Организация работы по надзору за законностью административного производства

Работа прокурора района (города) по надзору за администра­тивным производством должна строиться, прежде всего, с учетом фактического состояния законности как в районе (городе), так и в конкретных государственных органах, уполномоченных рассма­тривать дела об административных правонарушениях. Правильная организация работы по надзору за применением законов об адми­нистративных правонарушениях позволяет прокурору своевре­менно принимать меры по выявлению и устранению нарушений законов в деятельности поднадзорных ему органов.

Восстановление нарушенных прав и законных интересов че­ловека и гражданина, должностных лиц является свидетельством правозащитной направленности прокурорского надзора. Эта дея­тельность прокурора осуществляется в три стадии:

1. обнаружение признаков нарушений закона;

2. проверка материалов о нарушении закона;

3. принятие мер к устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих с привлечением к ответственности виновных лиц.

Итак, первая стадия — обнаружение признаков нарушений законов в деятельности органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Данная стадия яв­ляется наиболее сложной. Чтобы полно и глубоко выявлять на­рушения законов и обстоятельства, им способствующие, следует определить круг вопросов, в которых прокурору необходимо четко ориентироваться.

Вторая стадия прокурорского надзора за законностью адми­нистративного производства — проверка материалов о нарушении законов. Для того чтобы провести всестороннюю проверку мате­риалов о всех нарушениях законов, необходимо оперировать пол­ным анализом сведений о деятельности уполномоченных органов и постановлениях, принятых ими по административным делам. В этих целях могут использоваться статистические и иные данные, материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских дел, а также дела об административных правонарушениях, результаты проверок заявлений и жалоб граждан, научных исследований, со­общения средств массовой информации и другие сведения.

Последней и во многом решающей стадией прокурорского над­зора за законностью административного производства является принятие мер к устранению выявленных нарушений законности, а также причин и условий, им способствующих. Прокурор, выявив нарушения законов, в каждом конкретном случае избирает соот­ветствующий вариант реагирования.

Решая вопрос об организации работы, прокурору необходимо, исходя из штатной численности и объема работы, определить, ка­кое количество работников следует выделить для его обеспечения. Разумеется, решение вопроса о распределении обязанностей меж­ду оперативными работниками зависит от их количества в данной прокуратуре и той предельно допустимой нагрузки, которая может быть на них возложена. Организация работы начинается с издания указания о распределении обязанностей между оперативными ра­ботниками прокуратуры За каждым из них должен быть закреплен конкретный участок работы, за выполнение которой он несет от­ветственность.

Организация прокурорского надзора за законностью админи­стративного производства включает в себя выполнение следую­щих мероприятий:

1. планирование работы;

2. контроль за исполнением принятых решений;

3. отдельный учет работы прокуроров, осуществляющих над­зор за законностью в деятельности государственных органов и надзор за законностью судебных актов по делам об административных правонарушениях;

4. анализ состояния законности в сфере административных правоотношений;

5. обобщение и анализ практики прокурорского надзора за за­конностью и обоснованностью актов по административным де­лам, в т. ч с использованием материалов следственной и судебной практики;

6. ознакомление оперативных работников прокуратуры с ана­лизами и обобщениями по вопросам осуществления надзора за ад­министративным производством;

7. координация и взаимодействие прокуратуры с контролирую­щими, правоохранительными органами и судом.

При планировании работы следует исходить из общего положе­ния дел в борьбе с преступностью, состояния и динамики адми­нистративных правонарушений, тенденции ее развития, практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также требований организационно-распорядительных актов Генерально­го Прокурора Республики Казахстан по вопросам осуществления надзора за административным производством.

При планировании могут использоваться следующие сведения:

1. данные Комитета правовой статистики и специальных уче­тов Генеральной прокуратуры и их нижестоящих подразделений;

2. план работы Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан;

3. статистические и информационные сборники Правительства РК, министерств и ведомств;

4. материалы проверки органов представительной и исполнительной власти;

5. статистическая отчетность, составляемая органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонару­шениях;

6. обращения, жалобы, заявления граждан и юридических лиц на решения по делам об административных правонарушениях либо на действия уполномоченных государственных органов (должностных лиц);

7. результаты расследования и рассмотрения уголовных и граж­данских дел, а также судебных решений по ним;

8. материалы, информационные письма, поступившие из выше­стоящих органов прокуратур, и содержащие сведения о положении дел с предупреждением и пресечением административных правона­рушений как в целом по республике, так и в конкретном регионе.

