Формы государственного управления. Юридические акты органов исполнительной власти.

Гос. управление выражается в совершении определённых действий, которые воспринимаются другими субъектами управленческих отношений в определённых формах.

Формы государственного управления – внешне выраженное действие О.И.В и его должностных лиц.

Признаки:

· выражают сущность деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют гос. управление.

· практически реализуют задачи и функции управления.

· обеспечение наиболее целесообразного достижения целей с наименьшими затратами.

· вызывают наступление каких-либо последствий.

Ф.Г.У шире, чем формы исполнительной власти, поэтому они могут выступать как:

· Формы государственно-управленческой деятельности.

· Формы реализации исполнительной власти.

Многообразие задач управления обуславливает многообразие форм управления.

Выбор формы зависит от:

· Характера компетенции О.И.В. (должностного лица)

· Особенностей объекта

· Характера вызываемых последствий

Виды форм управления:

а) правовые - деятельность, которая непосредственно влечет определенные правовые последствия и осуществляется на основе довольно полного юридического оформления: принятие актов, заключение договоров, совершение иных юридически значимых действий;

б) неправовые - эти действия непосредственно юридических последствий не влекут. Неправовые формы делят на:

а) организационные действия;

б) материально-технические операции.

Формы управленческой деятельности могут быть отнесены к числу правовых, если в действиях, совершаемых субъектами исполнительной власти, отчетливо проявляется характерное юридическое волеизъявление данного субъекта. Иные действия, повседневно осуществляемые исполнительными органами и должностными лицами и связанные с процессом непосредственно реализации власти - относятся к неправовым. Эффективность управления достигается при балансе правовых и неправовых форм. Реализация исполнительной власти возможна только в административно-правовой форме, государственно-управленческая деятельность может осуществляться в обеих формах.

Административно-правовая форма может быть представлена многообразно, образуя своеобразную систему действий исполнительных органов (должностных лиц):

а) по степени юридического выражения: основные (издание правовых актов) и базирующиеся на них, т.е. различные действия, влекущие определенные юридические последствия или имеющие определенную юридическую направленность (регистрационные, разрешительные, надзорные, предупредительные, пресекательные, обеспечительные действия, лицензирование, санкционирование и т.п.);

б) по достигаемым результатам: позитивное регулирование (утверждение программ социально-экономическою развития и т.п.) либо реакция на негативные явления в сфере государственного управления;

в) по направленности: воздействующие на общественные отношения в сфере государственного управления (внешняя направленность) либо на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность);

г) по объему: общеобязательные либо адресованные конкретным объектам;

д) по адресату: вся система ИВ (государственного управления) либо организация работы внутри аппарата данного ИО (самоорганизация);

е) по характеру и методам решения вопросов компетенции: процедурные (например, подготовка и принятие управленческого решения) и процессуальные (например, в рамках административного производства);

ж) по субъектному выражению: односторонне выраженные либо двух- и многосторонние (административно-правовые договоры);

з) по инициативности: используемые субъектами исполнительной власти по собственной инициативе в силу требований закрепленной за ними компетенции либо являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений (например, по жалобам граждан);

и) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим чрезвычайною или военного положения;

к) по отношению к другим субъектам государственной власти: используемые в отношениях с законодательными (представительными) либо судебными органами;

л) по особенностям объекта управляющего воздействия: в зависимости от формы собственности (государственные, кооперативные, акционерные, коммерческие, коллективные, частные, индивидуальные объекты);

м) по юридическому содержанию: дозволительные, запретительные либо предписывающие

Административный договор.

Административный договор - это основанное на нормах администр. права соглашение, принимаемое на основе согласования воль сторон между двумя или более субъектами управленческих отношений, одним из который является орган госуд. управления либо его законный представитель.

Признаки:

1) явл. разновидностью правового договора;

2) основывается на нормах административн. права;

3) рассчитан на определённый срок;

4) заключ. м/у двумя или большим числом субъектов;

5) один из участников орган гос. управления или его законный представитель.

Виды:

1) по предметному критерию:

· договор о компетенции (разграничение полномочий или предметов ведения);

· контракты (трудовые соглашения) с госуд. служащими;

· финансовые и налоговые соглашения;

· инвестиционное соглашение.

