Становление и развитие России как федеративного государства

Принятая 10.07.1918 КРСФСР закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР. На первом этапе формирования федеративного государства существовала единственная форма автономии – автономная республика, на следующем этапе созданы трудовая коммуна и автономная область. Высшая форма автономии – автономная республика (государство, имеющее свою государственную структуру, конституцию или закон). Автономные трудовые коммуны и автономные области не имели атрибутов государственности.

Вступление РСФСР в состав СССР. В 1923 упраздняются автономные трудовые коммуны, которые преобразуются в автономные республики, возникает новая форма автономии – национальный округ. В КРСФСР 1925 вопросам автономии посвящена специальная глава, установлены 2 формы автономии – автономная республика и автономная область.

Принятая 21.01.1937 КРСФСР закрепила наличие в составе России 17 автономных республик и 6 автономных областей (во всех автономных республиках приняты конституции). В период Великой Отечественной войны начался процесс ликвидации автономных образований, населенных представителями национальностей: балкарцев, ингушей, крымских татар, поволжских немцев, чеченцев и др. После XX съезда КПСС начала возрождаться государственность репрессированных народов, их права восстанавливались. В связи с присоединением новых территорий в состав РСФСР включались новые автономные образования.

КРСФСР 1978 утверждалось, что в составе РСФСР существовало 16 автономных республик, 5 автономных областей, 10 автономных округов.

12.06.1990 первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР». Распад СССР привел к развитию сепаратистских настроений в национально-государственных образованиях, входивших в состав РФ. На IV Съезде народных депутатов РСФСР признана необходимость повысить правовой статус всех автономных республик (исключено слово «автономная» - стали «республики в составе РФ»). Правовой статус республик получили все автономные области, кроме Еврейской автономной области.

31.03.1992 подписан Федеративный договор, включающий договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Договором признается суверенный характер республик в составе РФ. Субъектами РФ наряду с республиками признаны края, области, автономные области и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург. Расширены права всех субъектов РФ, подробно разграничены предметы ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. 10.04.1992 Федеративный договор включен в качестве составной части в Конституцию РСФСР. На VI Съезде народных депутатов 21.04.1992 официальное наименование страны вместо РСФСР изменено на РФ – Россия.

КРФ, принятая 12.12.1993 в ст.1 провозгласила, что РФ – Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ. Республика имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты равноправны. В ст.65 КРФ установила, что в составе РФ находятся 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов.

Особенности Российского федерализма:

  • 1. Россия была провозглашена федерацией в конституции
  • 2. Россия с самого начала была конституционно-правовой федерацией, а не договорной
  • 3. Россия создавалась как ассиметричная федерация
  • 4. Субъекты федерации создавались как по национальным, так и по территориальным признакам
  • 5. Субъекты федерации не обладали правом выхода из ее состава
  • 6. Статус субъектов федерации может был изменен, но на основе закона.

49. Федеративный договор: основное содержание и значение- один из основных источников конституционного права РФ в области регулирования федеративных отношений. Включает три самостоятельных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти РФ и соответственно органами власти: а) суверенных республик в составе РФ; б) краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ; в) автономной области, автономных округов в составе РФ.

Подписаны 31 марта 1992 г. представителями РФ и всех субъектов РФ (кроме Татарстана и Чечено-Ингушетии). 10 апреля 1992 г. Съезд народных депутатов РФ одобрил подписанный Ф.д. и постановил включить его содержание как составную часть в Конституцию РФ.

Однако и после этого Ф.д. продолжал существовать как самостоятельный конституционно-правовой акт. Конституция РФ 1993 г. (в п. 1 раздела 2) объявила о верховенстве своих норм над нормами Ф.д., но одновременно подтвердила (в п. 3 ст. 11) его действие в сфере регулирования федеративных отношений, что позволяет считать РФ федерацией конституционно-договорного типа.

По своему содержанию Федеративный договор не является ни учредительным договором, ни договором о преобразовании в федерацию государства с иным государственно-территориальным устройством, посĸольĸу ĸ моменту его заĸлючения РФ уже сложилась ĸаĸ суверенное федеративное государство. Вместе с тем федеративные отношения на основе принципа разделения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъеĸтами стали новым шагом в развитии федерализма в России.
Федеративный договор юридичесĸи заĸреплял реально существовавшие в то время различные типы субъеĸтов РФ - национально-государственные (суверенные республиĸи в составе РФ), административно-территориальные (ĸрая, области, города Мосĸва и Санĸт-Петербург) и национально-территориальные (автономная область и автономные оĸруга) образования.

