Организация и порядок проведения выборов

Назначение выборов является обязательной начальной стадией избирательного процесса.

Для основной массы участников электоральных отношений начало избирательного процесса связано с обнародованием даты выборов, но официальному опубликованию решения о назначении выборов предшествует его подготовка и принятие уполномоченным на то органом (должностным липом) соответствующего акта.

Среди субъектов, уполномоченных решать вопрос о назначении выборов, законодательство называет:

· органы (должностные лица) федеральной, региональной и муниципальной власти (соответственно уровню выборов);

· избирательные комиссии;

· судебные органы.

При этом органы и должностные лица представительной и исполнительной власти фигурируют в качестве основных субъектов, наделенных правом назначения выборов, а избирательные комиссии и суды — в качестве дополнительных.

Государством гарантируется периодический характер выборов. Это означает, что проведение выборов конкретного выборного органа или лица является обязательным. Это связано с тем, что неправомерный отказ в проведении выборов может ограничить реали-зацию целого ряда конституционных прав и свобод граждан РФ, в частности многоаспектного права граждан на участие в управлении делами государства.

Конституционно-правовой механизм назначения выборов предусматривает, что в сроки и в порядке, установленном избирательным законодательством, уполномоченный орган государства назначает соответствующие выборы. Так, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации и порядке и сроки, установленные в ст. 5 Федерального закона о выборах Президента РФ. Если Совет Федерации не назначит выборы Президента, то выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ, о чем издается соответствующий акт.

В случае прекращения Президентом исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией России, Совет Федерации назначает досрочные выборы Президента РФ. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию В средствах массовой информации. Если Совет Федерации не назначит досрочные выборы Президента РФ, то выборы назначаются и проводятся ЦИК РФ.

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ нового созыва назначает Президент РФ. Если Президент не назначит выборы, то они назначаются и проводятся Центризбиркомом. При роспуске Государственной Думы Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Госдумы.

Закон об основных гарантиях предусматривает правило, согласно которому в случае, если уполномоченный на то орган или должностное лицо либо соответствующая избирательная комиссия не назначат в установленный срок выборы органов или депутатов, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована, выборы по заявлениям избирателей, политических партий, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора на-

рует такого кандидата и выдает ему удостоверение об избрании депутатом Государственной Думы.

ЦИК может признать выборы Президента РФ несостоявшимися в случае, если в избирательный бюллетень по выборам Президента РФ были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. На выборах депутатов Государственной Думы ЦИК может признать выборы несостоявшимися: 1) если в выборах приняло участие менее 25% избирателей, включенных в списки избирателей; 2) если ни один федеральный список кандидатов не получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании; 3) если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании,

Центральная избирательная комиссия признает результаты выборов депутатов Государственной Думы недействительными: 1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; 2) если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали не менее 25% от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования; 3) по решению суда.

В качестве гарантий надлежащей реализации избирательных прав гражданами Российской Федерации законодатель предусмотрел различные виды ответственности: уголовную, административную и иную ответственность. В качестве иной ответственности может подразумеваться ответственность по избирательному праву. ЦИК РФ в своих докладах говорит о «государственно-правовой ответственности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков». Под иной можно понимать и дисциплинарную ответственность, к которой, в частности, может быть привлечен муниципальный служащий, использующий в целях избрания кого-либо из кандидатов, свое должностное положение.

Но чаще всего, говоря об ином виде ответственности, имеют в виду конституционный характер таких санкций, как отказ в регистрации или отмена регистрации кандидата, расформирование избирательной комиссии и др.

Конституционная ответственность в условиях избирательного права и процесса в отличие от иных видов ответственности носит политический характер, отражает стремление субъектов к власти, взаимоотношения государства и личности. Кроме того, конституционная ответственность может носить как индивидуальный (отказ в регистрации кандидата), так и коллективный характер (расформирование избирательной комиссии), причем при коллективной ответственности порождаются неблагоприятные последствия для всех членов этого коллектива.

Основанием конституционной ответственности субъектов избирательного процесса является нарушение норм избирательных правоотношений (посягательства на избирательные права граждан, злоупотребление субъектом своими избирательными правами, невыполнение или ненадлежащее выполнение им своих юридических обязанностей и так далее).

Порядок применения к участникам избирательного процесса некоторых мер конституционной ответственности (удаление наблюдателей, иных лиц из помещения голосования, предупреждение, отстранение члена участковой избирательной комиссии от участия в работе) в практике применяется очень редко.

Наши рекомендации