Орган исполнительной власти субъекта РФ

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.

Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Финансирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и возглавляемых им органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных отдельной статьей.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

75. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации: понятие, правовой статус, основы организации и деятельности.

Статья 12 Конституции РФ закрепляет, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное

самоуправление.

Местное самоуправление– это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Функционирование местного самоуправления в Российской Федерации осуществляется на правовой, территориальной, экономической основах (иногда выделяют и иные основы: демографическую, организационную, финансовую и др.).

Правовую (нормативную, источниковую) основу местного самоуправления в России образуют:

- общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы; важное значение имеет, в частности, Европейская хартия местного самоуправления (принята Советом Европы в 1985 г., ратифицирована Российской Федерацией 11 апреля 1998 г.);

- федеральные конституционные законы и федеральные законы

- федеральные нормативные правовые акты подзаконного характера: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

- конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (в настоящее время специальные законы приняты практически во всех российских регионах, поскольку в соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов);

- муниципальные правовые акты: уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан и др. Муниципальные правовые акты могут приниматься населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления на основании и во исполнение положений, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Такие акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования; уставы муниципальных образований подлежат обязательной государственной регистрации в органах юстиции.

Территориальную основу местного самоуправления составляют территории муниципальных образований. Муниципальное образование включает территории прежде всего городских и сельских поселений, а также межселенные территории (территории, находящиеся вне границ поселений). Закон предусматривает следующие виды муниципальных образований:

- городское поселение– город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями);

- сельское поселение– один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др.);

- муниципальный район– несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией;

- городской округ– городское поселение, которое не входит в состав муниципального района;

- внутригородскую территорию города федерального значения– часть территории города федерального значения.

Границы территорий муниципальных образований, а также основания для их объединения, разделения, изменения статуса городского поселения устанавливаются законами субъектов РФ на основе ряда принципов: в частности, размеры территории поселения определяются с учетом численности его населения, границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта, территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения, границы муниципального района не могут пересекаться границами поселения, изменение границ муниципальных образований допускается только с учетом мнения (а иногда – и с согласия) населения соответствующих территорий и др.

Экономическую (имущественную, материально-финансовую, финансово-экономическую) основу местного самоуправления составляют:

- муниципальная собственность;

- средства местных бюджетов;

- имущественные права муниципальных образований.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ муниципальная собственность в Российской Федерации признается и защищается государством наравне с иными формами собственности (частной и государственной). Имущество, которое может находиться в собственности отдельных видов муниципальных образований – поселений, муниципальных районов и городских округов – несколько различается, что обусловлено предметами ведения соответствующих муниципальных образований. Субъектом права муниципальной собственности является население муниципального образования, однако осуществляют правомочия собственника органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

5. Наука конституционного права: понятие, предмет, методология, источники.

Конституционное право как наука представляет систему знаний о конституционном праве как отрасли права.

Предметом науки конституционного праваявляются конституционно-правовые нормы и регулируемые эти­ми нормами конституционно-правовые отношения, а так­же основные закономерности возникновения и развития кон ститу ц ион но-правовых институтов с целью уяснения их значения и выявления закономерностей развития.

В отличие от конституционного права как отрасли кон­ституционное право как наука строится не только в соот­ветствии с предметом и методами исследования, но и в со­ответствии с задачами научного познания. В числе таких задач:

• изучение и обобщение практики реализации норм конституционного права;

• выявление проблем в практике реализации норм кон­ституционного права и поиск путей их решения;

• выдвижение предложений по дальнейшему совершен­ствованию норм конституционного права;

• разработка определений понятий научных категорий, которыми пользуется наука конституционного права на современном этапе;

• выявление эффективности научных исследований во­просов конституционного права;

• прогнозирование развития конституционно-правовых норм и институтов;

• разработка и подготовка учебных курсов конституци­онного права, преподаваемых студентам юридических факультетов и юридических вузов;

• пропаганда конституционно-правовых знаний среди населения.

Перечисленные задачи, стоящие перед наукой конститу­ционного права, определяют ее функции.Н. А. Михалева выделяет три функции конституционного права: познава­тельную, практическую, прогностическую1.

Познавательная функция предполагает познание конституционно-правовых норм, отношений, институтов.