При использовании договора как формы правового регулирования общественных отношений немаловажное значение имеет вопрос о пределах договорного регулирования. Анализ федерального и регионального законодательства дает возможность сделать вывод о том, что в одних случаях устанавливаются такие пределы, в других - нет. Так, в случае передачи федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий региональным органам исполнительной власти пределы договорного регулирования устанавливаются Конституцией РФ. Часть 2 статьи 78 Конституции РФ предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В этом случае пределом договорного регулирования являются конституционные нормы и предписания федеральных законов.

50. Субъекты РФ их правовой статус, порядок изменения статуса субъектов РФСогласно Конституции РФ субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами:

1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок изменения конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;

2) каждый субъект Российской Федерации имеет свою территорию в пределах границ субъекта Российской Федерации. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта Российской Федерации распространяется только на его территорию;

3) субъект Российской Федерации имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты Российской Федерации в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя Российской Федерации каждый субъект РФ вправе иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят).

В настоящее время субъекты Российской Федерации различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса:

1) Республики. Конституция РФ называет республики государствами. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.

2) Края, области, города федерального значения. Данные субъекты Российской Федерации вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ РФ является столицей РФ. Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств;

3) Автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Кон. РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят ФЗ об автономной области, автономном округе.

Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области.

Предмет ведения РФ

Предметы ведения РФ — закреплены Кон. РФ и положениями Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти суверенных республик в составе РФ, круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам гос. власти.

К предметам ведения РФ относится сфера общ. отношений, регулирование которых отнесено исключительно к компетенции РФ. К ним относится то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности ее территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

К предметам ведения РФ относятся сферы жизни общества, отрасли и подотрасли хозяйства, а также социально-культурной деятельности, виды имущества, его объекты, находящиеся под воздействием и в распоряжении органов федеральной власти (федеральные банки, транспорт, ядерная энергетика, федеральная собственность, военная техника и др.).

В статье 71 Кон. РФ приводится перечень исключительных предметов ведения РФ, который является исчерпывающим. В него входят:

  • принятие и изменение Кон. РФ и ФЗ и контроль за их соблюдением;
  • федеративное устройство (определение состава, порядка формирования и полномочий федеральных органов, отношений между Федерацией и её субъектами) и территория РФ (определение состава, границ России);
  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • гражданство в РФ;
  • регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
  • формирование федеральных органов государственной власти;
  • федеральная гос. собственность и управление ею;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;
  • установление правовых основ единого рынка;
  • федеральные фонды регионального развития;
  • федеральный бюджет;
  • федеральные налоги и сборы;
  • федеральные энергетические системы;
  • вопросы войны и мира;
  • оборона и безопасность;
  • оборонное производство и др.

Указанные в статье 71 Конституции РФ предметы ведения РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных ФЗ для внесения поправок в Кон. РФ .

52. Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов РФВ совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

53. Конституционно-правовой статус субъектов РФВ составе РФ 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (М. и С.-П.), кот. в соотв. со ст. 65 Кон. РФ являются субъектами РФ.
1. Края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные НПА, кот. не противоречат Кон. РФ и законам РФ.
Устав закрепляет правовой статус соответствующего субъекта, организацию гос. власти, порядок нормотворчества, организацию местного самоуправления.
2. Данные субъекты обладают своей территорией, кот. не могут быть изменены без их согласия.
3. Каждый из этих субъектов образует органы представит., исполнит. и суд. власти.
4. Они вправе иметь свою символику.
5. Субъекты являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, республиками, автономной областью и автономными округами.
6. Края и области имеют свои административные центры.
7. Статус субъектов РФ может быть изменен только с согласия данного субъекта и РФ.
8. От субъекта РФ избираются делегаты в Госдуму, входят по 2 представителя в СФ: глава законодательной и глава исполнительной власти (губернатор, председатель обл. думы).
9. Законодательные органы власти субъекта обладают правом законодательной инициативы в ФС.
10. Кон. РФ, Федеративный договор уставы субъектов определяют предметы ведения соотв. субъектов, (ст.76 ч. 2.)
11. Введение ЧП на территории субъекта осуществляется федеральными органами гос. власти с уведомлением органов власти субъекта РФ.

54. Статус государственного языка. Языковое равноправие. Декларация о языках народов РФГосударственный язык РФ - русский язык. РФ является многонациональным государством, поэтому Конституция РФ закрепляет право народов России на своей территории использовать и изучать в образовательных учреждениях, помимо русского языка, национальный язык, оформлять документы, помимо русского языка, и на языке соответствующего народа России.

