Функции гос-ва: понятие и классификация. Особенности ф-ий Российского государства на современном этапе.

Функции государства – основные направления деятельности гос-ва, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

Функции гос-ва возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям.

Критерии классификации: 1. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни – внутренней или внешней – осуществляются те или иные функции: выделяют внутренние и внешние функции. Среди последних различают основные и неосновные. Основные – наиболее общие, важнейшие направления деятельности гос-ва по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Неосновные – направления деятельности гос-ва по выполнению его задач в конкретной, более узкой, сфере общественной жизни.

По продолжительности: - постоянные, т е направленные на разрешение задач, в той или иной степени, всегда стоящих перед гос-ом – экономические, социальные, охрана правопорядка….- временные, в определенные периоды времени существования гос-ва на первый план могут выдвигаться ф-ии, имеющие максимальное значение. Они прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер. Например, послевоенное восстановление.

От функций гос-ва следует отличать задачи государства. В задачах определяется социальное назначение гос-ва, цель, достижению которой оно служит. Задачи являются предпосылкой функций. Задачи гос-ва воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

Функции современного Российского гос-ва: - охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка. – экономическая, здесь важен вопрос о пределах вмешательства гос-ва в экономическую сферу; - налогообложение; - социальная защита; экологическая, - культурная (это внутренние функции). Внешние: -оборона страны основывается на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям национальной безопасности. – поддержание мирового порядка (предотвращение войны, разоружение, сокращение химического и ядерного оружия, участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов); - сотрудничество с др гос-ами в различных сферах (развитие политических, экономических, культурных отношений).

2.Система права: понятие, структура, элементы.

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений (Матузов, Малько).

Система права – это обусловленное характером общественных отношений внутреннее строение (или структура) права, выраженное в объединении составляющих его норм права в институты, подотрасли и отрасли права (В.В. Лазарев, С.В. Липень).

При этом не следует смешивать понятия "система права" и "правовая система". В первом случае речь идет, как указано выше, о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором - о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь одним из слагаемых правовой системы.

Структурными элементами системы права являются:а)норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут.

Правовая норма –первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Основанием деления права на составляющие является предмет и метод правового регулирования. Отрасль права - объективно обособившаяся внутри системы права совокупность взаимосвязанных между собой норм, объединенных общностью сферы правового регулирования и способов воздействия права на общественные отношения. Следовательно, отрасль права регулирует однородные общественные отношения своим специфическим методом. С одной стороны отрасль права можно охарактеризовать как часть целого, всей системы права, с другой - отрасль обладает определенной автономией, самостоятельностью.

Подотрасль права - объединяет несколько институтов одной и той же отрасли. Внешним выражением подотрасли является наличие в ней группы норм, которые содержат общие принципиальные положения, присущие нескольким, но не все правовым институтам данной отрасли. Некоторые институты могут характеризоваться общностью правового регулирования общественных отношений и единым методом. Но характер общественных отношений подотрасли может отличаться от общественных отношений, которые не входят в подотрасль. В настоящее время выделяют такие подотрасли как авторское, наследственное право, налоговое право и др. Институт права характеризуется внутренней обособленностью и автономностью функционирования. Институт права можно определить как «самостоятельную, обособленную и устойчивую группу правовых норм, регулирующих посредством присущих ей приемов однородный вид общественных отношений». Обычно институт целиком входит в состав соответствующей отрасли. Например, институт договора всходит в гражданское право. Институт права отличается от отрасли тем, что он регулирует не всю совокупность соответствующих общественных отношений, а лишь различные стороны, особенности одного общественного отношения. Например, имущественного, управленческого.

