Типология политических культур.

Часть 9. Политическая культура - политическое сознание - политическая социализация.

Понятие и сущность политической культуры.

Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обу­словлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осу­ществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т.е. ценностно-нормативной сис­темой, которой придерживается большинство населения. Цен­ностно-нормативная система существует в виде общераспростра­ненных и общепринятых фундаментальных поведенческих, полити­ческих ценностей и идеалов.

Впервые термин «политическая культура» использовал в XVIII веке немецкий просветитель И. Гердер (1744—1803). Естест­венно, он не предполагал тогда, что понятие политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику. Объ­яснительные возможности понятия «политическая культура» опре­деляются многозначностью и многогранностью ее измерений.

Политическая культура представляет собой совокуп­ность ценностей, установок, убеждений, ориентации и выра­жающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым по­литическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти — индивида — общества.

Заслуга в разработке концепции политической культуры принадлежит американскому политологу Г. Алмонду (род. 1911), написавшему в 50-х годах в соавторстве с другим американским исследователем С. Вербой (род. 1917) книгу «Культура гражда­нина». Г. Алмонд рассматривал политическую культуру как психо­логический феномен. «Каждая политическая система, — отмечал он, — включена в особый образец ориентации на политические действия. Я счел полезным назвать это "политической культурой"». По содержанию политические ориентации включают, как полагал Г. Алмонд, три вида компонентов: 1) знания, полученные индивидом о политиках, политических институтах и партиях; 2) чувства, обу­словливающие реакцию индивида, — чувства симпатии или анти­патии, влечения или отвращения, восхищения или презрения; 3) ценности, верования, идеалы, идеологию.

В зависимости от преобладания в конкретном обществе то­го или иного вида ориентации (например, ориентации на верования или на знания), Г. Алмонд и С. Верба выделили различные типы политической культуры.

Современная политологическая литература, опираясь на научную традицию, выделяет в политической культуре теорети­ческий уровень, информационный уровень, эмоционально-психо­логический, поведенческо-практический, нормативный аспекты. Все они позволяют включить в политическую культуру совокупность теоретических и практических знаний, навыков поведения, убежде­ний, ценностных ориентации, мотивов, норм и традиций.

В современной литературе утвердился подход, согласно ко­торому политическая культура включает в себя все сферы по­литической жизни общества. Речь идет о культуре политиче­ского сознания, политического поведения индивидов, групп, на­ций, а также о культуре функционирования существующих в рам­ках данной системы политических институтов.

Разумеется, не все установки, убеждения и представления, модели поведения и функционирования, которые мы наблюдаем в политической жизни, являются элементами политической культуры. В том, собственно, и состоит смысл введения этого понятия, что оно охватывает лишь повторяющиеся связи между элементами по­литического процесса и тем самым закрепляет наиболее ста­бильные стороны политической практики. Подобно тому, как куль­тура определяет и представляет те или иные нормы и правила по­ведения в различных сферах жизни, так политическая культура оп­ределяет и предписывает нормы поведения и правила "политиче­ской игры" в политической сфере.

Типология политических культур.

Проблема типологии политической культуры по-разному решается в различных политических школах и направлениях. Ро­доначальниками современной типологии политической культуры стали Г.Алмонд, С.Верба. Они выделили три типа политической культуры: патриархальную, подданническую, активистскую.

Патриархальная культура свойственна для общества, в котором не сформирована политическая система. В таком обще­стве нет специфических политических ролей. Ориентация на них не отделена от религиозных, социальных и экономических ролей. Вождь, шаман олицетворяют в себе единство всех ролей.

Подданническая политическая культура характеризу­ется пассивным отношением к политической системе. Личность, имеющая такой тип культуры, уже осознает особый авторитет и роль власти и ее структур, испытывает к ним положительные или отрицательные эмоции, оценивает как законные или незаконные, но у нее практически отсутствует стремление к участию в полити­ческой жизни.

Активистская политическая культура отражает отчет­ливую ориентацию индивидов на активную роль в политической системе, независимо от положительной или отрицательной ее оценки. Этот тип культуры характерен для развитых демократиче­ских государств с образованным населением, с открытыми кана­лами для политического участия масс.

Г. Алмонд, С. Верба подчеркивали, что существуют еще и промежуточные типы: патриархально-подданническая, подданни­чески-активистская, патриархально-активистская культуры.

Иногда в политологической литературе выделяют еще традиционный и светский тип политической культуры.

Традиционная политическая культура опирается на же­сткие предписания и систему принципов политического сотруд­ничества (абсолютные монархии, тоталитарные государства).

Светская политическая культура характеризуется прагматизмом, эмпиризмом и рационализмом. В рамках светской политической культуры формируется культура широких слоев со­временного западного общества.

Довольно распространенным является взгляд, согласно ко­торому тип политической культуры зависит от характера политиче­ского режима. При таком подходе выделяют тоталитарную, ав­торитарную, демократическую политические культуры и ряд переходных типов.

Для тоталитарной политической культуры харак­терны такие признаки, как: - культ власти: власть является ценно­стью высшего порядка; - сакрализация (обожествление) власти: в обществе формируется представление о том, что власть может все; - господствуют мифы и различного рода мистификации; - ца­рит атмосфера постоянного революционного напряжения, ощуще­ние опасности и необходимости преодолевать трудности. Если нет угрозы, то должны быть внутренние проблемы - общество не ощу­щает своего полного отчуждения от власти, наоборот, на лидера и на все другие институты распространяется ощущение единства и слияния с властью. В политической культуре тоталитаризма огромную роль играет любовь (к власти, к лидеру). Она в значительной степени определяет стабильность режима и является одной из со­ставляющих легитимности власти.

Авторитарный тип политической культуры сущест­венно отличается от тоталитарного. В нем уже отсутствуют культ власти, ее сакрализация, ощущение слияния с властью. Отчетливо осознается обществом отчуждение от власти. Опорой такого ре­жима, как правило, является армия, поэтому любовь как фактор легитимности власти исчезает. Общество осознает фактор насилия власти над собой. В политическом поведении элиты преобладают требования компетентности, от общества требуется профессиона­лизм и послушание.

В демократическом типе политической культуры преобладают открытость, активность, приверженность законам, чувство ответственности. Власть рассматривается как необходимый фактор интеграции общества, она подконтрольна обществу, в кото­ром преобладают настроения критичности по отношению к власти. С точки зрения общества власть должна обязательно отвечать та­ким требованиям, как профессионализм и знания, высокие мораль­ные качества, ответственность перед обществом. Особую ценность представляют гражданские права и личные свободы. От власти требуется не только не нарушать их, но и защищать, если в этом возникнет необходимость. В демократической культуре особое зна­чение имеют факторы политического участия, свободы выбора, то­лерантность, защита прав меньшинства, плюрализм в об­щественном мнении, гласность.

Иногда выделяют еще в качестве особых типов рыночную политическую культуру и этатистскую. Этатистский тип культуры ориентирован на организованность и бюрократическое управление. Рыночная культура ориентирована на индивидуаль­ные и групповые интересы, саморегулирование политических про­цессов. В чистом виде этатистская и рыночная культуры встреча­ются очень редко, представляя собой два полярных типа, между которыми умещается много промежуточных вариантов.

Наши рекомендации