Схема 32. Организация управления в области культуры

Схема 32. Организация управления в области культуры - student2.ru

Минкультуры России имеет территориальные органы по сохране­нию культурных ценностей.

Свою компетенцию оно реализует в основном в отношении объек­тов культуры федерального значения, организационно-правовой ста­тус которых (например. Российской государственной библиотеки, Го­сударственного историко-культурного Музея-заповедника «Москов­ский Кремль») определяется, как правило, Правительством РФ*.

Основными задачами Министерства являются:

осуществление в сфере культуры государственной политики, обес­печивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и направленной на сохранение исторического и культурного наследия;

содействие развитию национальных культур народов России;

определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов куль­турной деятельности, профессионального искусства, музейного и биб­лиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры;

разработка и реализация в соответствии с международными обяза­тельствами РФ системы мер по предупреждению незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на куль­турные ценности;

осуществление государственного контроля за вывозом из России культурных ценностей, соблюдением установленного порядка реализа­ции предметов антиквариата, а также соблюдением правил внешнеэко­номической деятельности в отношении культурных ценностей;

управление деятельностью подведомственных организаций.

Ряд важных задач выполняет Министерство в связи с принятием 15 апреля 1998 г. Федерального закона «О культурных ценностях, пере­мещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находя­щихся на территории Российской Федерации». Основными его целями являются защита указанных культурных ценностей от расхищения, предотвращение их незаконного вывоза за пределы страны, а также неправомерной передачи кому бы то ни было; создание необходимых правовых условий для реального обращения этих ценностей на частич­ную компенсацию ущерба, причиненного культурному достоянию России в результате разграбления и уничтожения ее культурных цен­ностей Германией и ее военными союзниками в период Второй миро­вой войны; обеспечение интересов России при регулировании с ино­странными государствами спорных вопросов, касающихся указанных культурных ценностей, на основе последовательного соблюдения принципа взаимности; предоставление возможности для ознакомле­ния с этими ценностями гражданам России и иностранным гражданам, в том числе специалистам в сфере образования, науки и культуры; создание благоприятных условий для дальнейшего развития междуна­родного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры.

Правовой базой сохранения и развития библиотечного дела служит Федеральный закон от 29 декабря 1994 г.*, который устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на сво­бодный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобще­ние к ценностям национальной и мировой культуры, а также на куль­турную, научную и образовательную деятельность.

 
 

Федеральный закон от 26 мая 1996 г.* определяет особенности пра­вового положения музеев, которых в стране более 2,5 тыс. Они со­здаются в форме учреждений, осуществляющих культурные, образо­вательные и научные функции некоммерческого характера. Постанов­лением Правительства от 12 февраля 1998 г. «Об утверждении поло­жений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации»** установлен порядок и механизм учета, сохранения богатств, сосредоточенных в музеях страны.

Министерство Российской федерации по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций (МПТР России) образовано Указом Президента от 6 июля 1999 г. вместо ликвидированных Государствен­ного комитета РФ по печати и Федеральной службы России по телеви­дению и радиовещанию*. Эти оргмероприятия осуществлены в целях развития единого информационного пространства в Российской Феде­рации, а также совершенствования государственного управления в об­ласти средств массовой информации и массовых коммуникаций.

 

На базе региональных управлений регистрации и контроля за со­блюдением законодательства РФ о средствах массовой информации (СМИ) ликвидированного Государственного комитета образованы территориальные органы Министерства. Организации, находившиеся в ведении Федеральной службы и Государственного комитета, переда­ны в ведение Министерства.

Согласно Указу Президента от 6 июля 1999 г. и Положению о Ми­нистерстве, утвержденному постановлением Правительства от 10 сен­тября 1999 г.*, основными задачами Министерства являются:

разработка и реализация государственной политики в области средств массовой информации и массовых коммуникаций, телерадио­вещания, информационного обмена, вещания дополнительной ин­формации, развития компьютерных сетей общего пользования, печа­ти, издательской, полиграфической деятельности, распространения периодических изданий, книжной и иной печатной продукции; регу­лирование производства и распространения аудио- и видеопродукции, включая регистрацию и лицензирование в указанных областях деятель­ности;

разработка и реализация государственной политики в процессе производства рекламы, а также ее распространения средствами массо­вой информации и массовых коммуникаций;

разработка и осуществление в пределах своей компетенции меро­приятий в сфере развития, реконструкции, эксплуатации, стандарти­зации и сертификации технической базы;

регулирование деятельности, включая разработку и реализацию по­литики и соответствующих процедур, в области использования радио­частотного спектра и орбитальных позиций спутников связи для целей радиовещания, развития средств массовых коммуникаций и распро­странения массовой информации.

