Процесс производства идеологии

Данный процесс выступает начальным, определяющим звеном цикла функционирования идеологического процесса, определяя (прямо и опосредованно) все последующие процессы. Он протекает на основе продуктивной творческой деятельности, что обусловливает принадлежность данного процесса к мыслительным познавательным процессам, и его должно рассматривать в рамках духовного производства.

Процесс производства идеологии является не беспристрастной фиксацией различных сторон действительности, а инструментом ориентации человека в развивающемся природном и социальном мире. При этом оно не только опирается на определенную систему ценностей, но и вырабатывает, обосновывает их, как бы сплавляет объективное знание и субъективное целеполагание, истину и ценность. Аппаратом данного процесса является идеологическое мышление, которое прямо или косвенно зависит от социально-психологической природы его субъекта, специфики (интересы, жизненный опыт, способности, исторические возможности и т. п.), ценностно-оценочного отношения к объекту и др. Мыслит не общество, не нация, не группы, а конкретные их представители. Вместе с тем растущая организационно-техническая обеспеченность духовного производства превращает его в «массовидную деятельность специалистов», в силу чего оно начинает функционировать по законам совместного труда. В нем можно выделить группы лиц (научная и художественная интеллигенция), организации и учреждения (научные организации, ассоциации, театры, киностудии, телестудии и т. п.), определяющей функцией которых является производство духовных ценностей. Однако их идеологическая нагрузка в конечном счете определяется характером интересов социальных сил, которым осознанно или неосознанно служат идеологи: они определяют стиль их идеологического мышления, обусловливающего степень адекватности, объективности, утопичности и миротворчества в идеологическом отражении социальной действительности. Тем самым идеологическое мышление выступает предпосылкой верного или ложного аспекта в процессе производства идеологии.

Именно последнее является основанием для негативной оценки идеологического процесса и идеологии как ложного, искаженного сознания. При этом особое значение в трансформации социальной информации в идеологическое содержание играет ценностно-оценочный (партийный), мировоззренческий характер идеологического мышления, отличающий его от научного.

Идеология, обретая относительно самостоятельную судьбу, оказывает активное обратное воздействие на общественные жизнь и отношения, побуждая людей на определенные социальные действия и поведение. Однако в силу того, что идеологи не всегда осознают связь создаваемых ими учений, теорий с действительными отношениями людей, не все их идеи, теории могут быть применены в практической деятельности. Здесь имеет место проблема соотношения объема идеологического познания и объема непосредственно практического использования имеющейся идеологической информации. Дело в том, что часть идеологических знаний остается в рамках академических теорий и получает хождение только среди профессионалов. Другие идеи отмирают, теряются, утрачиваются. Те же, что отвечают потребностям и интересам определенных социальных сил, обусловливают не только соответствующую социальную активность, но и «запуск» необходимого для этого механизма идеологической ориентации.

В частности, процесс модернизации, капитализации российского общества актуализирует проблему разработки новой идеологии (реидеологизации), способной в интересах народа, а не только элиты (олигархии) строить открытое, социально справедливое общество. Наличная разность, стратификационность, рыночные отношения и социальная несправедливость являются постоянными спутниками социума, поддерживающими динамику социальной жизни и общественных отношений, стремления людей к улучшению и увеличению материально-духовных благ. Новая идеология как умственная конструкция (идеал будущего) должна задать ориентиры тому, как жить и консолидировать людей, социальные общности и группы с различными интересами, взглядами, создавая «дух общности», стабилизирующий общество и создающий социальный демократический порядок и мир. Необходимо предложить опережающую траекторию подъема российского общества через реальные механизмы социального государства «всеобщего благоденствия», ориентированные на постиндустриальное развитие, «народный (корпоративный) капитализм», системы эффективного рыночного управления и т. п. Отсюда возникает вопрос, способны ли нынешние отечественные властно-управленческие структуры и социальные науки разработать и предложить обществу для реализации адекватную «вызову истории» новую идеологию?

Носители общественных отношений предстают как объекты идеологического воздействия, в котором опосредующую роль играет процесс распространения идеологии, с использованием всех имеющихся средств, форм и методов идейно-психологического воздействия на коллективно-общественное сознание и стимулирование адекватных социальных действий.

Наши рекомендации