Постановлений Конституционного Суда РФ

ПЕРЕЧЕНЬ

Постановлений Конституционного Суда РФ,

Подлежащих изучению в курсе российского конституционного права.

(Источники: – 1) «СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ с комментариями» Сост.Несмеянова С.Э. –М.: Проспект.2007.Условный указатель-«1»

2) «Конституционное право Российской Федерации. Сборник судебных решений.

Составитель М.С.Саликов. Изд-во УрГЮА. 1997. Условный указатель – «2»

Конституция РФ

1. По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ. Пост. КС РФ от 28 ноября 1995 года №15-П. («2»).

Изменение наименования субъекта РФ включается в текст статьи 65 Конституции РФ указом Президента РФ на основании решения принятого в установленном порядке.

Не является изменением наименования субъекта РФ такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава РФ или конституционно-правового статуса её субъекта

2. По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ. Пост. КС РФ от 31 октября 1995года №12-П. («1»).

Поправки в Конституцию РФ согласно статьи 136 могут быть внесены путём принятия специального закона РФ о поправке в Конституцию Российской Федерации, который отличается от ФКЗ и ФЗ.

Конституционный судебный контроль

1. По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ. Пост. КС РФ от 16 июня 1998 г. №19-П. («1»).

А/Решения КС РФ об утрате юридической силы неконституционных нормативных актов – это нормативные акты общего значения.

Б/ Иные суды /кроме КС/, обнаружив несоответствие закона Конституции РФ обязаны обратиться в КС РФ

В/ Правомочия КС РФ по части 2 ст.125 –исключительная компетенция КС

2. По делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха(Якутия) и Совета Республики Государственного Совета –Хасэ Республики Адыгея. Пост. КС РФ от 4 апреля 2002 г. №8-П. («1»).

КС РФ уполномочен окончательно решать споры о соответствии нормативных актов субъектов РФ Конституции РФ и ФЗ, в том числе после принятия судом общей юрисдикции решения о признании таких актов недействующими и не подлежащими применению.

3. По делу о проверке конституционности положений ст.115 и 231 ГПК РСФСР, ст.26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, ст. 1, 21 и 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания –Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета республики Татарстан и верховного суда Республики Татарстан. Пост. КС РФ от 18 июля 2003 г. №13-П. («1»).

А/ Генеральный прокурор РФ вправе обратиться в КС РФ о соответствии конституции и устава субъекта РФ Конституции РФ в порядке общего нормоконтроля

Б/ Суды общей юрисдикции, если ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ субъектов РФ противоречат ФЗ, -разрешают дела в соответствии с ФЗ.

Гражданство

1. По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура. Пост. КС РФ от 17 февраля 1998 г. №6-П. («12).

КС РФ указал, что каждый имеет право обратиться в КС РФ за защитой конституционных прав и свобод, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства( Дашти Гафур являлся лицом без гражданства).

Российский федерализм

1. По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края. Пост. КС РФ от 18 января 1996 г. №2-П.(«1»).

Президент РФ

1. По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3 ) Конституции РФ. Пост. КС РФ от 6 июля 1999 года №10-П. («1»).

Председатель Правительства РФ исполняет обязанности Президента РФ до момента возвращения действующего Президента РФ либо до вступления в должность вновь избранного Президента РФ.

2. По делу о толковании статей 71(пункт»г»), 76 (часть 10 и 112(часть 10 Конституции РФ. Пост. КС РФ от 27 января 1999 г. №2-П. («1»).

По вопросам системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законом, Президент РФ издаёт указы, которые не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ. Изменения и дополнения в структуру федеральных органов исполнительной власти также вносятся указами Президента РФ.

3. По делу о толковании положений статей 91 и 92(часть 2) Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Пост. КС РФ от 11 июля 2000 г. №12-П. («1»).

Такое решение может быть принято без предваряющего волеизъявления Президента РФ, когда исчерпаны все иные варианты.

Федеральное Собрание РФ

1.По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ. Пост. КС РФ от 22 апреля 1996 г. №10-п.(«1»).

