Билет 1. Признаки российского федерализма.

Билет 2. Предмет и метод конституционного права.

Опреде­ление объекта науки позволяет ответить на вопрос, на что направлен в ней познавательный процесс, и тем самым раскрыть содержание дан­ной науки, определение предмета науки отвечает на вопрос, что именно в данном объекте изучает или призвана изучать данная наука. Конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением публичной, главным образом государственной, власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование. (Предмет конституционного права –правовые отношения, возникающие по поводу установления, регулирования и реализации базовых основ правового положения и взаимодействия личности, гражданского общества, государства и его органов.)

Метод - совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения. При изучении науки КП используется весь спектр методов:

Методы:

· императивный метод – предписывает поступать только определённым образом;

· диспозитивный метод – предоставляет выбор вариантов поведения субъектам конституционно-правовых отношений.

· дозволения – наделение субъекта конституционно-правовых отношений определёнными полномочиями;

· обязывания – возложение на субъекта определённых обязанностей;

· запрещения – запрет определённых действий;

· субординации – подчинение нижестоящих органов вышестоящим;

· координации;

· репрессивные методы.

В целом конституционно-правовой метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных(диспозиция выражена в категоричной форме) началах. Это объясняется природой тех общественных отношений, которые подпадают под воздействие норм конституционного права. Властеотношения определяют содержание значительной части, если не большинства этих норм. В то же время немалая их часть в демократических государствах устанавливает содержание и гарантии прав человека и гражданина, что, напротив, означает соответствующие ограничения для государственной власти.

Билет 3. Понятие конституционно-правовых отношений и их виды.

Конституционно-правовые отношения — это такой вид правоот­ношений, который базируется на нормах конституционного права и обеспечивает их реализацию. Хотя большинство конституционно-пра­вовых норм порождают соответствующие конкретные правоотноше­ния, тем не менее нельзя не учитывать, что в конституционном праве имеются и такие очень общие по характеру и со­держанию нормы (нормы-принципы, нормы-декларации и др.), кото­рые непосредственно не порождают таких правоотношений. Для возникновения конкретно­го правоотношения недостаточно наличия лишь нормы права, посколь­ку для этого необходимо еще наступление определенного юридическо­го факта (события, действия и др.), приводящего нормы права в дейст­вие, а также наличие субъектов этих правоотношений, наделенных со­ответствующими правами и обязанностями.

Виды:

1.конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

2.правоотношения общего характера, в которых четко не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.

3.правовые состояния. Их специфическая черта – четкая определенность субъектов правоотношения.

4.постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Временные возникают в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением оно прекращается.

5.материальные и процессуальные. В первых – реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения, во вторых – реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в КПН, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

I раздел

Первая глава Конституции РФ устанавливает основы конституционного строя России. Закрепляются общие принципы устройства публичной власти и ее взаимоотношений с человеком и обществом.

Вторая главаОсновы правового (конституционного) статуса личности.

Третья главаТерриториальное устройство власти (федерализм).

Статьичетвертой, пятой, шестой и седьмой глав Конституции устанавливают систему федеральных органов государственной власти, их полномочия, регулируют взаимоотношения. (Президент, ФС, Правительство, Судебная власть).

Восьмая глава посвящена местному самоуправлению.

Первый раздел Конституции завершается главой 9, регулирующей порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ.

II раздел - Заключительные и переходные положения.Включает в себя 9 статей.

Классификация:

1. По порядку принятия: октроированные- дарованные (в авторитарных, монархических государствах); конституантные: (принятые особым органом, референдумом); договорные: (на основе договора, 1924 – СССР); народная(принятая любым способом кроме октроирования).

2. По порядку изменения различают конституции гибкие и жесткие. Гибкие конституции изменяются в обычном законодательном порядке.Жесткие конституции изменяются в более сложном порядке, чем предусмотрено для текущего законодательства. Жесткость конституций направлена на поддержание их стабильности.

3. По форме - способу организации конституционных норм- конституции бывают писаные и «неписаные».

4. По времени действия конституции разделяются на имеющие ограниченный и неограниченный срок действия, то есть временные и постоянные. Большинство конституций являютсяпостоянными. Временные конституции характерны для переходных периодов, обычно наступающих после государственных переворотов.