Министерство является органом, координирующим деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в указанных сфе­рах, и в пределах своей компетенции имеет право разрабатывать и ут­верждать нормативные документы, обязательные к исполнению всеми физическими и юридическими лицами независимо от формы собст­венности.

Конституция (ч. 5 ст. 29) гарантирует свободу массовой информа­ции — одно из условий становления и развития России как правового государства. Поэтому информационная открытость является сердцеви­ной государственной политики в области СМИ.

деятельность СМИ регламентируется Законом от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» (с последующими изменениями)* и другими нормативными правовыми актами.

Под массовой информацией понимаются предназначенные для не­ограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Под средством массовой информации пони­мается периодическое издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кино­хроникальная программа, иная форма периодического распростране­ния массовой информации. Под распространением средств массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) пери­одических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программы, трансляция радио-, телепрограммы (вещание), демонстрация кино­хроникальных программ.

Свобода распространения информации через средства массовой информации гарантируется отсутствием цензуры, недопустимостью наложения запрета на распространение сообщений и материалов и их отдельных частей.

Государство поддерживает СМИ посредством совокупности орга­низационных, организационно-технических, экономических и иных мер, устанавливаемых в целях обеспечения прав граждан на получение объективной информации, на свободу слова, а также независимости средств массовой информации. Наряду с этим государственные СМИ обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 ян­варя 1995 г. «О порядке освещения деятельности органов государствен­ной власти в средствах массовой информации»*.

Федеральный закон от 4 июля 1996 г. «Об участии в международном информационном обмене»* имеет своей целью создание условий для эффективного участия России в международном информационном об­мене в рамках мирового информационного пространства, защиты ин­тересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований, интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.

Важное значение для успешной деятельности СМИ имеет реализа­ция мер, предусмотренных Федеральными законами от 24 января 1995 г. «Об экономической поддержке районных (городских) газет»* и от 1 декабря 1995 г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации»**. Законы предусматривают существенные льготы всем средствам массовой ин­формации независимо от форм собственности.

12 октября 1995 г. Правительством была принята Федеральная целе­вая программа «Поддержка государственной полиграфии и книгоизда­ния России в 1996—2001 годах»*. Основная цель программы заключа­ется в укреплении материально-технической базы государственной полиграфии. Помимо государственных предприятий, непосредствен­но находящихся в поле зрения Министерства, действуют также пред­приятия ведомств, общественных организаций, акционерных обществ, подразделения и участки оперативной полиграфии промышленных предприятий, научных и иных учреждений, банков, а также салоны-магазины полиграфических услуг.

В целях укрепления роли государственных электронных средств массовой информации, восстановления культурно-просветительной и воспитательной функции государственного телевидения Указом Пре­зидента от 25 августа 1997 г. «О совершенствовании государственного телевидения в Российской Федерации»* учреждено государственное средство массовой информации — общероссийский государственный телевизионный канал «Культура».

8 мая 1998 г. принят Указ Президента «О совершенствовании рабо­ты государственных электронных средств массовой информации»*. Его цель — составить конкуренцию коммерческим телерадиокомпаниям в проведении информационной политики. Указом предусмотрено со­здание на базе Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК) единого производственно - технологического комплекса госу­дарственных электронных средств массовой информации, а также пре­образование государственных телевизионных и радиовещательных компаний, имущество которых является федеральной собственностью, в дочерние предприятия ВГТРК.

Средства массовой информации приобрели исключительное значе­ние не только в информировании своих зрителей, читателей, слушате­лей, но и в формировании общественного мнения, особенно в периоды перевыборов Государственной Думы и Президента. Качество инфор­мации и ее доступность, объективность и оперативность оказывают существенное воздействие на эффективность деятельности органов государственной власти, позволяют своевременно скорректировать из­бранные направления действий, отреагировать на вновь появившиеся обстоятельства.

Обеспечение высокого качества, оперативности сбора и распро­странения информации являются задачами Информационного теле­графного агентства России, а также Судебной палаты по информаци­онным спорам при Президенте*. Важная роль в освещении деятельнос­ти органов государственной власти принадлежит Управлению пресс-службы Президента, основные функции которой определены Положе­нием о ней, утвержденным Указом Президента от 21 апреля 1998 г.**

В области культуры и средств массовой информации активно дей­ствуют разнообразные организации творческих работников — твор­ческие союзы, ассоциации, компании, комиссии и т.п. Государство обеспечивает социальную защиту творческих работников, не вмеши­ваясь в их деятельность.

Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии (Госкино России), согласно Положению о нем, утвержденному поста­новлением Правительства от 26 июня 1998 г.*, является .федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ межотраслевую координацию деятельности по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регу­лирование в сфере кинематографии.

