Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства

При изучении вопроса следует иметь в виду, что Российская Федерация, наряду с множество других государств, провозглашает равноправие всех людей. Права и свободы иностранных граждан и лиц без гражданства можно разделить на: 1) личные; 2) политические; 3) экономические; 4) социально-культурные. Большинство из перечисленных прав обеспечиваются каждому человеку, находящемуся на территории РФ. Но некоторые отличия в реализации прав иностранцев и граждан России имеются, что выражается: 1) в ограничении свободы передвижения и выбора места жительства теми документами, на основании которых иностранные граждане пребывают на территории России; в ограничении политических прав; в ограничении трудовых прав.

Иностранные граждане несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением обязанности нести военную службу. Иностранцы не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу), но могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме того, у иностранных граждан есть одна обязанность, не предусмотренная для граждан РФ, – это обязанность своевременно покинуть территорию России.

Иностранные граждане несут ответственность за совершенные правонарушения наравне с гражданами РФ. Иностранный гражданин, виновный в нарушении российского законодательства, привлекается к ответственности.

Для более полного понимания особенностей статуса иностранных граждан и лиц без гражданства студентам рекомендуется детально изучить его составляющие: права, обязанности, ответственность.

Порядок въезда, временного проживания и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства

Рассмотрение вопроса основано на положениях Федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Иностранные граждане могут въезжать в РФ при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым РФ в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами. Лица без гражданства могут въезжать в РФ и выезжать из РФ при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым РФ в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (ст. 24 Закона).

Виза является разрешением на въезд в РФ, пребывание в РФ и транзитный проезд через территорию РФ иностранного гражданина в течение срока действия визы в порядке, установленном российским законодательством, за исключением случаев, когда иностранному гражданину въезд в РФ может быть не разрешен либо не разрешается или в отношении его принято решение о нежелательности его пребывания (проживания) в РФ. Студенты должны определить случаи запретов въезда в Россию и привести примеры.

Порядок получения, оформления, выдачи визы регулируется Постановлением Правительства РФ «Об утверждении положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также аннулирования визы». Виза может быть однократной, двукратной и многократной в зависимости от количества въездов в Россию.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту на основании Постановления Правительства РФ «О миграционной карте». Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в РФ и о его выезде из РФ.

Завершить вопрос необходимо выводом о том, что российское законодательство четко регламентирует правила пребывания, проживания и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, что полностью соответствуют требованиям международного частного права.

Политическое убежище

Суть вопроса сводится к тому, что иностранным гражданам и лицам без гражданства Россия может предоставить политическое убежище, которое состоит в гарантии безопасности лица на российской территории, в невысылке и невыдаче его государству, в котором оно будет подвернуто преследованию, в предоставлении этому лицу основных прав и свобод. Как считает А.В. Малько, государство само определяет, кому и на какой срок оно предоставляет убежище, с учетом своих национальных интересов[134].

В международных документах говорится в целом о праве убежища, а не о политическом убежище. Согласно Всеобщей декларации о правах человека ООН 1948 г., каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. В то время как во всем мире под термином «предоставление убежища» понимается именно процедура, предусмотренная Конвенцией ООН о статусе беженцев 1951 г., в России действуют две автономные системы: предоставление убежища Президентом на основании ст. 63, 89 Конституции и предоставление статуса беженца на основании Закона о беженцах и в соответствии с положениями Конвенции. Эта ситуация отражена и в законодательстве[135].

Россия предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права[136].

Политическое убежище предоставляется указом Президента РФ. Предоставляя политическое убежище, Россия предоставляет лицам, которым предоставлено политическое убежище, права и свободы и возлагает обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ. Лицу, а также членам его семьи, выдается свидетельство установленного образца - это документ, удостоверяющим личность для лиц, получивших политическое убежище в РФ.

Лицо может быть лишено предоставленного ему Россией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также, если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Студентам рекомендуется проанализировать Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте понятие «иностранного гражданина» и «лица без гражданства».

2. Как осуществляется правовое регулирование статуса иностранных граждан и лиц без гражданства?

3. В чем заключаются общие основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации?

4. Каковы особенности статуса временно пребывающих иностранных граждан?

5. Каковы особенности статуса временно проживающих иностранных граждан?

6. Каковы особенности статуса постоянно проживающих иностранных граждан?

7. Назовите виды и раскройте содержание режимов иностранных граждан.

8. Назовите права иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

9. Каков порядок въезда в РФ иностранных граждан и выезда из РФ?

10. Как осуществляется миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации?

11. Чем отличается «временное убежище» от «политического убежища»?

12. Обладают ли иностранные граждане политическими правами в РФ?

13. Имеют ли право иностранные граждане на доступ к государственной службе в РФ? Аргументируйте свой ответ ссылками на нормы действующего законодательства.

14. Перечислите основания предоставления политического убежища

15. Каковы особенности статуса дипломатические представители иностранных государств?