Республики в составе РФ могут устанавливать свои государственные языки в целях сохранения своих исторических традиций. РФ охраняет право народов РФ на использование и сохранение своих языков, поэтому в РФ недопустимы:

1) пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку;

2) создание препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков;

3) иные нарушения законодательства РФ о языках народов России.

В РФ действует ряд принципов сохранения языков народов России:

1) языки народов РФ являются национальным достоянием РФ;

2) языки народов РФ находятся под защитой государства;

3) государство на всей территории РФ способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия.

Главным конституционным принципом сохранения языков народов России является их равноправие, т. е. все народы России вправе в равной степени обеспечивать сохранение и использование своего родного языка. Этот принцип обеспечивает равные права всех народов и отдельных их представителей на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения. Право на сохранение национального языка и всестороннее его развитие, свободу выбора и использования языка общения принадлежит всем народам РФ независимо от их численности и их отдельным представителям независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания. Субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Верховный Совет РСФСР, 25 окт. 1991года выражая волю и интересы народов РСФСР, следуя принципам Всеобщей декларации прав человека, Декларации огосударственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, принимая на себя ответственность за сохранение и развитие самобытных культур и языков РСФСР, утверждая приоритет общечеловеческих ценностей, равно как и духовных ценностей каждого народа, признавая языковой суверенитет каждого народа и личности независимо от происхождения человека, его социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания,провозглашает: право каждого человека на свободный выбор языка обучения, воспитания и интеллектуального творчества; право каждого человека на свободный выбор языка общения; равные возможности для сохранения, изучения и развития всех языковнародов РСФСР; равную социальную, экономическую и юридическую защиту государствомвсех языков народов РСФСР; особую заботу и внимание государства к языкам малочисленных народов, а также народов, не имеющих своих национально-государственных инационально-территориальных образований; желательность и необходимость овладения языками межнациональногообщения и другими языками народов РСФСР, проживающих на одной территории. Верховный Совет РСФСР призывает граждан России способствоватьвоспитанию уважительного и бережного отношения к языкам нашей Родины,всемерно развивать культуру языкового общения, оберегать чистоту род-ной речи. Высокое предназначение языка в исторических судьбах каждогонарода определяет его как неповторимое явление общечеловеческой куль-туры.

55. Административно-территориальное устройство субъектов РФ: понятие, принципы, порядок изменения– деление территории государства (в федеративном государстве – деление субъектов) на части – административно-территориальные единицы, - в рамках которых осуществляется управление государственными делами и (или) самоуправление населения (местное самоуправление), создаются органы государственной власти или органы местного самоуправления. В Российской Федерации категория «административно-территориальное устройство» относится к уровню только субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Поэтому терминологически неверной будет формулировка «административно-территориальное устройство Российской Федерации», поскольку РФ состоит не из административно-территориальных единиц, а из государственно-территориальных образований. Таким образом, категория «административно-территориальное устройство» применима только в отношении субъектов Российской Федерации.

Административно-территориальное устройство основывается на следующих принципах:

  • соответствие исторически сложившейся системе расселения жителей в области и устойчивым тенденциям ее развития;
  • создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;
  • содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;
  • обеспечение здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности населения;
  • сохранение и развитие национальной культуры, обычаев и традиций, исковых видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народностей, проживающих в области;
  • участие населения в обсуждении и решении вопросов административно-территориального устройства.

56. Понятие и основные признаки органа государства Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства:

  1. юридически организационный и экономически определенный характер;
  2. наличие собственной структуры;
  3. имеет государственно-властные полномочия;
  4. государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства;
  5. наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме;
  6. выполнение строго определенных государственных функций и задач;
  7. обладание правом на издание юридических актов;
  8. наличие нужных материальных средств;
  9. реализация деятельности на базе нормативных правовых актов;
  10. близкое взаимодействие с иными государственными органами.

57. Виды государственных органов РФ, особенности порядка образования, критерии их классификацииПонятие госоргана (органа гос. власти) формулируется на основе его признков:

1. Орган создается и действует от имени гос., либо РФ, либо субъекта РФ.

2. Создается и действует на основе правовых актов в предусмотренных ими формах и методами.

3. Гос. орган явл. относительно самостоятельной частью гос. аппарата.

4. Обладает собственной компетенцией (совокупностью полномочий), включающей принудительно – властные полномочия.

