Типологизация политической культуры

Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения.

Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентаций, ценностей и действий субъектов политической жизни общества.

Типы политической культуры:

1) по уровню общности: общая (типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);

2) по степени согласованности взаимодействия политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (тенденция к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низкий уровень конфликтности и политического насилия, высокий уровень материального благосостояния, развитая система социальной защиты населения, многочисленный средний класс) и фрагментарная (отсутствие согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождения в вопросах понимания власти, социальная разобщенность, отсутствие доверия между различными группами, высокая степень социальной напряженности и конфликтности, нестабильность правительства, применение насилия как метода осуществления государственной власти);

3) по отношению к власти: господствующая ( действующая) и контркультура (претендующая на то, чтобы быть господствующей);

4) по отношению к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности);

5) по степени направленности людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы: патриархальная (отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (заинтересованность граждан в политическом участии и проявление ими активности);

6) по стилю политического поведения: рыночная (политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) иэтатистская (главенствующая роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);

7) по политическому режиму: демократическая и антидемократическая;

8) по классовой принадлежности: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т. п.;

9) по связи с религией: божественно-традиционная (священная природа власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (в основе прагматизм, эмпиризм);

10) по базовым ценностям той или иной общности в политической деятельности: общесоциальная (базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная(главная ценность – сама власть, человек, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).

65. Политический конфликт: стороны, функции, структура

Политический конфликт (от лат. conflictus – серьезное разногласие или спор, чреватые осложнениями, борьбой) – столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества. Конфликт как социально-политическое явление присущ любому обществу. Политический конфликт является одной из форм политического процесса, способом разрешения его противоречий. Противоположными ему формами являются сотрудничество или соперничество.

Стороны политического конфликта: индивиды; малые и большие социальные группы; этнические группы: род, племя, народ, нация, цивилизация; социально-политические организации.

Основу политического конфликта составляют социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения. В трансформирующихся обществах политический конфликт может приобретать острые и своеобразные формы проявления и выражения.

Структура политического конфликта:

– условия его возникновения и протекания;

– участники, стороны конфликта, их действия по достижению своих целей;

– средства и способы, используемые конфликтующими сторонами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения;

– характер конфликта;

– пространственно-временные параметры;

– этапы и интенсивность протекания;

– последствия и результаты.

Стадии развития конфликта:

1) скрытая, или латентная, форма:

– понимание возникновения объективной конфликтной ситуации;

– осознание хотя бы одним из субъектов своих интересов в этой ситуации;

– осознание препятствия для удовлетворения интереса;

– осознание своих интересов и препятствий другой стороной;

– отрицательный ответ на предпринятые одной из сторон конкретные действия;

2) открытая, или стадия противостояния:

– политические воззвания, угрозы;

– активное создание помех и причинение косвенного вреда;

– действия, направленные на захват и удержание спорного объекта;

– подчинение и захват субъекта (объекта);

– насилие или нанесение прямого физического ущерба;

3) послеконфликтная стадия:

– тупик;

– применение насилия;

– мирное урегулирование.

Мирный способ урегулирования конфликта включает в себя такие меры, как убеждение, политическое и финансово-экономическое давление, применение закона. Немирный – характеризуется нарастанием напряжения, угрозами, открытыми столкновениями, физическим участием, локальными стычками и гражданской войной.

Функции политических конфликтов: негативные – при отсутствии воли к сотрудничеству и мирному урегулированию могут привести к катастрофам, разрушению окружающей среды и т. д.; позитивные – способствуют четкому формулированию позиций участников, созданию союзов и коалиций; позволяют предотвратить процессы дестабилизации власти и дезинтеграции общества.

Наши рекомендации