Тесты и задачи

1. Какое понятие соответствует определению: «Лицо, не имеющее гражданства РФ и обладающее доказательствами принадлежности к гражданству какого-либо иностранного государства»: а) лицо без гражданства;б) бипатрид;в) иностранный гражданин;г) вынужденный переселенец?

2. Какой правовой режим установлен для иностранных граждан в России? а) режим наибольшего благоприятствования;б) национальный режим;в) специальный режим;г) ни один из вышеперечисленных.

3. Какие обязанности не должны исполнять иностранные граждане: а) соблюдать Конституцию и законодательство РФ;б) нести военную службу в рядах вооруженных сил РФ;в) охранять природу и окружающую среду;г) платить законно установленные налоги и сборы.

4. Документ, подтверждающий предоставление политического убежища: а) паспорт; б) виза; в) вид на жительство; г) справка.

5. В каком случае утрачивается право на политическое убежище? а) Выезд на жительство в третью страну;б) добровольного отказа от политического убежища на территории России;в) в случае приобретения российского гражданства или гражданства другой страны;г) во всех случаях.

6. Основанием предоставления политического убежища а) преследование лица в стране его гражданской принадлежности или обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, не противорячащие демократическим принципам и нормам международного права; б) нахождения лица вне страны своего постоянного проживания в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальность или политических убеждений; в) постоянное проживание лица, являющегося гражданином РФ вне страны своего постоянного проживания в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальность или политических убеждений; г) ни одно из перечисленных.

7. Кем решается вопрос о предоставлении политического убежища: а) Президентом РФ; б) Уполномоченным по правам человека; в) Федеральной миграционной службой; г) Правительством РФ.

8. Бипатриды а) лица без гражданства; б) лица имеющие гражданство двух государств; в) граждане Бельгии; г) вынужденные переселенцы.

9. Иностранный гражданин может быть выдворен за пределы России, если: а) его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; б) совершил преступление на территории РФ; в) он грубо нарушает законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ; г) в случае регистрации брака с гражданином РФ.

10. Предоставление политического убежища РФ производится: а) федеральным конституционным законом; б) федеральным законом; в) указом Президента РФ; г) постановлением Правительства Российской Федерации.

11. Законом субъекта РФ установлено пре­имущественное право граждан РФ, проживающих на территории данного субъекта, на поступление в образовательные учреждения. Дайте правовую оценку этой ситуации.

Нормативные правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Российская газета. – 2008. - 10 декабря. - № 235

2. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.) // Сборник международных д-тов. - М., 2009.

3. Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. и Протокол к ней 1967 г., касающийся статуса беженцев // Сборник международных д-тов. - М., 2009.

4. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» // Российская газета. - 1996. - 22 августа. - № 159

5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» // Российская газета. - 2002. - 31 июля. - № 140.

6. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ от 18 июля 2006 г.» // СЗ РФ. - 2006. - № 30. - Ст. 3285.

7. Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» // СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3601

8. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу» от 11 октября 2002 г. // Рос. газета. - 2008. - 16 октября.

9. Постановление Правительства РФ «О миграционной карте» от 11 октября 2002 г. // СПС Консультант Плюс

10. Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство» // СЗ РФ. - 2002. - № 45. - Ст. 4520.

11. Постановление Правительства РФ «О предоставлении временного убежища на территории РФ» от 9 апреля 2001 г. // СЗ РФ. - 2001. - № 16. - Ст. 6603.

12. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание» от 1 ноября 2002 г. // СЗ РФ. - 2002. - № 45. - Ст. 4516.

Литература

1. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. - СПб., 2009

2. Алешин В.В. Иностранные граждане: проблемы интернирования. - М.: Юрист. - 2009. - № 2

3. Витковской Г. Мировой опыт миграционной политики: ретроспектива и новейшие тенденции. М., 2004.

4. Воробьева О.Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики //Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории РФ / Аналитический сборник Совета Федерации РФ. - 2003. - № 9

5. Казакова Л.А. О правилах пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства // Право и безопасность. - 2002. - № 2-3 (3-4)

6. Дмитриев Ю.А. Правовое положение иностранцев в России. - М., 1997

7. Загорулько Е. Правовое положение иностранных граждан в РФ. - М., 2008.

8. Ионцев В.А. Миграция населения. Вып. 3: Международная миграция. - М., 2001.

9. Куракин А.В. К вопросу об административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства как специальных субъектов административного права // Юрист. - 2008. - № 9

10. Маковский А.Л. «О понятиях «правовое положение», «правовой статус» иностранцев». Вступительная статья // Правовое положение иностранных граждан в России. Сборник нормативных актов. - М., 2008.

11. Минкина Н.И. Новеллы в законодательстве о труде иностранных граждан в России // Трудовое право. - 2009. - № 5

12. Правовое положение иностранных граждан в России: Сборник нормативных актов. - М., 2008

13. Тюрин В.А. Меры административного принуждения, применяемые к иностранным гражданам и лицам без гражданства // Современное право. - 2003. - № 6.

14. Тоцкий Н.Н. Введение в миграционное право. - М., 1999.

Наши рекомендации