Порядок обжалования нарушений избирательных прав граждан.

Решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан Российской Федерации, могут быть обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды. Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие). По запросам комиссий суд сообщает о принятых к рассмотрению жалобах (заявлениях) на нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, а также о принятых им по таким жалобам (заявлениям) решениях. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.

30. Понятие и виды референдумов. Общая характеристика основных источников правового регулирования референдумов РФ.

Референдум – одна из высших форм непосредственного народовластия в РФ. Референдум РФ – голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и местного значения, основанное на всеобщем, равном и тайном голосовании. Референдумы делятся:

1) в зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы:

конституционный;

обыкновенный;

2) в зависимости от времени проведения:

превентивный (до законодательный);

утверждающий (после законодательный).

3) по порядку проведения:

обязательные;

факультативные.

4) в зависимости от территории:

всероссийский (проводится по вопросам обще федерального значения на основании решения Президента РФ);

референдум субъекта РФ (проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);

местный (проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

Особенностью референдума РФ является то, что он проводится по особо важным вопросам для государства (принятие новой Конституции РФ). Порядок проведения Всероссийского референдума устанавливается Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»29.

Источники законодательства о референдуме в Российской Федерации образуют систему. Система законодательных актов о референдуме характеризуется внутренним единством, так как все источники законодательства о референдуме основываются на общих принципах регулирования референдумов, заложенных в Конституции РФ. Конституция РФ является основным источником законодательства о референдуме. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» распространяется на все три вида референдумов в Российской Федерации. Федеральный конституционный законом «О референдуме Российской Федерации» подробным образом регламентирует проведение референдума Российской Федерации.

31. Конституционный статус Президента РФ: требования, предъявляемые Конституцией РФ к кандидату в Президенты РФ. Порядок вступления в должность и основания прекращения его полномочий.

Согласно Конституции РФ Президент РФ является главой государ­ства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и гос целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос власти. резидент осуществляет государственную власть (ст. 11), при этом глава государства не входит непосредственно ни в одну из ветвей госу­дарственной власти. Президент — это постоянно действующий орган государственный власти, он осуществляет свои полномочия как едино­личный глава государства. Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральны­ми законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

В соотв. с К. РФ и ФЗ № 76«О выборах Президента РФ» последний избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на шесть лет.

Выборы Пр. РФ назначает СФ ФС РФ. День выборов - первое воскресенье после истечения срока, на который был избран предыдущ. Пр. РФ. Исчисление срока, на который был избран Пр. РФ. начинается со дня его избрания. Срок со дня назначения выборов до дня выборов - не менее 4 месяцев. Если СФ не назначит выборы Пр. РФ в указанные в К. сроки, выборы проводятся Центральной избир. комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента РФ.

Выборы проводятся по всей терр. РФ. Право выдвижения кандидата на должность Пр. принадлежит избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам.

Требования к кандидату:

· д.б. гражданином РФ.

· он должен обладать избирательными правами (д.б. дееспособным и не отбывать наказания в виде лишения свободы)

· нижний предел возрастного ценза -35лет.

· ценз оседлости - кандидат должен постоянно проживать на терр. РФ не менее 10 лет.

· одно и тоже лицо не м. занимать должность Президента РФ боле двух сроков подряд.

Кандидат на должность Пр. РФ избранн при - более половины голосов избирателей (50 % + 1голос). принявших участие в голосовании (но не менее половины внесенных в списки избирателей). Повторное голосование назначает Центризбирком РФ - по двум кандидатам, получившим наиб. число голосов. При повторном голосовании избран - получивший большее число голосов (но число голосов за него д.б. не менее числа голосов поданых против всех).

Если выборы признаны несостоявшимися (участвовало менее половины избирателей из списков), недействительными (нарушение ФЗ), или если ни один из кандидатов не был избран - СФ назначает повторные выборы.

Избранный Пр. в соотв. с К. и ФЗ № 76вступает в должность на 30 день со дня офиц. объявления результатов выборов.

При вступлении в должность Пр приносит присягу (в присутствии СФ, ГД и судей К. Суда) - с этого момента Пр. вступает в должность.

Основания прекращения полномочий Президента России:

а) истечение сроков его пребывания в должности (4 года). Временем истечения срока является момент принесения присяги вновь избранным Президентом России;

б) досрочно в случае его отставки, т. е. в случае добровольного сложения Президентом России своих полномочий в силу каких-либо политических, личных или иных обстоятельств (причин);

в) досрочно в случае стойкой неспособности Президента России по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. В соответствии с законодательством в этом случае создается независимая медицинская комиссия, заключение которой является основанием для прекращения полномочий главы государства;

г) в случае отрешения Президента России от должности на основании его обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Наши рекомендации