Для полноты учета всех рассмотренных судами дел об админи­стративных правонарушениях и принесенных актов прокурорского реагирования, а также полученных на них ответов в прокуратуре района должен вестись журнал.

Показателем рационально организованной работы по надзору за законностью административного производства является систематический анализ состояния законности, а также использование его выводов для составления планов работы: перспективных (годовых) и текущих (квартальных, полугодовых).

Анализ должен дать ответ на следующие вопросы:

1. в каких государственных органах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, нарушения закона наиболее распространены;

2. какие виды нарушения административного законодательства встречаются наиболее часто, каковы наиболее типичные обстоя­тельства, способствующие нарушениям законов;

3. принимаются ли уполномоченными государственными органами исчерпывающие меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений;

4. какие меры прокурорского реагирования были приняты по выявлению и устранению нарушений законов, допущенных упол­номоченными государственными органами, их эффективность.

Анализ состояния законности может проводиться как в целом по всем уполномоченным государственным органам, так и по определенной их группе либо в конкретном органе, а также по ви­дам административных правонарушений

Кроме того, обобщение и анализ практики прокурорского над­зора за законностью и обоснованностью актов по административ­ным делам проводится с обязательным изучением дел. Эту работу следует планировать и проводить периодически как по результа­там деятельности судов и органов, уполномоченных рассматри­вать дела об административных правонарушениях, так и по от­дельной категории административных дел. Необходимо заранее четко определить вопросы, которые должны быть выяснены. Осо­бое внимание следует обращать на законность и обоснованность возбуждения производства об административном правонаруше­нии, на соблюдение процессуальных требований КоАП РК при рассмотрении уполномоченными государственными органами дел об административных правонарушениях и принятых ими поста­новлений (определений), а также устранение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушении.

При обобщении могут также использоваться материалы след­ственной и судебной практики в связи с тем, что в уголовных и гражданских делах, в отказных материалах по уголовным делам иногда содержатся сведения о совершенных административных правонарушениях, причинах и условиях, им способствовавших. Эти сведения систематизируются и используются при организа­ции и проведении проверок применения законов органами, упол­номоченными рассматривать дела об административных правона­рушениях.

К примеру, расследование уголовных дел в отношении ино­странцев, совершивших преступления на территории Казахстана, показывает, что органами миграционной полиции, участковыми инспекторами своевременно не выявляются административные правонарушения, связанные с нарушением правил пребывания иностранцев в стране (ст. 394 КоАП РК), что является одним из очевидных условий совершения иностранными гражданами пре­ступных деяний.

Улучшению взаимодействия всех отраслей и направлений про­курорского надзора способствует систематическое ознакомление оперативных работников прокуратуры района с анализами и обоб­щениями состояния законности и практики прокурорского надзо­ра. Полученная ими информация оказывает существенное влияние на повышение профессионального уровня и используется при про­ведении проверок.

Прокуроры областей, районов и приравненные к ним должны обе­спечивать подчиненных прокуроров материалами организационно-методического характера, распространять положительный опыт их работы. Регулярно проводить учебно-методические мероприятия по повышению деловой и правовой квалификации работников прокуратуры, практиковать их стажирование, а также активно вы­ступать в средствах массовой информации.

Обеспечение руководства и контроль за деятельностью ниже­стоящих прокуратур, принятие мер по повышению эффективно­сти работы в данном направлении, а также осуществление взаи­модействия с другими подразделениями Генеральной прокуратуры РК, Верховным Судом РК, учебными и научными учреждениями возложены на Департамент по надзору за законностью судебных актов и исполнительного производства по гражданским и админи­стративным делам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Надзор за применением законодательства по вопросам осо­бого производства по делам лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом от административной ответственности (ст. 692—695 КоАП), возложен на Управление международных отношений.

Контрольные вопросы

91. Какими нормативно-правовыми и ведомственными актами регулируется деятельность прокурора по надзору за законностью административного производства?

92. В чем заключаются сущность и основные задачи прокурора по надзору за законностью административного производства?

93. Какие средства реагирования использует прокурор при уста­новлении и устранении нарушений закона в этой сфере?

94. Каковы основные полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью административного производства?

95. Какова Концепция правовой политики страны в рассматри­ваемой отрасли?[kgl]

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации