Тема 3. сфера духовной культуры
• Сфера духовной культуры и её особенности
• Наука в жизни современного общества
• Образование и его значимость в условиях информационного общества
• Религия
• Мораль. Гуманизм. Патриотизм. Гражданственность
СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ
1) Понятие «культура»
Существует несколько сотен определений понятия «культура». Слово это латинского происхождения и первоначально оно означало «возделывание, обработка почвы». В широком смысле культурой можно назвать всё, что создано и создаётся человечеством в процессе преобразования природы. Культурой также называют совокупность достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жизни; уровень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (например, культура труда, культура потребления, правовая культура). Слово «культура» используется для характеристики отдельных исторических эпох, этносов или наций. Говорят также о культуре (культурности) как уровне развития человека как члена общества. В основе культуры — творческая деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира и себя самого.
2) Материальная и духовная культура
Разделение культуры на материальную (техника, технологии, материальные ценности) и духовную (наука, искусство, образование, религия, мораль и т. д.) достаточно условно. Зачастую сложно определить, к духовной или материальной культуре относится какое-либо явление культурной жизни.
Преобразуя окружающий мир, человек одновременно изменяет себя; совершенствует умения, развивает способности, воображение и т. п. Все эти приобретаемые свойства и качества человека тоже становятся достижениями культуры.
Формирование и развитие личности, существование общества невозможны вне культуры.
Материальная культура связывается обычно с практической деятельностью: человек строит жилище, создаёт одежду и иные предметы обихода, прокладывает дороги, разрабатывает и применяет технические средства и технологии. Уровень развития материальной культуры изучается и оценивается с точки зрения удовлетворения материальных потребностей человека и общества.
Духовная культура отождествляется с достижениями науки и искусства, представлениями о смысле жизни, идеалами и ценностными ориентациями, разного рода нормами. Духовная культура пронизывает все стороны общественной жизни и взаимодействия людей, создавая ощущение единства, групповой идентичности. Учёные отмечают особую долговечность духовных ценностей, в отличие от ценностей материальных, а также безграничность потребностей людей в получении новых знаний, эстетических переживаний от произведений искусства, в стремлении постичь смысл человеческого бытия и т. п.
Важно понимать, что прямая связь между уровнями развития материальной и духовной культуры отсутствует, т. е. далеко не всегда тяжёлые материальные условия существования человека ограничивают перспективы его духовного развития, и наоборот. Особенности духовной культуры
3) Учёные выделяют следующие особенности духовной культуры:
♦ особая долговечность духовных ценностей, в отличие от ценностей материальных;
♦ безграничность потребностей людей в получении новых знаний, эстетических переживаний от произведений искусства, в стремлении постичь смысл человеческого бытия и т. п.;
♦ разностороннее отражение особенностей личности творца в его произведениях;
♦ наличие многочисленных специализированных учреждений культуры (школ, библиотек, научных институтов, театров, музеев и т. п.).
НАУКА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
1) Понятие «наука»
Каждый человек на протяжении всей своей жизни познаёт окружающий мир и себя самого. Но организованный, профессиональный процесс познания, решающий значимые для общества задачи, выделился в особую сферу деятельности и осуществляется специализированными научными организациями.
Наука — сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления. Её отличает наличие специального языка и методов исследования, проверяемость и доказуемость выводов, логичность, стремление к получению истинных знаний.
Современная наука — это 1) особая система знаний (в форме научных теорий);
2) система научных исследований; 3) особая система организаций, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих полученные знания (университеты, академии, научно-исследовательские центры, институты и др.).
Задачи науки: познание мира и объяснение законов его развития; помощь человеку в построении целостной системы знаний о мире; прогнозирование последствий преобразовательной деятельности человека; раскрытие возможных опасных тенденций развития общества и др.
2) Особенности науки
К особенностям науки относят:
♦ объективность, независимость результатов познания от качеств познающего субъекта;
♦ проверяемость и воспроизводимость знаний (уникальный результат, который не может быть проверен другими исследователями, не включается в научное знание);
♦ системность (все элементы научного знания взаимосвязаны);
♦ доказательность (любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы);
♦ наличие специального «языка науки», развитость понятийного аппарата, высокая степень обобщения и абстрактности научных категорий;
♦ использование специальных способов и инструментов познавательной деятельности.
3) Виды наук |
Наука в соответствии с изучаемыми объектами и процессами действительности подразделяется на отрасли.
В современном мире границы между сферами изучения отдельных наук очень подвижны: нередко один объект изучается несколькими науками, формируются междисциплинарные науки (например, генная инженерия, математическая физика, биогеохимия, математическая лингвистика, нейробиология и др.).
Достижения современной науки используются во всех областях жизни общества.
ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
1) Образование и его личностная значимость
Образование представляет собой процесс приобщения человека к культуре, знаниям о мире и ценностям общества, накопленным предшествующими поколениями. Человек может получить образование, обучаясь в образовательных организациях или занимаясь самообразованием.