5. По форме государственно-территориального устройства конституции делятся на федеративные и унитарные. В федеративных государствах можно разграничить федеральные конституции и конституции субъектов Федерации.

Прекращение гражданства.

Основания и порядок прекращения гражданства РФ. Основания для прекращения гражданства:

1. выход из гражданства;

2.отмена решения о приеме в гражданство;

3.выбор гражданства (оптация) при территориальных изменениях;

4.иные основания, предусмотренные федеральным законодательством или международными договорами РФ.

Выход из гражданства — свободное волеизъявление гражданина РФ, осуществляется на основании заявления гражданина РФ, если он постоянно проживает на территории. Выход из гражданства РФ лица, проживающего за пределами России, осуществляется на основании добровольного волеизъявления этого лица в упрощенном порядке при отсутствии оснований отказа в выходе из гражданства РФ. Выход из гражданства РФ может осуществляться в общем и упрощенном порядке.

Упрощенный порядок выхода из гражданства РФустановлен для ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой -гражданство иностранного государства, либо единственный родитель которого является иностраннымгражданином. В этом случае выход из гражданстваРФ осуществляется на основании заявления родителей либо заявления единственного родителя. В случае если лицо таким образом утратило гражданство РФ, то за ним сохраняется право восстановления в гражданстве РФ после достижения им 18 лет.

Основания для возможного отказа в выходе:

1.если гражданин проживает или намерен поселиться в стране, не связанной с РФ договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ;

2.если он имеет неисполненные обязанности перед государством.

Выход из гражданства не допускается:

1.после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;

2.если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Разрешение на выход из гражданства входит в компетенцию Президента РФ. Отмена решения о приеме в гражданство РФ применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Этот факт устанавливается в судебном порядке. Предельный срок для отмены решения о предоставлении гражданства равен 5 годам. По истечении пятилетнего срока даже в случае обнаружения виновного поведения лица принятие в гражданство РФ не может быть отменено.

Билет 12. Понятие и принципы конституционно-правового статуса личности (человека и гражданина).

Общий правовой статус – в сфере труда, семьи, отношений с властью. Индивидуальный правовой статус – права и обязанности, которые лицо имеет в данный момент времени.

Специальные правовые статусы – льготы со стороны государства в пользу определенных групп лиц (дети,инвалиды).

Конституционный статус- для всех одинаков, неизменен.

На конституционный статус влияет уровень развития общества, так как оно должно прийти к пониманию того, что каждый имеет право на свободу, неотчуждаемость естественных прав.

Конституционный статус включает в себя 3 элемента: 1) конституционная правосубъектность2) Конституционные принципы правового положения личности 3) гражданство (иностранец, ицо без гражданства, лицо получившее дипломатическое убежище, беженец, лицо получившее временное убежище) 4) институ основных прав человека 5) обязанности личности 6) механизм обеспечения прав и свобод.

Свойства субъекта права: 1) правоспособность 2) деликтоспособность 3) дееспособность – способность реализовывать свои права, полная приобретается с 18 лет.

Цели ограничения прав и свобод человека: 1) защита конституционного строя 2) защита нравственности и здоровья др. лиц 3) защита прав и свобод др. лиц 4) обеспечение обороны страны и защиты государства

Конституционный статус личности включает фундаментальные (конституционные) права и обязанности, создает основу для остальных статусов личности. Конституционный статус личности един, равен для всех людей от рождения, менее всего динамичен (изменяется только в связи с пересмотром К РФ), исторически меняется в направлении расширения конституционной свободы личности. Конституционный статус личности имеет свою структуру, состоит из основных принципов правового положения личности в обществе, института гражданства, основ правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, основных прав и конституционных обязанностей, конституционных гарантий обеспечения прав и обязанностей.

Принципами правового положения граждан в Российской Федерации являются:
1. Равноправие граждан. В ст. 6 п. 2 Конституции РФ закрепляется: "Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации".

2. Неотчуждаемость как принцип правового положения состоит в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это означает, что ни одно лицо ни по каким основаниям не может быть лишено конституционных прав и свобод

3. Непосредственное действие прав и свобод(что ни один орган в государстве не может издать правовой акт, в котором бы содержались права, свободы и обязанности, противоречащие конституционным или ограничивающие их.)