Гос. орган – это относительно самостоятельная часть гос. аппарата, созданная и действующая от имени гос. на основе правовых актов в предусмотренных ими формах и методами, обладающей собственной компетенцией включая принудительно властные полномочия.

Критерии:

1. Исходя из федеративного государственного устройства РФ, на первый план выдвигается территориальный масштаб деятельности исполнительных органов:

a) федеральные органы исполнительной власти;

б) органы исполнительной власти субъектов РФ;

В качестве одного из проявлений территориального принципа построения системы органов исполнительной власти иногда называют образование местных исполнительных органов. Однако ни Конституция РФ, ни федеральное законодательство не содержит никаких упоминаний такого рода органах.

Между тем органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ (ст. 12) и федеральным законодательством не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, конструировать местные органы исполнительной власти на базе существующих исполнительных органов местного самоуправления невозможно.

В своей совокупности гос. органы образуют единую систему:
1. По предм. признаку она включ. органы закон., исполн. и суд. власти.
Органы законод. власти: ФС, парламенты республик в составе РФ, краевые, обл., городские Думы и др. законод. органы, выборные органы в совок. сост. систему представит. органов власти.
Органы исполнит. власти: ПР-во РФ, ПР-ва республик РФ, министерства, главы администраций субъектов.

По х-ру полномочий органы исполн. власти делятся:
1) на органы общей компетенции (пр-ва)
2) органы спец. компетенции (министерства).
Органы суд. власти: Конст. Суд, Вех. Суд, Высш.Арб. Суд, суды субъектов.
В общую группу гос. органов выделяют органы прокуратуры.
В систему органов гос. власти не входят органы местного самоуправления.
2. По территор. пределам действия
1) федеральные гос. органы
2) органы субъектов РФ
3. По порядку осуществления полномочий
1) коллегиальные ФС
2) единоначальные Президент РФ

58. Принцип разделения властей как основа построения системы органов правового государства«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется...≫ (ст. 10 Конституции РФ) (одна власть, а не три власти) на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.Принципы системы органов государственной власти РФ:

1) разделение властей; 2) единство органов государственной власти.

В РФ выделяются ветви власти: законодательная (Федеральное Собрание РФ); исполнительная (Правительство РФ); судебная (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и т. д.).

Президент РФ является главой государства и не относится ни к одной из ветвей власти, но его полномочия наиболее близки к исполнительной. Глава государства в РФ является как бы противовесом между законодательной и исполнительной властью. Он сдерживает путем применения согласительных и принудительных мер Федеральное Собрание РФ в случае, если то выразило недоверие Правительству РФ>, в свою очередь Федеральное Собрание вправе отрешить Президента РФ от занимаемой должности, если политика, диктуемая им Правительству РФ, не отвечает интересам России и является преступной.

Разделение властей означает разграничение органов власти в их компетенции, но существует в условиях единой системы органов власти и при наличии взаимодействия этих органов, взаимного контроля, ≪сдержек и противовесов≫.

Поэтому можно выделить черты разделения властей:

1) самостоятельность и независимость ветвей власти в осуществлении своих полномочий, установленных Конституцией РФ;

2) наличие взаимодействия и взаимного контроля законодательной, исполнительной и судебной властей.

Взаимодействие властей:

1) законодательная власть издает законы, на основании которых действуют исполнительная и судебная власти, осуществляет бюджетный контроль, назначает или утверждает должностных лиц исполнительной и судебной властей;

2) исполнительная (в лице Президента РФ) утверждает и публикует принятые законы, вносит в парламент проекты законов, назначает судей, осуществляет право помилования и т. д., влияя тем самым на законодательную и судебную власть;

3) судебная применяет законы и толкует Конституцию РФ, может признать законы, акты правительства или их отдельные предписания недействующими в силу их несоответствия Конституции или законам, осуществляя таким образом контроль за решениями, принимаемыми органами государственной власти.

Каждая из ветвей власти самостоятельна и независима в пределах своей компетенции, но не может вмешиваться в деятельность иной власти, т. е. не вправе нарушать самостоятельность и независимость других органов власти.

Единство государственной власти выражается в единстве природы власти: все ветви получают свои полномочия только от народа России, так как только он является единственным носителем государственной власти в РФ.

Единство органов государственной власти также предполагает, что их компетенция, порядок формирования, формы взаимного контроля и взаимодействия установлены Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами.

Компетенция, порядок формирования и т. п. установлены для всех уровней власти: федерального и субъектов РФ.

Наши рекомендации