Правовые институты подразделяют на простые и сложные. Это объясняется типом общественных отношений, подлежащих регулированию этим институтом. Если общественные отношения сложились в однородную, односоставную группу, то они порождают и более простой правовой институт. Сложные институты характеризуются разнообразием составляющих его правовых норм и могут вбирать в себя несколько простых институтов, включать в себя достаточно широкий пласт правовых норм. Сложные правовые институты подразделяются на субинституты, то есть образования внутри института. Субинституты – это правовые образования (группы) относительно самостоятельного значения в составе того или иного сложного правового института, характеризующие не упрощенные (простой) вид регулируемых отношений, а их взаимосвязанный, но разносоставный вид, чем и объясняется обособление правового института в качестве сложного внутри одной отрасли права. Среди правовых институтов важное место занимают комплексные институты. Например, отношения по возмещению вреда. Комплексный институт включает в себя нормы различных отраслей, в то же время характеризуется единым предметом, регулирующим однородные общественные отношения. Комплексный институт не может целиком входить в состав конкретной отрасли права, но вместе с тем, комплексные институты могут образовывать свою подсистему. Взаимодействие, то есть совместное регулирование близких общественных отношений порождает комплексные правовые институты, которые иногда называют пограничными в силу их межотраслевого существования и наличия в них норм различных отраслей права.

Матузов, Малько: «Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного нормативного предписания; 2) структура правового института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в целом. Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые они образуют сложную конструкцию».

3. Права человека и их разновидности. Проблемы их закрепления и реализации.

Из лекции Сорокиной:первым о правах человека заговорил Дж. Локк в конце 18 века. Сформировалась теория прав человека. Она нашла свое закрепление в естественно-правовой теории. Эти права даны от рождения. Впервые законодательное закрепление они получили в Конституции США и в некоторых конституциях времен французской революции. В России эти права закреплены были уже в 18 веке, но реализация их проблематична, что связано с консервативным строем.

Матузов, Малько: Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства. Они давно стали объектом международного регулирования. Права личности не есть принадлежность отдельных классов, наций, религий, идеологий, а представляют собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Это нравственный фундамент любого общества. Права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера. Признание, соблюдение и защита прав человека – обязанность государства.

В.В. Лазарев, С.В. Липень:

Весьма распространено деление прав на личные, политические социально-экономические, культурные.

К личным относят право на жизнь, достоинство, честь, доброе имя, неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища тайну переписки, телефонных переговоров, свободу совести.

В политические права включают право на участие в управлении государством, право избирать и быть выбранным (занимать долж­ности), право на объединение в организации, участие в митингах и демонстрациях, свободу слова.

Социально-экономические права охватывают право на част­ную собственность, землю, предпринимательскую деятельность, свободу труда и труд в надлежащих условиях, охрану семьи, право социального обеспечения, право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь. Культурные права: на образование, свободу творчества, пользование учреждениями культуры.

С некоторых пор сложилось едва ли не общее представление, будто права человека и гражданина нарушаются государством. Пра­возащитные движения формировались именно в этой связи. И про­пагандистская работа всегда велась против государства. Между тем беглого взгляда на права достаточно, чтобы увидеть: большая часть прав может быть нарушена другими гражданами, разными органи­зациями, а государство всегда и везде выступает в качестве защит­ника этих прав. Преступления против жизни и здоровья расследу­ются, как известно, только государственными органами, и приго­воры по уголовным делам выносят только суды. Конечно, проблема прав становится куда более острой, если нарушителем выступают государственные чиновники или государственные органы. Но и здесь государство все же чаще всего выступает в качестве защит­ника прав, привлекая к ответственности за должностные преступ­ления. И наконец, нельзя не видеть, как государство само стано­вится нарушителем прав, подслушивая, подсматривая, запрещая, принуждая, когда закон на это не уполномочивает и даже запре­щает. Другими словами, картина получается весьма пестрой, и вся­кий раз в нее следует всматриваться внимательно.

Большое значение придается закреплению прав и их охране в зако­нодательстве. В ст. 2 Конституции РФ указано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность госу­дарства», К сожалению, законы могут оказываться без должных меха­низмов реализации. Тем не менее, следует смотреть на то, какие акты устанавливают права человека и гражданина, какие акты посвящены их защите, какие органы и организации призваны защищать права, какими методами и в каких формах. Существуют внутригосударствен­ные и международно-правовые механизмы защиты прав человека.

Билет 30

Наши рекомендации