Проверка конституционности НА

Субъектами обращения м/б:

1. Президент РФ,

2. гос дума

3. совет федерации

4. 1/5 депутатов гос думы

5. 1/5 членов совета федерации

6. правительство

7. ВС,ВАС,

8. органы гос власти законодательной и исполнительной власти субъектов

КС вправе оценивать конституционность:

1. ФЗ, ФКЗ (ФКЗ, ФЗ на сегодняшний день законы о поправках, в будущем м/б и референдальные законы, т.е законах принятых на референдуме (этот закон изменяется не на референдуме, а парламентом, парламент берет на себя ответственность))

2. Указы президента м/б нормативные и не нормативные , но КС может оценивать только нормативные.

3. постановления правительства; постановления гос думы, совета федерации – нормативные.

4. конституции уставы субъектов, законы и иные НПА ОГВ субъектов – КС рассматривает не любой акт и не любую норму, а только те акты и нормы которые приняты в границах исключительных предметов ведения РФ и совместных предметов ведения. Акты, которые принятые в границах исключительных предметов ведения субъектов в КС не рассматриваются!!!

5. договоры, но внутригосударственные договоры. – это договоры м/д органами гос власти РФ, м/Д органами гос власти РФ и субъекта, м/д высшими органами гос власти субъекта.

Все иные акты, принимаемые в стране на любом уровне рассматриваются на предмет вышестоящему акту в суде общей юрисдикции или арбитражном суде.

Проверка конституционности осуществляется в следующих пределах:

Материальный контроль – проверка содержания норм

Формальный контроль – проверяется форма НА, порядок его принят, опубликования, подписания, введения в действие.

С учетом принципа разделения властей – тот ли орган его принял

Исходя из предметов разграничения предметов ведения

Наряду с проверкой конституционности федеральных актов, проверка конституционности региональных источников начинается в первую очередь именно в связи с разграничением предметов ведения.

В 2003 в постановлении от 18 июня КС признал за генеральным прокурором РФ право оспаривать конституционность, но только конституций уставов субъектов. Оно было вызвано тем, что сначала было созданы округа и прокурорские органы были подключены.

Проверка конституционности законов по жалобам граждан, их объединений и по запросам судов.

Второе по объему рассматриваемых дел.

В КС не обжалуются решения иных судебных органов.

Тем не менее, для обращения в КС заявитель должен документально подтвердить конкретное применение именно к нему оспариваемой нормы.

Субъекты обращения с жалобой:

Изначально право на обращение получили только граждане РФ, но 17 02 1998 КС рассмотрел дело Гафура, лица без гражданства.

Сейчас есть примеры обращения иностранных граждан.

Сейчас – ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК, считающий, что его права, закрепленные в конституции РФ нарушены конкретным законом, при условии, что этот закон применен к этому лицу.

Это исходит из того, что каждый имеет право на защиту – статья 46 К.

Стоял вопрос о возможности обращение родителей за детей. Но ЗДЕСЬ НЕТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ. Обращается сам ребенок через адвокатов, иных лиц но не родителей.

ФКЗ наделяет правом не только граждан обращаться, но и их объединения. При этом под объединением граждан понимает любое объединения, при этом и не только граждан. Это например: политическое объединение, общественное объединение, религиозно объединение, профессиональное объединение.

В своих решения от 24 октября 1996 года конституционный суд предоставил право на обращения АО, товариществу, ООО.

В решении от 12 октября 1998 года КС признал объединением граждан государственное унитарное предприятие. – обоснование - любое ФЛ должно платить налоги, гос унт предприятие тоже должно платить налоги.

2002 4 апреля КС признает право на обращение за муниципальными образованиями, но как объединения граждан. на основании этого решения на местном уровне все кому не лень могут обращаться в КС.

Т.о КС постоянно расширяет перечень субъектов, имеющих право на обращение с жалобой.

КС на основе решения о прокуратуре и ФКЗ о уполномоченном по правам человека наделил соответствующих лиц правом на обращение с жалобой но не в собственных интересах, а в интересах 3-их лиц.

!!!Проверки по жалобам подлежат законы (любые - ФКЗ, ФЗ, законы субъектов и др)

КС в своих следующих решениях расширил перечень своих НА подлежащих проверки по жалобам.

Во – первых это от 5 июля 2001 года Постановление КС об амнистии – КС отметил – постановлении об амнистии – это особенный акт, по иерархии он стоит после конституции, м/д ним и конституцией нет ни одного акта, а поэтому он детализирует конституционные права

2004 год 27 января. Если постановление правительства принимается во исполнение закона, но в законе не урегулирован сам вопрос, то КС принимает подобное обращение.

2003 – отказное определение, когда граждане попытались оспорить постановление законодательного органа субъекта.

Нельзя оспаривать указ президента принятый за пределами его полномочий, т.е у законодателя есть право принять конституционных закон и указ автоматически утратит юридическую силу.

Правила:

1. Жалоба м/б подана только в отношении нарушения конституционных прав

2. Данная оспариваемая норма д/б применена в конкретном деле.

3. Может оспариваться только действующий акт

От 12 июля 2005 КС установил, что проверка акта возможна если производство по жалобе гражданина начато до момента утраты силы или отмены оспариваемого акта, или если актом нарушены права массово человека и иным способом их не восстановить.

Запросы судов о конституционности

Суд может приостановить рассмотрение дела, может рассмотреть его на основе прямого указания конституции, КС приняв дело уведомляет об этом суд.

В любом случае, при признании нормы не конституционной суд в последующем обязан вернуться вновь к рассмотрению дела.

16. 03.10.

Наши рекомендации