркнуть связи юриспруденции с естественными науками.

Черты классической науки в естественно-правовом подходе

1. Объективность естественного права уподобляется объективности природы (естественное право сущностно независимо от воли и сознания человека). Разум человека, формируя нормы естественного права, только открывает содержание, заложенное в природе человека.

2. Человеческий разум открывает подлинное естественное разумное право.

3. Естественное право – истинное право, коль скоро оно истинное, то оно обладает свойством универсальности (одинаково пригодно для всех времен и народов).

Наши рекомендации