4. Гарантированность прав, свобод и обязанностей. Конституционные права и свободы не только предоставлены, но их реализация обеспечивается совокупностью гарантий - экономических, социальных, политических и правовых.

5. Соответствие международно-правовым актам.

6. Допущение двойного гражданства. 6. Запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина

7. Сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за границей

9. Защита государством граждан РФ за границей.

10. Сохранение гражданства при заключении и расторжении брака.

Основные положения.

· Ст.110-117-о Правительстве РФ, но ряд полномочий есть и в других главах(о Президенте, о ФС).Полномочия м.б. раскрыты и в др.законах: «Об обороне», «О безопасности» и т.д.

· Основные вопросы правового положения Правительства РФ, порядок его формирования и деятельность закреплены ФКЗ «О Правительстве»от 17.12.1997.Закон оределяет принципы, состав и порядок формирования, полносмочия организация деятельности.Правовой акт, регламентирующий его деятельность,является Регламент Правительства РФ,утвержденный постановлением Правительсва РФ.В нем определяется планиерование и организация работы, подготовк и проведение заседаний, взаимодействие с органами судебной власти.

· Положение и место Правительства РФ в системе органов государсвтенной власти вытекают из принципа разделения властией( ст. 10 и 11 Конституции РФ).

· Конституция не закрепляет каких-либо специальных принципов деятельности Правительства, но оно дрлжено руководствоваться Конституцие РФ, законами,НА, НУ Президента,принципами конституционного строя.

· Правительство осущетсвляет власть наравне с Президентом РФ, Федральным Собранием и судами.

· Возглавляет единую систему исполнительной власти (ФКЗ «О Правительстве РФ»,ч.3ст.1)

Правительство и Федеральное Собрание.

1) Члены Правительства РФ,егоПредседательи заместители не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации.

2) Члены Правительства по приглашению палат обязаны присутсвовать на их заседаниях и отвечать на вопросы.

3) Представляет ежегодный отчет Государсвтенной Думе о результатах своей деятельности.Они (решения) подлежат обязательному официальному опубликованию.(изменение,внесенное в ФКЗ «О Правительстве РФ» ОТ 30.12.2000г.)

2. Правительство и Президент РФ.

· Президент назначает(с согласия Гос.Думы) и единолично смещает Председателя Правительства,назначает и смещаеет всех членов Правительства и руководителей др.федеральных органов исполнительной власт, напрямую руководит рядом министерств.

· Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства, его указы по своей силе выше постановлений Правительства.П

· Правительство несет ответсвенность пред Президентом, только ему подотчетно и поконтрольно.

Состав:Председатель, заместители Председателя и федеральные министры.(ч.2 ст.110)

Структура федеральных органов исп.власти:министерства, федеральные службы и федеральные агенства.

Срок полномочий и отставка(ст.117):Конституция не устанавливает срок полномочий.Но оно обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ(ст.116).Может подать в отставку.

Компетенция(ст.114):перечень не является исчерпывающим.Компетенция вытекает из вопросов совместного ведения РФ и С РФ(ст.71 и 72).

порядок деятельности:онаосущетсвляется в соответсвии с ФКЗ «О Правительстве РФ»,Регламентом(редакция от 30.04.2009).Этим же постановлением утверждено Положение об аппарате Правительства РФ.

Аты(постановления и распоряжения) Правительства РФ: их статус определен ст. 115 и ФКЗ «О Правительстве»(обязательны на всей територии РФ).

Билет 70.Вопросы местного значения по законодательству РФ.

Принцип самостоятельности местного самоуправления: местное самоуправление «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения», а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130, п. 1). Проявляется: а) в независимом от внешнего влияния порядке выборов органов и должностных лиц местного самоуправления непосредственно населением муниципального образования; б) в финансово-экономической независимости от государства; в) в законодательном запрете вмешательства государственных органов власти и иных субъектов права в деятельность выборных органов и должностных лиц местного самоуправления при решении ими вопросов местного значения в пределах своего ведения; г) в нормативной гарантированности полномочий местного самоуправления.

Предметы ведения местного самоуправления- это круг вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления, решения по данным вопросам правомочно принимать население муниципального образования непосредственно, а также органы местного самоуправления.