Госкино России действует совместно с другими федеральными ор­ганами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, в сотрудничестве с Союзом кинематографистов РФ и другими творческими союзами и общественными объединения­ми, а также с органами местного самоуправления.

Основными направлениями деятельности Госкино являются:

разработка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области кинематографии;

разработка и реализация федеральных целевых программ в части, относящейся к сохранению и развитию кинематографии;

участие в разработке федерального бюджета в части расходов на кинематографию;

координация развития инфраструктуры кинематографии;

ведение Государственного регистра фильмов и выдача прокатных удостоверений на них в целях регулирования проката фильмов и показа фильмов на территории страны, защиты обладателей прав на фильм, определения возрастной категории зрительской аудитории;

содействие развитию образования в области кинематографии, ки­нематографической науки и подготовке творческих и инженерно-тех­нических кадров;

разработка системы государственной статистической отчетности в области кинематографии, ведение реестра организаций кинемато­графии;

развитие международных связей в области кинематографии.

Актом государственного внимания к кинематографии стало поста­новление Правительства от 30 июля 1994 г. «О первоочередных мерах по реализации протекционистской политики Российской Федерации в области отечественной кинематографии»*. В постановлении призна­на необходимость обеспечения государственной финансовой под­держки ежегодно не менее 50 проектов производства и проката худо­жественных кино- и видеофильмов.

С 1 сентября 1994 г на территории Российской Федерации введен единый порядок учета входных билетов на коммерческие просмотры всех видов кино- и видеопродукции, проводимые предприятиями и организациями независимо от форм собственности. Это позволяет осуществлять инвентаризацию кинотеатров и киноустановок, поста­вить под налоговый контроль местных органов власти прокат кино- и видеофильмов.

С 1 сентября 1994 г. вступил в действие также порядок ввоза на территорию РФ кино- и видеофильмов, созданных в странах, не вхо­дящих в СНГ.

28 октября 1995 г. Правительством принято постановление «О мерах по сохранению и развитию проката отечественных фильмов и повыше­нию уровня кинообслуживания населения»*. В нем предусматривается решение вопросов развития материально-технической базы киносети и кинопроката, пополнения фонда отечественных фильмов и их распро­странения за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Федера­ции, внебюджетных источников финансирования; создания норматив­ной базы тиражирования, распространения, проката и публичного по­каза фильмов; стимулирования работников кинопроката и киносети; сохранения фонда фильмов как национального достояния России; со­здания в регионах центров российской кинематографии.

Постановлением Правительства от 18 декабря 1997 г. утверждена Концепция развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года*. Начиная с 1998 г. обеспечивается последовательный переход от главенствующей сегодня формы бюджетного обеспечения произ­водства, проката и показа отечественных фильмов к системе, сочетаю­щей поддержку с инвестициями предпринимателей, различными фор­мами банковского кредитования.

Федеральная архивная служба России (Росархив), согласно Положе­нию о ней, утвержденному постановлением Правительства от 28 декаб­ря 1998 г.*, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием Архивного фонда Российской Федерации.

В систему Росархива входят федеральные государственные архивы, научные и другие непосредственно подчиненные организации, а также органы управления архивным делом субъектов Федерации и подчинен­ные им учреждения.

Основными задачами Росархива являются:

организация и обеспечение формирования сохранности и исполь­зования Архивного фонда РФ;

анализ состояния архивного дела, изучение тенденций и законо­мерностей, определение концепции и стратегии его развития с учетом региональных особенностей;

развитие и совершенствование совместно с федеральными органа­ми государственной власти и органами государственной власти субъ­ектов Федерации архивного дела и делопроизводства;

координация деятельности подчиненных федеральных государст­венных архивов, научных и других организаций, обеспечение их функ­ционирования;

контроль за соблюдением законодательства в области архивного дела и другие задачи и функции, указанные в Положении,

106.Органы государственного управления в области образова­ния и науки РФ.

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России), согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства от 15 июня 2004 г. <*>, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2562.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.
Минобрнауки России самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
о порядке подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;
положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования;
формы документов государственного образца об уровне образования и квалификации, о порядке их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом в соответствии о международными договорами Российской Федерации;
федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях;
положение о порядке замещения должностей работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования;
положение об аспирантуре и докторантуре в высших учебных заведениях и научных организациях независимо от ведомственной принадлежности;
федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, федеральные требования к содержанию образования, образовательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам; номенклатуру должностей научных работников;
о порядке приема всех категорий обучающихся, порядке перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое;
о порядке установления контрольных цифр приема граждан, обучавшихся за счет средств федерального бюджета;
о порядке передачи на усыновление (удочерение) гражданам детей, являющихся гражданами РФ, а также нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности министерства и подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества. Положение о Службе утверждено Постановлением Правительства от 16 июня 2004 г. <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2668.