Практическая функция позволяет уяснить механизм реа­лизации конституционно-правовых норм, конституционно-правовых институтов, проблемы, возникающие в процессе их реализации, причины их возникновения.

Прогностическая функция позволяет прогнозировать основные тенденции развития существующих ныне кон­ституционно-правовых норм, конституционно-правовых институтов и отношений, предлагать возможные вариан­ты решения существующих проблем реализации консти­туционно-правовых норм, пути их совершенствояания.

Задачи и функции конституционного права как науки определяют круг ее источников. Круг источников консти­туционного права как наукизначительно шире круга ис­точников конституционного права как отрасли.

Прежде всего к кругу источников науки конституци­онного права относятся юридические источники, которы­ми являются нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, перечисленные в пара­графе 1.4.

Помимо юридических наука конституционного права имеет и другие источники. Это политические и правовые учении философов, историков, юристов, социологов о роли народа, государства и общества, положении личности и ха­рактере ее взаимоотношений с государством и обществом, формах собственности, представительной и непосредствен­ной демократии, разделении властей, социальной функции государства и т.п.

Источником науки конституционного права являются документы политических партий: программы, уставы, ре­шения съездов, конференций и пленумов. В этих документах

сформулировано видение политической партией путей раз­вития Российского государства, развития экономической, политической системы, социальной основы российского общества. Будучи активным участником политического процесса, политические партии призваны претворять свои программы в ежедневной деятельности через депутатские фракции в парламентах, через своих представителей в Пра­вительстве РФ.

Задачи и предмет науки конституционного права опре­деляют систему науки,которая в основном совпадает с системой отрасли конституционного права, но не сво­дится только к ней

Итак, система науки конституционного права состоит из совокупности теоретических выводов, положений по сле­дующим разделам.

1. Конституционное право как отрасль и наука.

2. История и теория Конституции России.

3. Основы конституционного строя Российской Феде-радии.

4. Основы правового положения человека и гражданина в Российской Федерации.

5. Федеративное устройство России.

6. Избирательное право.

7. Система высших органов государственной власти РФ.

8. Система законодательных (представительных) и ис­полнительных органов государственной власти субъ­ектов РФ.

9. Система судебных органов государственной власти РФ.

10. Конституционно-правовые основы местного само­управления Российской Федерации.

Успешное решение наукой конституционного права стоящих перед ней задач зависит от совокупности методов познанияв исследовании ее предмета.

Исторический метод предполагает исследование конституционно-правовых норм, отношений, явлений в их историческом развитии с целью выявления условий и за­кономерностей их развития и становления.

Статистический метод означает использование стати­стических данных для характеристики конституционно-правовых институтов и явлений. Статистические данные не только необходимы, но и незаменимы для характери­стики выборов, представительной и непосредственной де­мократии.

Сравнительный метод используется для сравнения сход­ных конституционно-правовых норм, отношений, явлений, институтов. С его помощью выявляются общие, особенные, единичные признаки сравниваемых объектов исследования, что позволяет глубже их понять и изучить. Сравнительный метод незаменим при исследовании всех разделов консти­туционного права как отрасли и науки.

за

Метод толкования норм конституционного права на­правлен на познание и разъяснение смысла правовой нормы с помощью различных способов толкования. В их числе: грамматический, логический, системный, историко-политический. Толкование также бывает: буквальное, рас­ширительное и ограничительное.

Социологический метод необходим для изучения обще­ственного мнения по поводу различных конституционно-правовых явлений. Он включает многообразные формы, способы, средства изучения общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права, и са­мих норм. Социологический метод включает: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ письменных источников.

Системный метод исследования основан на том, что каждое исследуемое явление представляет собой систе­му, являющуюся частью более общей системы. Измене­ния, происходящие в более общих системах, сказываются на всех его подсистемах. Поэтому для глубокого изучения каждого явления нужно проследить связи, отношения как с более общей системой, так и его подсистемами.

Метод моделирования процессов, происходящих в обще­стве и государстве, предполагает создание модели, которая была бы аналогична исследуемому явлению, и наблюдение за его функционированием. Это позволяет выявить как по­ложительные, так и отрицательные стороны исследуемого явления с тем, чтобы сделать вывод о целесообразности или нецелесообразности принятия, например, конституционно-правовой нормы, предусматривающей данное правило поведения в масштабе Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования.