Предметы ведения местного самоуправления делятся на две большие группы:

1) вопросы местного значения;

2) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Вопросы местного значения- это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К вопросам местного значения относятся:

1) нормотворчество: принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

2) финансово –экономическая сфера, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

3) использование и охрана земли и других природных ресурсов: контроль за использованием земель на территории муниципального образования; регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

4) строительство, транспорт и связь: регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений; обеспечение населения услугами связи;

5) жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое и торговое обслуживание населения: содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; организация утилизации и переработки бытовых отходов; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

6) социально-культурная сфера: организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; поддержк и содействие занятости населения;

7) охрана общественного порядка: организация и содержание муниципальных органов общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании,

Данный перечень предметов ведения местного самоуправления не является исчерпывающим. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Билет 1. Признаки российского федерализма.

Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как федеративное государство, а ст. 5 констатирует, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.

1. Государственная целостность Российской Федерации. Государственная целостность - неотъемлемый признак суверенного государства. Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из РФ. РФ имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.

2. Единство системы государственной власти. Данный принцип означает общие основы построения органов государственной власти Федерации и субъектов, проведение общей государственной политики.

Принцип единства системы государственной власти выражается, прежде всего, в единстве системы органов государственной власти. В соответствии со ст. 77 Конституции в пределах ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ. В рамках единой системы органов исполнительной власти Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФили нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85 Конституции РФ).

Система органов судебной власти в Российской Федерации в большей своей части является централизованной. Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона«О судебной системе РФ» к федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ.

3. Провозглашение равноправия субъектов Российской Федерации. Конституция РФ в ст. 5 закрепляет, что РФ состоит из равноправных субъектов,а также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Равноправие субъектов означает равные возможности в обладании правами и обязанностями и осуществлении их. Но, различные субъекты РФ обладают различными экономическими, социальными и политическими особенностями, что создает различие в их правовом статусе, то есть объеме реализуемых субъектом прав и обязанностей.

Равноправие субъектов является только провозглашенным и не подтверждается дальнейшим конституционным регулированием и политико-правовой практикой федеративных отношений:

1) в ст. 5 Конституция РФ называет республики государствами, предоставляя им право иметь свои конституции. Остальные субъекты Российской Федерации вправе иметь только уставы. Уставы принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта. В отношении республик такого ограничения не установлено - они могут быть приняты и на республиканском референдуме;

2) в соответствии со ст. 68 Конституции РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки. Такое право не предоставлено автономной области и округам, также образованным по национальному признаку;

3) практика заключения двухсторонних соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами. Такие договоры заключены не со всеми субъектами Российской Федерации и, таким образом, отношения с одной группой субъектов регулируются помимо Конституции РФ, многостороннего Федеративного договора еще и двухсторонними договорами, а другая группа субъектов руководствуется только Конституцией РФ и федеративным договором. Кроме того, содержание двухсторонних договоров с разными субъектами существенно различается между собой.

4. Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации. Право народов на самоопределение является общепризнанным принципом международного права. Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в РФ, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от Российской Федерации с созданием собственного государства. Данный принцип закрепляется как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов как территориально-политическим общностям.

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Существование двухуровневой системы органов государственной власти в РФ предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне. В РФ предметы ведения между Федерацией и субъектами разграничиваются путем установления предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения РФ и субъектов, а также заключения договоров и соглашений.

При разграничении предметов ведения и полномочий должны соблюдаться следующие основные принципы:

1) конституционность: законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения.

2) верховенство Конституции РФ и законов РФ: в случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям Конституции РФ и федеральных законов действуют положения Конституции и законов РФ;

3) равноправие субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий;

4) добровольность заключения договоров и соглашений;

7) обеспеченность ресурсами: необходимыми для осуществления указанными органами своих полномочий;

8) гласность заключения договоров и соглашений.

Федеративному устройству России посвящена гл. 3 Конституции РФ, однако основополагающие принципы федеративного устройства закреплены в ст. 4 и 5 гл. 1 «Основы конституционного строя».

Принципы федерализма РФ:

-государственная целостность

-равноправие и самоопределение народов

-равноправие субъектов РФ

-Единство системы гос. власти

-разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти.

Наши рекомендации