Требования к оформлению контрольной работы

Контрольная работа выполняется в обычной ученической тетради рукописным текстом или в электронном варианте на листе формата А-4. Страницы подлежат нумерации в нижнем правом углу. Если тетрадь в клетку, то писать следует через одну клетку, если контрольная в электронном виде используется полуторный интервал и шрифт Times New Roman Cyr – кегель № 14 New Roman Cyr – кегель № 14.

На каждой странице контрольной работы следует оставлять поля шириной 4-5 см. для замечаний преподавателя, а для рецензии преподавателя две свободные страницы в конце.

Прежде, чем преступать к изложению ответов на вопросы контрольной работы, следует изучить учебную литературу, нормативно-правовые акты по данной дисциплине.

При написании контрольной работы студенты-правоведы обязательно должны использовать действующее законодательство.

На обложке тетради должен быть наклеен заполненный студентом бланк. В нем указываются: фамилия, имя, отчество студента; шифр; наименование дисциплины в строгом соответствии с учебным планом; номер контрольной работы; номер варианта.

Работа должна быть выполнена аккуратно, четким разборчивым подчерком.

Структура контрольной работы и рекомендации

По выполнению контрольной работы

Контрольная работа состоит из плана, который составляется единым текстом на всю контрольную работу, раскрытых вопросов, решенных задач и списка литературы.

Вопросы контрольной работы излагаются в соответствии с планом. Каждый вопрос начинается с новой страницы. Решение задачи пишется после раскрытых вопросов. Условия задачи в контрольную работу не переписываются.

Список литературы пишется в конце контрольной работы на отдельной странице. В нем указывается вся используемая литература и нормативно-правовые акты в алфавитном порядке. В начале списка литературы указываются нормативно-правовые акты, затем учебники, монографии, после журналы, газеты.

Варианты заданий для контрольной работы

Вариант 1

Вопросы:

  1. Субъекты гражданского процесса, понятие, виды
  2. Понятие и виды судебных постановлений

Задача:

Районный суд г. Москвы рассматривал дело по иску Варфоломеева к ЗАО «Легио» о восстановлении на работе.

В судебном заседании истец заявил ходатайство о рассмотрении дела в коллегиальном составе, мотивируя это тем, что коллегиаль­ное рассмотрение дела будет более объективным. Судья отклонил ходатайство, мотивировав это тем, что закон не содержит нормы о рассмотрении такого дела в коллегиальном составе.

Рассмотрев дело по существу, и установив незаконность увольне­ния, суд вынес решение о восстановлении Варфоломеева на работе, одновременно взыскав в его пользу заработную плату за время вы­нужденного прогула, хотя он такого требования не заявлял.

Правильно ли поступил суд?

Нарушены ли в данном случае какие-либо принципы гражданского процессуального права?

Методические рекомендации при ответе на вопросы и при решении задачи:

При ответе на первый вопрос необходимо раскрыть: понятие и классификация субъектов гражданского процесса; процессуальная правосубъектность; понятие истца и способы вступления его в дело; понятие ответчика; общие и индивидуальные права и обязанности истца и ответчика; понятие надлежащей стороны в деле, замена ненадлежащей стороны: процессуальный порядок и возможные варианты в зависимости от волеизъявления истца; понятие, виды и порядок процессуального правопреемства; понятие и виды процессуального соучастия; понятие и виды третьих лиц; формы участия прокурора в гражданском процессе, выполняемые им функции, его процессуальные права и обязанности; добровольное и обязательное участие прокурора в процессе; участие в гражданском процессе иных участников.

При ответе на второй вопрос необходимо раскрыть: судебное решение: понятие, содержание; требования к судебному решению; устранение недостатков решения вынесшим его судом; вынесение дополнительного решения; разъ­яснение решения; исправление описок и явных арифметических ошибок; законная сила судебного решения; материально-правовые и процессуально-правовые последствия при вступлении решения в законную силу; обращение решения к немедленному исполнению; определения суда первой инстанции: понятие; содержание; процессу­альный порядок вынесения; обжалование и опротестование; частные опре­деления.

При решении задачи необходимо определить нормативно-правовые акты, подлежащие применению, найти конкретные нормы (статьи), на основании этих норм проанализировать предлагаемую ситуацию и ответить на поставленные в задачи вопросы.

Вариант 2

Вопросы:

  1. Подведомственность и подсудность
  2. Особое производство

Задача:

Районный суд удовлетворил иск Потапова к АО «Дмитриевы го­ры» о взыскании 5660 руб. за выполненную истцом по договору с АО работу по пастьбе скота.