Метод кибернетики (науки о законах управления слож­ными динамическими процессами в обществе) состоит в том, что позволяет исследовать соотношение количествен­ных и качественных характеристик определенного явления, проследить, как по мере накопления определенных коли­чественных характеристик изменится качество явления. Например, демократия перерастет в автократию.

Место науки конституционного права в системе юриди­ческих наукопределяется местом конституционного права как отрасли российского права. Она занимает ведущее ме­сто в юридической науке, поскольку формулирует важней­шие исходные положения для других юридических наук.

8. Структура, основные черты содержания и юридические свойства Конституции Российской Федерации 1993 года.

Конститу́ция Росси́йской Федера́ции — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом России 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина[2][3].

Структура

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов.

В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации,основные права и свободы личности

, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок.

Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

· Преамбула

· Раздел первый

· Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)

· Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)

· Глава 3. Федеративное устройство

(статьи 65—79)

· Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)

· Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)

· Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)

· Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118—129)

· Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)

· Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)

· Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Первый раздел включает девять глав.

Глава 1 «Основы конституционного строя» закрепляет выработанные мировой цивилизацией общечеловеческие ценности в качестве конституционных принципов устрой­ства государства и общества.

Такими конституционными принципами устройства Российского государства провозглашены:

демократия (на­родовластие),;

человек, его права и свободы -высшая ценность;

суверенитет России;

федеративное устройство Российского государства;

правовое государство;

республи­канская форма правления;

социальное государство;

разде­ление властей;

Конституционными принципами российского обще­ства являются: местное самоуправление; политический и идеологический плюрализм; многообразие и равнопра­вие частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; рыночный механизм регулирования экономики.

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» впервые в конституционной истории России закрепляет естественно-правовую концепцию взаимоотношений че­ловека и государства, согласно которой каждый человек от рождения имеет естественные, неотчуждаемые и неотъ­емлемые права, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, ис­полнительной власти, местного самоуправления и обеспе­чиваются правосудием.

Другой характерной чертой гл. 2 Конституции РФ яв­ляется включение в ее содержание новых для российских конституций прав и свобод: право на жизнь, свободу выезда и въезда на территорию России, право свободно определять свою национальную принадлежность, защита чести и досто­инства личности и др. Кроме того, в гл. 2 Конституции РФ были включены новые обязанности граждан России, вы­текающие из особенностей современного этапа развития. Например, обязанность платить законно установленные налоги.

Третьей характерной чертой гл. 2 Конституции РФ явля­ется наличие в ней новых гарантий прав и свобод человека и гражданина, которые ранее содержались в УПК РФ. В их числе: презумпция невиновности; запрет обратной силы за­кона, устанавливающего или отягчающего наказание; охра­на прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью и т.п.

Главе 3 «Федеративное устройство» также свойственны новеллы. В их числе: закрепление наряду с национально-территориальным принципом устройства Российской Фе­дерации территориального принципа; как следствие этого провозглашение областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга субъектами РФ; конституционный характер Рос­сийской Федерации; ее асимметричность, перераспределение части полномочий Российской Федерации ее субъектам.

Глава 4 «Президент Российской Федерации « по-новому определила статус Президента, его роль и место в систе­ме высших органов государственной власти России, охарактеризовав его как главу государства и значительно расширив его полномочия.

Глава 5 «-Федеральное Собрание « раскрывает основы ор­ганизации и деятельности парламента Российской Федера­ции.

Глава 6 «Правительство Российской Федерации» весьма существенно изменила его статус и место в системе высших органов государственной власти РФ.

Глава 7 «Судебная власть» закрепляет результаты ре­формы судебной власти, проведенные за годы перестройки. В их числе: учреждение Конституционного Суда РФ; несме­няемость судей; неприкосновенность судей; осуществление

судопроизводства на основе состязательности и равнопра­вия сторон; суд присяжных заседателей; финансирование суда только из федерального бюджета; новый порядок на­значения судей.

В главе 8 «Местное самоуправление» конкретизирова­ны положения ст. 12гл. 1 об основах конституционного строя.

В главе 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» регламентируется особый, сверхсложный порядок изменения действующей и принятия новой Кон­ституции, призванный обеспечить стабильность консти­туционного строя и вместе с тем возможность внесения поправок и пересмотра Конституции с учетом постоянно меняющихся общественных потребностей.

Наши рекомендации