2) В зависимости от числа субъектов:

· двух сторонние договоры,

· многосторонние договоры.

Требования, предъявляемые к актам государственного управления.

Ничтожный административный акт - это акт, который вследствие своей незаконности не может порождать и не порождает юридических последствий. Его ничтожность настолько очевидна, что он не подлежит осуществлению (например содержит предписание совершить противоправные действия).

Ничтожность административного акта проявляется в том, что:

· он не может быть основанием для регистрации соответствующего правоотношения;

· нет оснований для применения санкций за его исполнение;

· на него нельзя ссылаться при рассмотрении споров в органах управления или в суде. Ничтожный акт не требует поиска доказательств его дефектности - они неоспоримы

Оспоримый административный акт подлежит обязательному исполнению, но может быть оспорен заинтересованными лицами. До его признания недействительным он подлежит исполнению. Оспоримые акты требуют доказательств их дефектности.

Для того чтобы административный акт обладал юридической силой, он должен отвечать определенным требованиям. Он должен быть:

· издан полномочным органом в пределах его компетенции и соответствовать закону;

· принят в установленном порядке, в соответствии с предписанной процедурой;

· издан в установленной форме и подписан надлежащим должностным лицом;

· не должен нарушать или произвольно ограничивать права и законные интересы частных лиц в сфере гос. управления;

· юридически обоснован, т.е. четко определять цели, основания принятия и юридические последствия;

· оглашен (опубликован) в соответствующем порядке, доведен до сведения адресатов (определенные акты должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции).

Нарушение данных требований является основанием для признания административных актов незаконными, т.е. не имеющими юридической силы. Инициировать вопрос о признании незаконности административного акта могут частные лица, прокурор, заинтересованные органы исполнительной и законодательной власти.

Правомочие на признание акта незаконным имеют:

· орган исполнительной власти - автор акта может признать неправомерность и отменить его;

· вышестоящие органы исполнительной власти, наделенные правом отмены неправомерных актов нижестоящих органов государственной администрации;

· судебные органы.

Признание акта незаконным осуществляется в двух основных формах:

· признание неправомерного акта недействительным;

· признание такого акта недействующим.

Недействительныйадминистративный акт является ничтожным, т.е. не порождает юридических последствий с момента его принятия.

Недействующий административный акт не порождает юридических последствий на будущее с момента вступления решения суда по данному акту в законную силу либо с момента вступления в законную силу решения административного органа о его отмене.

Действие административного акта прекращается также в результате его приостановления, которое не влечет автоматически утрату им юридической силы. Приостановление означает временное прекращение действия или исполнения административного акта до решения вопроса по мотивам, вызвавшим его приостановление.

Административный штраф.

Административный штраф — денежное взыскание. Он мо­жет выражаться в величине, кратной: а) минимальному размеру оплаты труда; б) стоимости предмета административного правона­рушения; в) сумме неуплаченных налогов, сборов либо сумме неза­конной валютной операции. Указанные величины денежных взыс­каний определяются на момент окончания или пресечения админи­стративного правонарушения.

Определены минимальный и максимальный размеры админи­стративного штрафа. Он не может быть менее одной десятой мини­мального размера оплаты труда.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять, на должностных лиц — пятьде­сят, на юридических лиц — одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

КоАП РФ за определенные правонарушения предусматривает возможность установления более высоких размеров административ­ного штрафа, но которые однако не могут превышать для должно­стных лиц двести, а для юридических — пять тысяч минимальных размеров оплаты труда. Они могут быть установлены за наруше­ние законодательства РФ о внутренних морских водах, территори­альном море, континетальном шельфе, об исключительной экономи­ческой зоне РФ, антимонопольного, таможенного, валютного зако­нодательства РФ, а также законодательства РФ о естественных монополиях, рекламе, об охране природной окружающей среды, о государственном регулировании производства и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Размер административного штрафа, исчисляемый исходя из стоимости предмета, а также из суммы неуплаченных налогов, сбо­ров, не может превышать трехкратного размера стоимости предме­та, суммы неуплаченных налогов, сборов.

Наши рекомендации