Дело рассматривалось судом без участия представителя АО, ко­торый не был извещен о времени рассмотрения дела и был опрошен судом по телефону. Основываясь на том, что представитель ответ­чика по телефону признал заявленное требование, суд удовлетво­рил иск Потапова, не истребовав ни договора, по которому истец работал в АО, ни справки о том, причитается ли истцу оплата за труд и в каком размере.

Какие принципы процесса были нарушены судом?

Методические рекомендации при ответе на вопросы и при решении задачи:

При ответе на первый вопрос необходимо раскрыть: понятие подведомственности и ее виды: исключительная, альтернативная и условная подведомственность; дела, подведомственные судам общей юрисдикции; понятие и виды подсудности, родовая подсудность: дела, рассматриваемые Верховным судом РФ; дела, рассматриваемые Верховными судами республик, областными, краевыми судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов; дела, рассматриваемые мировыми судьями; дела, рассматриваемые районными судами; территориальная подсудность: общая; альтернативная; исключительная; договорная; по связи дел; изменение подсудности.

При ответе на второй вопрос необходимо раскрыть: понятие и цели особого производства; дела, рассматриваемые судом в порядке особого производства, и общий порядок их рассмотрения; состав суда при рассмотрении дел в порядке особого производства; усыновление (удочерение) ребенка, лица, имеющие право на подачу заявления, и его содержание, документы, прилагаемые к заявлению, действия судьи после принятия заявления, лица, участвующие при рассмотрении заявления, юридическое значение решения суда по заявлению; объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация), подача заявления, рассмотрение заявления.

При решении задачи необходимо определить нормативно-правовые акты, подлежащие применению, найти конкретные нормы (статьи), на основании этих норм проанализировать предлагаемую ситуацию и ответить на поставленные в задачи вопросы.

Вариант 3

Вопросы:

  1. Принципы гражданского процесса
  2. Заочное производство

Задача:

15-летний Соловьев работал хлеборезом в ООО «Меркурий» и был уволен за грубое нарушение трудовых обязанностей. В связи с этим он обратился в суд с иском о восстановлении на работе. Судья возвратил исковое заявление Соловьева на том основании, что в суд обратилось недееспособное лицо.

Правильно ли поступил судья?

Методические рекомендации при ответе на вопросы и при решении задачи:

При ответе на первый вопрос необходимо раскрыть: понятие, значение и система принципов гражданского процесса, классификация принципов; общеправовые принципы: законности, равенства граждан перед законом и судом; межотраслевые принципы: осуществления правосудия только судом, независимости, несменяемости и неприкосновенности судей, гласности судебного разбирательства, состязательности и равноправия, языка судопроизводства; отраслевые принципы: диспозитивности; непосредственности, непрерывности, устности.

При ответе на второй вопрос необходимо раскрыть: понятие, условия и порядок вынесения заочного решения; содержание заочного решения; обжалования заочного решения, пересмотр заочного решения; полномочия суда при пересмотре заочного решения и основания для его отмены; законная сила заочного решения.

При решении задачи необходимо определить нормативно-правовые акты, подлежащие применению, найти конкретные нормы (статьи), на основании этих норм проанализировать предлагаемую ситуацию и ответить на поставленные в задачи вопросы.

Вариант 4

Вопросы

  1. Понятие гражданского процессуального права. Понятие, виды и стадии гражданского процесса
  2. Понятие, характеристика и общие условия исполнительного производства

Задача:

В результате неосторожных действий несовершеннолетних Ивано­ва (10 лет) и Кутузова (15 лет), которые жгли костер во дворе своего дома, сгорел деревянный сарай, арендуемый Кузнецовым у Потапова. Кузнецов обратился в суд с иском о возмещении вреда в размере сто­имости сгоревшего имущества к Кутузову, полагая, что ответствен­ность в большей степени лежит именно на нем. В силу своего возраста он должен осознавать значение своих поступков и может нести за них ответственность. Кроме того, Кутузов работает. Потапов каких-либо требований к несовершеннолетним не предъявил.

Определите, кто и в каком качестве должен участвовать в этом деле.