Под «принятым федеральным законом» по смыслу части 1 статьи 107 Конституции РФ понимаются:

а/ законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с частями 1, 2 , 3 и 4 статьи 105 КРФ;

б/ законы, повторно принятые Государственной Думой в соответствии с частью5 статьи 105 КРФ;

в/ законы, одобренные Государственной Думой и Советом Федерации в соответствии с частью 3 статьи107 КРФ.

Споры между субъектами законодательного процесса в связи с принятием ФЗ могут быть переданы на рассмотрение КС РФ.

2.По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 ФЗ от 8 мая 1994 года «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации». Пост. КС РФ от 20 февраля 1996 г. №5-П. («1»).

По мнению КС РФ парламентский иммунитет (неприкосновенность) не является личной привилегией, он должен служить публичным интересам, обеспечивать самостоятельность и независимость депутатской деятельности. При этом неприкосновенность парламентария не означает его освобождения от ответственности за совершённое правонарушение, в том числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности.

С соблюдением ограничений, предусмотренных ст.98 Конституции РФ в отношении парламентария допустимо производство на стадии дознания и предварительного следствия или производство по административным правонарушениям вплоть до принятия решения о передаче дела в суд в соответствии с УК и УПК, КоАП РФ без согласия палат Федерального Собрания, но при этом следственные действия осуществляются под непосредственным надзором Генерального прокурора РФ.

Без согласия палат ФС РФ судебное разбирательство не может иметь место.

Неприкосновенность парламентария не ограничивается его личной неприкосновенностью, она распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, средства транспорта и связи, документы и багаж, что исключает производство обыска, выемки, досмотра.

Член парламента вправе отказаться от дачи свидетельских показаний об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением депутатских обязанностей.

3. По делу о толковании статей 84(пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4), и 109(часть 1) Конституции РФ. Пост. КС РФ от11 ноября 1999г.№15-П.(«1»).

Роспуск Государственной думы ФС РФ означает прекращение её полномочий с момента назначения даты новых выборов и никто не вправе осуществлять её полномочия.

4. По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции РФ . Пост. КС РФ от 23 марта 1995 года 31-П.(«1»).

Совет Федерации ФС РФ должен приступить к рассмотрению закона в течение 14 дней после поступления его из Государственной думы и может рассматривать до тех пор, пока не будет принято окончательное решение.

5. По делу о толковании статей 103(часть 3), 105(части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть2), 117 (часть 3) и 135 (часть2) Конституции Российской Федерации. Пост. КС РФ от 12 апреля 1995 года №2-П.(«1»).

Общее число депутатов Государственной думы – 450.

Число членов Совета Федерации ФС РФ = количество субъектов РФ *2

6. По делу о проверке конституционности поста

новлений Государственной думы Федерального Собрания РФ от 21 июля 1995 года щ№1090 –1 ГД «О некоторых вопросах применения Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской федерации» и от 11 октября 1996 года №682 –11 ГД «О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского Кодекса Российской Федерации». Пост. КС РФ от 17 ноября 1997 года №17-П. («1»).

Аутентичное официальное разъяснение закона (толкование) может иметь место в том же порядке, в каком был принят сам закон.

8. Пост. КС РФ №9-П от 29 ноября 2006 г. по «делу о регламенте Правительства РФ» о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства РФ, согласно которому законопроект, поступивший в Правительство РФ для дачи заключения, если он не содержал финансово-экономическое обоснование, возвращался субъекту права законодательной инициативы с сообщением причин, по которым невозможно представить заключение. (Интернет-сайт КС РФ)

КС РФ признал пункт 100 Регламента Правительства РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ №260 от 1 июля2004г., не соответствующим Конституции РФ, её статьям 10 и 104, как неправомерно ограничивающее право законодательной инициативы участников законодательного процесса, в том числе Государственной Думы, которая наделена правом решать вопрос о том, принимать ли проект закона к рассмотрению или отклонить его.

ПЕРЕЧЕНЬ

постановлений Конституционного Суда РФ,

Наши рекомендации