Образование охватывает не только процесс овладения знаниями, оно связано с воспитанием и развитием интеллектуальных и творческих способностей, мировоззрения, личностных качеств человека. С одной стороны, образование обеспечивает развитие личности, возможность её самоопределения и самореализации. С другой стороны, система образования реализует определённый «заказ» общества и государства, связанный с формированием у новых поколений позитивных, социальных качеств и моделей поведения, получением подготовки, отражающей потребности социально-экономического и политического развития страны.
Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения, а быстро совершенствующаяся техника и технологии требуют непрерывного повышения квалификации работников. В условиях научно-технической революции работник должен быть способен к быстрому освоению новой техники, самостоятельному поиску необходимой информации, общению в постоянно изменяющемся многонациональном, поликультурном мире, в том числе к освоению иностранных языков и современных коммуникационных технологий.
2) Виды и уровни образования в РФ
Образование в РФ подразделятся на общее, профессиональное и дополнительное, а также профессиональное обучение, обеспечивающее возможность реализации права на образование в течение всей жизни человека.
В Российской Федерации установлены следующие уровни общего образования;
1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование (1—4 классы); 3) основное общее образование (5—9 классы); 4) среднее общее образование (10—11 классы).
В Российской Федерации установлены следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование — бакалавриат; 3) высшее образование — специалитет, магистратура; 4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
3) Возможности получения общего и профессионального образования в РФ
Конституция РФ (ст. 43) гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Общее образование обязательно.
Деятельность образовательных организаций в обязательном порядке подлежит лицензированию. Лицензия получается по определённой процедуре и подтверждает то, что организация оказывает качественные образовательные услуги в специально оснащённом безопасном здании (включая оборудованные медицинские и учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, помещения для питания обучающихся и воспитанников), что для обучения привлекаются специалисты, имеются все необходимые учебники, соблюдаются установленные требования к учебной нагрузке обучающихся. Организация, которая не получила лицензии на право ведения образовательной деятельности или была лишена её, не вправе работать.
Образовательные организации общего и профессионального образования также получают государственную аккредитацию. Она свидетельствует о соответствии реализуемых организацией учебных программ государственным образовательным стандартам. Аккредитованная образовательная организация вправе выдавать своим выпускникам документы государственного образца (аттестат, диплом, свидетельство и т. п.).
В нашей стране всем обучающимся гарантируется получение образования на русском языке, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей системы образования. Образование может быть получено как в образовательных организациях, так и в форме семейного образования и самообразования с правом последующего прохождения аттестации в образовательных организациях и получения документа государственного образца.
РЕЛИГИЯ
1) Понятие «религия»
Религия — одна из наиболее значимых форм духовной культуры, появившаяся ещё в глубокой древности. Слово «религия», пришедшее из латинского языка, переводится и объясняется учёными по-разному. Некоторые считают, что оно произошло от латинского religare, что означает «относиться с особым почтением». Другие производят слово «религия» от латинского глагола religare, что означает «связывать», «соединять».
Любая религия предполагает веру в наличие таинственной связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними. Религиозная вера — это ещё и определённые эмоции человека (например, любовь, благоговение, страх), проявляемые по отношению к Богу (или другим сверхъестественным силам).
Человек религиозный убеждён в реальности контакта с Богом. Бог в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, а верующий имеет каналы связи с ним, например, произнося молитву или осуществляя жертвоприношение.
Религии со значительным числом последователей по всему миру, которые не ассоциируются с какой-либо национальной или государственной общностью, называют мировыми (буддизм, христианство, ислам).
Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие в своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят церковь, секты и организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.
2) Роль религии в жизни общества
Религия выполняет целый ряд значимых общественных функций. Она регулирует поведение людей в обществе. Во-первых, верующие должны соблюдать определённые правила, выполнять установленные религией действия (например, молиться, ограничивать себя в пище, развлечениях). Во-вторых, в религии объединяется нравственный опыт поколений людей и устанавливаются общие принципы сосуществования в обществе. Таковы, например, заповеди, данные Богом Моисею («не убий», «не укради» и т. п.), моральные принципы ислама, буддизма. Религия не только предъявляет требования к поведению человека, но и побуждает его к развитию своих положительных качеств. Справедливо будет сказать, что религия воспитывает человека. Религия даёт свой ответ на «вечные» человеческие вопросы: как возникла Земля? Откуда появился человек? Зачем человек пришёл в этот мир? Что такое смерть? Что происходит с людьми после смерти? Что дальше будет происходить с нашей планетой?
Религия также помогает снять тяжёлое психологическое состояние человека, позволяет ему почувствовать облегчение, приток сил. Конечно, религия не в силах решить многие реальные проблемы человека (болезни, материальные затруднения, семейные неурядицы), но она способна изменить отношение самого человека к этим проблемам, дать ему новые жизненные ориентиры и стимулы.