Методические рекомендации при ответе на вопросы и при решении задачи:

При ответе на первый вопрос необходимо раскрыть: понятие, предмет и метод гражданского процессуального права, источники гражданского процессуального права, применение норм гражданского законодательства по аналогии, действие норм гражданского процессуального закона во времени и в пространстве, взаимосвязь гражданского процессуального права с другими отраслями права; понятие гражданского процесса, его задачи, виды гражданского судопроизводства: исковое производство, особое производство, производство по делам, возникающим из административных правоотношений; понятие и признаки стадий гражданского процесса, система стадий гражданского процесса

При ответе на второй вопрос необходимо раскрыть: нормативные акты об исполнительном производстве, понятие и общая характеристика стадии исполнительного производства (задачи, круг субъектов, сроки, итоговые акты); исполнительные документы: понятие, виды, содержание, выдача исполнительного листа: основания и порядок; сроки предъявления исполнительных документов к исполнению; субъекты исполнительного производства: понятие и классификация, судебные приставы-исполнители: нормативная основа деятельности, процессуальные права и обязанности, полномочия суда в исполнительном производстве, взыскатель и должник: понятие, процессуальные права и обязанности; место совершения исполнительных действий, время совершения исполнительных действий, расходы по совершению исполнительных действий, их распределение, авансирование и взыскание.

При решении задачи необходимо определить нормативно-правовые акты, подлежащие применению, найти конкретные нормы (статьи), на основании этих норм проанализировать предлагаемую ситуацию и ответить на поставленные в задачи вопросы.

Вариант 5

Вопросы:

  1. Понятие, элементы иска. Классификация исков
  2. Кассационное производство

Задача:

При рассмотрении дела по иску ООО «Нитон» к Усову о взы­скании 450 000 руб., составляющих стоимость недостающих товарно-материальных ценностей, представитель истца — юрисконсульт Осипов, предъявивший служебное удостоверение, от иска отказал­ся. Свои действия он мотивировал тем, что на иждивении ответчи­ка находятся двое несовершеннолетних детей и больная жена. Кро­ме того, в настоящее время Усов выехал из г. Владимира, и его новое место жительства неизвестно. Районный суд принял отказ от иска, заявленный Осиповым, и производство по делу прекратил.

Правильны ли действия суда?

Методические рекомендации при ответе на вопросы и при решении задачи:

При ответе на первый вопрос необходимо раскрыть: понятие и элементы иска: предмет, содержание и основание; классификация исков: иски о присуждении, о признании и преобразовательные иски; право на иск и право на предъявление иска; правовые последствия предъявления иска; защита интересов ответчика, понятие и условия предъявления встречного иска, понятие и классификация возражений ответчика; изменение юридической судьбы иска: изменение основания или предмета иска; отказ от иска; признание иска; мировое соглашение.

При ответе на второй вопрос необходимо раскрыть: понятие и общая характеристика стадии кассационного производства (задачи, круг субъектов, сроки, итоговые акты); лица, имеющие право на обжалование и опротестование решения суда; срок и место подачи жалобы (протеста); содержание кассационной жалобы (протеста); процессуальный порядок кассационного обжалования и опротестования, действия суда после получения кассационной жалобы (протеста); пределы, срок и процессуальный порядок рассмотрения дела судом кассационной инстанции, полномочия кассационной инстанции; основания для отмены решения суда в кассационном порядке; определение суда кассационной инстанции и его законная сила; обжалование и опротестование определений суда первой инстанции.

При решении задачи необходимо определить нормативно-правовые акты, подлежащие применению, найти конкретные нормы (статьи), на основании этих норм проанализировать предлагаемую ситуацию и ответить на поставленные в задачи вопросы.

Вариант 6

Вопросы:

  1. Представительство в суде
  2. Понятие и общая характеристика стадии судебного разбирательства

Задача:

При подготовке дела к судебному разбирательству ответчик Ко­рольков заявил ходатайство о допуске к участию в суде первой ин­станции его представителя Мамонова. Корольков представил судье письменное заявление, в соответствии с которым гражданину РФ Мамонову доверяется в суде первой инстанции вести от имени от­ветчика дело по иску о расторжении брака и разделе общей совмест­ной собственности супругов Корольковых. В заявлении также ука­зывалось, что Мамонов наделяется полномочиями признания иска и заключения мирового соглашения. Судья отказал Королькову в удовлетворении его ходатайства, мотивировав отказ отсутствием у Мамонова нотариально удостоверенной доверенности.

Правильны ли действия судьи?

Изложите порядок оформления полномочий добровольного представителя.

