На основании вышеизложенного

ПРЕДЛАГАЕТСЯ:

Дополнить Проект Инструкции пунктами следующего содержания.

В том случае, если основанием для проведения оперативного осмотра послужили сведения, указывающие на нарушение законодательства, влекущего уголовную ответственность, срок, в течение которого руководитель оперативного подразделения органа внутренних дел обязан принять предусмотренное действующими инструкциями о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, составляет не более 30 дней с даты проведения оперативного осмотра.

Объект, в отношении которого было проведено гласное оперативно-розыскное мероприятие - оперативный осмотр, должен быть проинформирован о результатах рассмотрения и анализа документов и материалов, полученных в результате оперативного осмотра в течение 30-ти дней с даты его проведения.

В том случае, если по истечении указанного 30-дневного срока руководителем оперативного подразделения органа внутренних дел не принято какое-либо решение по процессуальному оформлению материалов и сведений, полученных в результате проведенного оперативного осмотра, имущество, документы и материалы, изъятые в ходе проведенного оперативного осмотра, подлежат возврату.

Если основанием для проведения оперативного осмотра послужили предусмотренные действующим законодательством процессуальные и иные поручения, указания, требования или запросы о проведении оперативно-розыскного мероприятия, при обработке информации и документов, полученных в ходе оперативного осмотра, органы внутренних дел руководствуются предусмотренными в данных документах сроками.

Эксперт М.В. Гребинюк

13.04.2010

Образец заключения N 3 <106>

--------------------------------

<106> Антикоррупционное сообщество экспертов // http:// kldrace.livejournal.com/ 1607.html#cutid1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведения экспертизы проектов нормативных

Правовых актов и иных документов в целях выявления

В них положений, способствующих созданию условий

Для проявления коррупции

Апреля 2010 г.

Г. Калининград

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и разделом II Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2009 г. N 195, на основании свидетельства об аккредитации Солнцева Станислава Евгеньевича в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов от 22 июня 2009 г. N 95, выданного Министерством юстиции РФ, проведена экспертиза Постановления главы администрации городского округа "Город Калининград" от 30 декабря 2009 г. N 2330 "Об утверждении Положения "О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов главы администрации городского округа "Город Калининград" и их проектов" в целях выявления в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

В представленном нормативном правовом акте выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции.

Действующая редакция.

"1.5. Обязательной экспертизе подлежат правовые акты главы администрации и их проекты по вопросам: защиты прав и свобод граждан; управления муниципальной собственностью муниципального образования городской округ "Город Калининград"; предоставления мер поддержки; бюджетных правоотношений; муниципальной службы в городском округе "Город Калининград"; правового положения органов местного самоуправления города Калининграда и лиц, замещающих муниципальные должности".

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" одним из принципов проведения антикоррупционной экспертизы является "обязательное проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов". Однако в тексте рассматриваемого нормативного правового акта наличествует закрытый перечень вопросов, по которым проводится антикоррупционная экспертиза, что является прямым нарушением норм установленных федеральным законодательством.

Считаем целесообразным проведение антикоррупционной экспертизы всех проектов нормативных правовых актов главы администрации и администрации городского округа, как это и установлено в норме п. 1 ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", поскольку коррупциогенные факторы могут быть заложены и в других направлениях кроме указанных в перечне вопросов в тексте рассматриваемого нормативного правового акта. Дополнительно сообщаем, что из перечня вопросов, подлежащих антикоррупционной экспертизе, исключены "традиционно-потенциально" коррупционные направления:

- в сфере размещения заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для муниципальных нужд муниципального образования;

- в сфере отчуждения, безвозмездным пользованием и приватизацией муниципальной собственности и земельных ресурсов, находящимися в муниципальной собственности и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе по вопросам аренды и продажи этих участков;

- в сфере управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом, в том числе по вопросам заключения договора социального, коммерческого найма, найма специализированного жилого фонда.