Служба наделена следующими полномочиями в установленной сфере деятельности. Она осуществляет:
прием заявок на объекты интеллектуальной собственности, рассмотрение, экспертизу и выдачу патентов Российской Федерации на изобретение, полезную модель, промышленный образец, свидетельств Российской Федерации на товарный знак, знак обслуживания, на право пользования наименованием места происхождения товара, на общеизвестный в Российской Федерации товарный знак, свидетельств об официальной регистрации программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем;
регистрацию договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством РФ;
аттестацию и регистрацию патентных доверенных Российской Федерации, а также выдачу им регистрационных свидетельств;
публикацию сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, поданных заявках и выданных по ним патентах и свидетельствах, а также осуществляет иные функции, указанные в Положении об этом государственным органе.
Служба в своей деятельности руководствуется Патентным законом РФ от 23 сентября 1992 г. <*>, Постановлением Правительства "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну" от 2 октября 2004 г. <**> и Приказом Роспатента "О порядке ведения Государственного реестра изобретений Российской Федерации" от 5 марта 2004 г. <***>.
--------------------------------
<*> ВВС. 1992. N 42. Ст. 2320.
<**> СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4046.
<***> РГ. 2004. 24 марта.

Ежегодно в России оформляется 30 тыс. охранных документов на изобретения, что характеризует объем работы, выполняемой Роспатентом.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), согласно Положению о ней, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.
Служба осуществляет контроль и надзор:
за исполнением законодательства РФ в области образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров;
за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования;
за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий работникам образовательных учреждений, научных учреждений и иных организаций.
Служба осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования, организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии; рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы, а также решает другие вопросы, указанные в Положении о Службе, утвержденном Постановлением Правительства от 17 июня 2004 г. <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2670.

Положение о порядке присуждения ученых степеней утверждено Постановлением Правительства от 30 января 2002 г. <*>, а Положение о порядке присвоения ученых званий - Постановлением Правительства от 29 марта 2002 г. <**>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 6. Ст. 580.
<**> СЗ РФ. 2002. N 14. Ст. 1302.

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности. Свою деятельность Агентство осуществляет непосредственно и через подведомственные ему организации. Положение об Агентстве утверждено Постановлением Правительства от 16 июня 2004 г. <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 25. Ст. 2563.

Агентство организует разработку прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ; выдает иностранным и российским заявителям разрешения на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в ее исключительной экономической зоне и на ее континентальном шельфе; ведет единый реестр результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета; осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности и другие функции, указанные в Положении об Агентстве.
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов. Свою деятельность Агентство осуществляет непосредственно и через подведомственные ему организации. Положение о нем утверждено Постановлением Правительства от 17 июня 2004 г. <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2570.

Агентство, в частности, организует повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций; осуществляет определение для образовательных учреждений, находящихся в его ведении, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квот по целевому приему; размещение на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием; открытие аспирантур и докторантур.
Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов утверждено Постановлением Правительства от 27 июня 2001 г. (с изменениями от 6 ноября 2004 г.) <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 28. Ст. 2888.

Агентство участвует в реализации "Программы поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств на 2000 - 2005 годы" <*>. Целью мероприятий, предусмотренных Программой, является осуществление целенаправленной политики поддержки получения российского образования гражданами государств - участников СНГ, восстановление позиций России как главного образовательного центра в СНГ.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 44. Ст. 4346.

Федеральная целевая программа "Молодежь России (2001 - 2005 годы)", утвержденная Постановлением Правительства от 27 декабря 2000 г. <*>, содержит систему мероприятий, имеющих своими целями создание и развитие правовых, экономических и организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания в условиях демократического общества, рыночной экономики и правового государства, личностной самореализации молодых людей как активных участников преобразований современного российского общества.

Кроме рассмотренных выше федеральных органов исполнительной власти, в Российской Федерации действуют федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, в министерстве обороны, внутренних дел, здравоохранения и социального развития, сельского хозяйства). Сюда относятся различные подразделения соответствующих ведомств (главные управления, отделы и др.). Они могут быть специализированными и управлять подведомственными образовательными учреждениями либо осуществлять такие функции наряду с другими функциями.
В субъектах Федерации управление образованием осуществляют соответствующие министерства, комитеты, главные управления, отделы образования. Их компетенция аналогична компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере образования, но осуществляется с учетом региональных масштабов и особенностей деятельности.
Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.

Наши рекомендации