Методические рекомендации при ответе на вопросы и при решении задачи:

При ответе на первый вопрос необходимо раскрыть: понятие процессуального представительства; виды представительства: договорное, законное, по иным, специальным основаниям; общие и специальные полномочия представителя; способы оформления полномочий представителя; лица, которые не могут быть представителями.

При ответе на второй вопрос необходимо раскрыть: понятие и общая характеристика стадии судебного разбирательства (задачи, круг субъектов, сроки, итоговые акты); этапы судебного разбирательства и процессуальный порядок их осуществления: подготовительная часть, рассмотрение дела по существу, судебные прения и заключение прокурора, постановление и объявление решения; протокол судебного заседания: понятие; содержание; ведение; ознакомление с протоколом и подача замечаний на протокол; временная остановка судебного разбирательства: понятие и основания для перерыва, понятие и основания для отложения разбирательства, понятие и обязательные и факультативные основания для приостановления производства по делу; окончание производства по делу без вынесения решения: понятие, основания, процессуальный порядок и правовые последствия прекращения производства по делу, понятие, основания, процессуальный порядок и правовые последствия оставления заявления без рассмотрения.

При решении задачи необходимо определить нормативно-правовые акты, подлежащие применению, найти конкретные нормы (статьи), на основании этих норм проанализировать предлагаемую ситуацию и ответить на поставленные в задачи вопросы.

Вариант 7

Вопросы:

  1. Возбуждение гражданского дела
  2. Апелляционное производство

Задача:

29 апреля суд вынес решение об удовлетворении иска Мохова к Вадимову о взыскании долга. Ответчик 8 мая направил по почте в адрес суда жалобу на решение, которая поступила в суд 13 мая.

Судья отказал в принятии жалобы из-за пропуска, установленно­го законом срока на обжалование решения.

Правильно ли поступил судья? Каков порядок исчисления про­цессуального срока?

Методические рекомендации при ответе на вопросы и при решении задачи:

При ответе на первый вопрос необходимо раскрыть: понятие и общая характеристика стадии возбуждения гражданского дела (задачи, круг субъектов, сроки, итоговые акты); понятие, форма и содержание искового заявления; процессуальный порядок подачи искового заявления; решение вопроса судьей о принятии искового заявления; основания для отказа в принятии искового заявления; оставление искового заявления без рассмотрения.

При ответе на второй вопрос необходимо раскрыть: понятие и общая характеристика стадии апелляционного производства (задачи, круг субъектов, сроки, итоговые акты); лица, имеющие право на обжалование решения мирового судьи; срок и место подачи жалобы; содержание апелляционной жалобы; действия мирового судьи после получения апелляционной жалобы; пределы, срок и процессуальный порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции; полномочия суда апелляционной инстанции; основания для отмены или изменения решения мирового судьи в апелляционном порядке; постановление суда апелляционной инстанции.

При решении задачи необходимо определить нормативно-правовые акты, подлежащие применению, найти конкретные нормы (статьи), на основании этих норм проанализировать предлагаемую ситуацию и ответить на поставленные в задачи вопросы.

Вариант 8

Вопросы:

  1. Приказное производство
  2. Пересмотр судебных решений, постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам

Задача:

Мировой судья, рассмотрев исковое заявление Купчина к Епифа­нову об определении порядка пользования земельным участком, вынес определение об отказе в принятии заявления за не подведом­ственностью дела судам.

По мнению мирового, судьи Купчин не имеет права пользования земельным участком, поэтому Епифанов не может быть ответчиком по данному делу.

Истцу было предложено обратиться к местной администрации для решения вопроса об отводе земельного участка.

Правильно ли поступил мировой судья?

Методические рекомендации при ответе на вопросы и при решении задачи:

При ответе на первый вопрос необходимо раскрыть: понятие приказного производства и его место в гражданском процессе; требования, по которым выдается судебный приказ; понятие судебного приказа, его форма и содержание; порядок осуществления приказного производства: подача и принятие заявления о выдаче судебного приказа, уведомление должника, выдача судебного приказа; юридические и фактические основания для отмены судебного приказа.

При ответе на второй вопрос необходимо раскрыть: понятие и общая характеристика стадии пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений, вступивших в законную силу (задачи, круг субъектов, сроки, итоговые акты); основания для пересмотра, сроки подачи заявления, лица, имеющие право подавать заявление; процессуальный порядок рассмотрения заявления; определение суда о пересмотре дела.

При решении задачи необходимо определить нормативно-правовые акты, подлежащие применению, найти конкретные нормы (статьи), на основании этих норм проанализировать предлагаемую ситуацию и ответить на поставленные в задачи вопросы.