Религия способна избавить человека от одиночества, расширить круг его общения. Человек взаимодействует с другими верующими, он может найти себя, например, в предписываемой нормами многих религий помощи обездоленным. Важнейшей составляющей жизни религиозного человека является его диалог с Богом и другими «небожителями», осуществляемый с помощью специальных обрядов и молитв.
История знает немало примеров того, как религия, религиозные деятели объединяли общество для решения какой-то значимой проблемы. Однако религия может порождать вражду между людьми, примером чему являются многочисленные религиозные войны и конфликты.
3) Свобода совести
Под свободой совести обычно понимают право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. Эти убеждения могут касаться самых разных областей человеческой жизни: религии, отношения к другим людям, к труду, к творчеству, к государству. Можно сказать, что свобода совести — это право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства.
Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ (в случае если деятельность религиозной организации не признана судом социально опасной и не запрещена). Молодые люди, подлежащие призыву на военную службу, могут пройти альтернативную гражданскую службу, в случае если военная служба противоречит их религиозным убеждениям.
МОРАЛЬ. ГУМАНИЗМ. ПАТРИОТИЗМ. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
1) Понятие морали
Мораль — это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
Добро — понятие, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. Зло — понятие, противоположное понятию «добро», связанное с намеренным, умышленным, сознательным причинением кому-либо (чему-либо) вреда, ущерба, страданий.
Китайский мыслитель и философ Конфуций (ок. 551 до н. э. — 479 до н. э.) одним из первых сформулировал «золотое правило морали»: «Не делай другому того, чего себе не желаешь».
Часто понятия «мораль» (от лат. moralis — нравственный) и «нравственность» рассматривают как синонимы. В то же время есть между ними некоторые различия. Понятие «мораль» используется прежде всего для обозначения формы (сферы) культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и нормы, регулирующие поведение человека. Понятие «нравственность» используется применительно к принципам реального поведения людей определённой эпохи и социальной группы в обыденной жизни.
Требования морали распространяются на всех людей, не допускают никаких исключений. Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни. Она содержит общие начала духовности, культуры и делает возможным само существование человека и общества. В ситуации морального выбора человек не просто заявляет о своих принципах, но должен действовать в соответствии с ними.
Мораль связана с другими социальными нормами (особенно с правом), но существенно от них отличается.
2) Категории морали
Категории морали помогают человеку осмысливать её принципы, нормы и правила. К ним можно отнести такие понятия, как долг (обязанность индивида действовать в соответствии с требованиями общества), совесть (форма морального самоконтроля личности), честь (осознание индивидом своего общественного значения и требование признания этого значения со стороны общества) и достоинство (самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга).
Гуманизм (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus — человечный) — мировоззрение, которое рассматривает человека как высшую ценность. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.
Гражданственность связана с моральным поведением человека по отношению к своей стране: честным выполнением гражданских обязанностей, интересом к судьбе Родины, преданностью ей. При этом человек прилагает усилия, чтобы преодолеть невзгоды, выпавшие на долю своего народа.
Высшим проявлением гражданственности является патриотизм — высокое, сокровенное чувство любви и преданности Отечеству, готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость за достижения и культуру своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими представителями народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины.
ТЕМА 4. ЭКОНОМИКА
• Экономика, её роль в жизни общества
• Разделение труда и специализация
• Экономические системы и собственность
• Рынок и рыночный механизм
• Фирма в экономике
• Деньги
• Заработная плата и стимулирование труда
• Экономические цели и функции государства
• Налоги
ЭКОНОМИКА, ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1)Чтотакое экономика
Понятие «экономика» (от грен, oikonomike — искусство ведения домашнего хозяйства) употребляется обычно в двух значениях: 1) способ организации хозяйственной деятельности людей, направленной на создание необходимых для потребления благ (экономика семьи, экономика фирмы, экономика государства); 2) наука, которая исследует то, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах.
Экономика изучает деятельность субъектов экономики по производству, распределению, обмену и потреблению благ. Благами называют всё, что ценится людьми как средство удовлетворения их потребностей. Экономисты различают даровые и экономические блага. Даровые блага (например, солнечный свет, ветер) носят преимущественно природный характер, их не требуется специально производить, и их потребление одними людьми не приводит к их нехватке для других людей. Экономические блага (товары, услуги, результаты работы и т. п.) доступны людям в меньшем объёме, чем это необходимо; их производство специально организовано, оно требует затраты различных ресурсов; в обществе действуют специальные механизмы распределения экономических благ. Товарами называют продукты труда, способные удовлетворять человеческие потребности и произведённые для обмена (продажи). Услуга — это деятельность, имеющая полезный результат для потребителя.
К основным вопросам экономики учёные относят следующие: что и в каком количестве производить (какие товары будут пользоваться спросом у потребителей)? Как производить (какую технологию и оборудование предпочесть)? Как распределять произведённые товары и услуги?