2. Действующая редакция:

"1.6. Может проводиться экспертиза проектов решений окружного Совета депутатов города Калининграда, разрабатываемых администрацией городского округа по вопросам согласно п. 1.5. настоящего Положения."

Фактически в данной норме присутствует такой коррупциогенный фактор, как широта дискреционных полномочий, определяемый правом уполномоченного органа, а не его обязанностью. Правомочие уполномоченного органа может толковаться как его право, используемое по усмотрению, в том числе посредством игнорирования обязательного проведения антикоррупционной экспертизы в потенциально-коррупционных направлениях при разработке проектов нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования.

Считаем целесообразным закрепить императивный (обязательный) порядок проведения антикоррупционной экспертизы всех проектов нормативных правовых актов окружного Совета депутатов города Калининграда и главы городского округа "Город Калининград", разрабатываемых администрацией городского округа.

3. Действующая редакция:

"2.3. Рабочая группа имеет право:

- запрашивать в установленном порядке у руководителей структурных подразделений администрации, муниципальных предприятий и учреждений, общественных объединений необходимую информацию по существу проводимой экспертизы;

- привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений администрации, муниципальных предприятий и учреждений, общественных объединений в целях реализации своих полномочий".

В данной норме отсутствуют административные процедуры, определяющие порядок привлечения общественных объединений рабочей группой в целях реализации полномочий ее полномочий и порядка запроса информации по существу проводимой антикоррупционной экспертизы. Отсутствие административных процедур является одним из коррупциогенных факторов и требует устранения из текста нормативного правового акта.

Необходимо разработать порядок привлечения специалистов структурных подразделений администрации, муниципальных предприятий и учреждений, общественных объединений и порядок запроса информации у руководителей структурных подразделений администрации, муниципальных предприятий и учреждений, общественных объединений для проведения антикоррупциогенной экспертизы. Из нормы не ясно, будет ли деятельность привлеченных лиц дополнительно оплачиваться, либо привлечение указанных лиц будет происходить на безвозмездной основе.

4. Действующая редакция:

"4.2. Независимую экспертизу могут проводить научные учреждения или высшие учебные заведения соответствующего профиля, эксперты из числа ведущих ученых и специалистов, не принимавших непосредственного участия в подготовке проекта правового акта".

Действующий п. 4.2 Положения содержит такой коррупциогенный фактор, как выборочное изменение объема прав (подп. "в" и "г" п. 3 Методики). Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, согласно п. 4 которых независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции РФ в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96. Таким образом, подп. 4.2 Положения предусмотрено сужение круга лиц, имеющих право проводить независимую антикоррупционную экспертизу по сравнению с тем, что предусмотрено в федеральном антикоррупционном законодательстве.

Пункт 4.2 Положения предлагается изложить в следующей редакции:

"4.2. Независимую экспертизу могут проводить юридические и физические лица, аккредитованные Министерством юстиции РФ в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, не принимавших непосредственного участия в подготовке проекта правового акта."

В пункте 4 Положения наличествует коррупциогенный фактор "отсутствие административных процедур". В действующей редакции нормы фактически отсутствует порядок участия независимых экспертов в антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов.

В подпункте 4.1. Положения наличествует бланкетная (отсылочная) норма о порядке участия независимых экспертов в антикоррупционной экспертизе "в порядке, предусмотренном действующим законодательством". Данная норма отсылочная и не имеет ссылки на конкретный нормативный правовой акт.

Без установления административных процедур и выработки механизма привлечения независимых экспертов к устранению коррупциогенных факторов из текста муниципальных нормативных правовых актов указанные нормы п. 4 Положения имеют декларативный характер и эффективно применяться не могут.

Считаю целесообразным дополнить п. 4 Положения подп. 4.4 - 4.9 следующего содержания:

"4.4. Проект нормативного правового акта, разработанный администрацией городского округа, подлежит обязательному размещению на официальном сайте городского округа "Город Калининград": http://klgd.ru в разделе "документы/проекты документов".

Наши рекомендации