Вариант 9

Вопросы:

  1. Подготовка дела к судебному разбирательству
  2. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений

Задача:

Быковская обратилась в суд с иском к Быковскому о расторже­нии брака. В своем заявлении истица указала, что их семья факти­чески распалась 2 года назад. Каждый из супругов намерен создать новую семью, имущественных споров между ними нет, несовер­шеннолетний сын Андрей 14 лет проживает с матерью, соглашение об алиментах супруги достигли и оформили нотариально. Мировой судья принял иск к производству и, решив, что дело с фактической и правовой стороны является несложным, сразу назначил дату су­дебного разбирательства.

Вправе ли судья не проводить подготовку дела к судебному раз­бирательству?

Методические рекомендации при ответе на вопросы и при решении задачи:

При ответе на первый вопрос необходимо раскрыть: понятие и общая характеристика стадии подготовки дела к судебному разбирательству (задачи, круг субъектов, сроки, итоговые акты); действия судьи по подготовке дела; вопросы, разрешаемые судьей при подготовке дела; извещения и вызовы; судебные повестки: содержание, доставка и вручение.

При ответе на второй вопрос необходимо раскрыть: понятие и цели производства по делам, возникающим из публичных правоотношений; дела, возникающие из публичных правоотношений, подлежащие рассмотрению судом в порядке гражданского судопроизводства; порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений; производство по делам о защите избирательных прав граждан, подача жалобы или заявления и сроки ее рассмотрения, решение суда и его исполнение; производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов, порядок и сроки подачи заявления, решение суда по заявлению; производство по делам об оспаривании решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, действия, подлежащие обжалованию, порядок и сроки подачи жалобы и ее рассмотрения, решение суда по жалобе и его исполнение.

При решении задачи необходимо определить нормативно-правовые акты, подлежащие применению, найти конкретные нормы (статьи), на основании этих норм проанализировать предлагаемую ситуацию и ответить на поставленные в задачи вопросы.

Вариант 10

Вопросы:

  1. Доказательства и доказывание
  2. Производство в надзорной инстанции

Задача:

Суд по своей инициативе вызвал в судебное заседание свидетеля Кравцова. Истец заявил отвод данному свидетелю в связи с тем, что он приходится ответчику племянником. Суд пояснил истцу, что свидетели отводу не подлежат, после чего приступил к его допросу. Свидетель Кравцов, сославшись на факт родственных отноше­ний с ответчиком, от дачи свидетельских показаний отказался.

Как следует поступить суду?

Дайте оценку действиям лиц, указанных в задаче.

Назовите лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей, и лиц, имеющих право отказаться от дачи свидетельских показаний.

Методические рекомендации при ответе на вопросы и при решении задачи:

При ответе на первый вопрос необходимо раскрыть: понятие доказательств и их значение в гражданском процессе; классификация доказательств: прямые и косвенные, первоначальные и производные, личные и вещные; требования, предъявляемые к доказательствам: относимость, допустимость, достоверность; понятие и элементы доказывания: представление, исследование и оценка доказательств, предмет и субъекты доказывания; освобождение от доказывания; понятие и виды средств доказывания: объяснение сторон и третьих лиц, свидетельские показания, лица, которые не могут быть свидетелями, права и обязанности свидетелей, письменные доказательства: понятие, виды и классификация документов, представление и истребование письменных доказательств, вещественные доказательства: понятие; процессуальный порядок истребования и представления, заключение эксперта, виды экспертиз, дополнительная и повторная экспертизы, процессуальный порядок назначения экспертизы, лица, которые могут выступать в качестве экспертов, их процессуальные права и обязанности.

При ответе на второй вопрос необходимо раскрыть: понятие и общая характеристика стадии надзорного производства (задачи, круг субъектов, сроки, итоговые акты); судебные акты, которые могут быть пересмотрены в порядке надзора; поводы и основания для возбуждения надзорного производства, истребование дела и принесение протеста; лица, имеющие право принесения протеста; суды, рассматривающие дела в порядке надзора; процессуальный порядок и пределы рассмотрения дела, полномочия суда, рассматривающего дело в порядке надзора; основания к отмене судебных постановлений в надзорном порядке.

При решении задачи необходимо определить нормативно-правовые акты, подлежащие применению, найти конкретные нормы (статьи), на основании этих норм проанализировать предлагаемую ситуацию и ответить на поставленные в задачи вопросы.

Наши рекомендации