Т.Г. Лотц, исполнительный директор Челябинской областной общественной организации «Содействие»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

Как известно, Конституция РФ гарантирует свободу граждан России от насилия и жестокого обращения (статья 21, пункт 2). Между тем, на практике этот конституционный принцип не соблюдается. Более того, насилие в семье нарушает целый ряд прав человека - право каждого человека на жизнь и физическую неприкосновенность; право не подвергаться жестокому обращению; право на наивысшие стандарты физического и психического здоровья; право на равную защиту перед законом и защиту от дискриминации по признаку пола.

В законодательной базе и практике работы подразделений внутренних дел нет понятия «домашнее насилие». Оно пришло вместе с общественным вниманием к проблеме и осознанием неприемлемости насилия в семье. Это не означает, что милиция никогда не сталкивается с этим, просто название этому явлению дано – «семейное неблагополучие», и выражаться оно может по-разному, хотя никто не отрицает, что насилие – самая страшная форма семейного неблагополучия. Семейное неблагополучие относится к предметам ведения участковых уполномоченных и инспекторов по делам несовершеннолетних, в должностные обязанности которых входит как профилактика преступлений в таких семьях, так и реагирование на преступление.

Как показывает практика, эти дела не считаются самыми значимыми, на них, как правило, не хватает времени, они не выделены в отдельную категорию. Более того, политики и общество с трудом принимают формулу неприемлемости насилия в семье, так как само понятие насилия трактуется по-разному. Более того подчас оно не отождествляется с некоторыми привычными формами существования внутри семьи, что лучше всего подтверждается пословицами и поговорками, сохранившимися до наших дней: «бьет, значит, любит», «милые бранятся, только тешатся». А как это может соотноситься с тем, что нарушаются элементарные права человека? Для того чтобы эта ситуация могла подвергнуться изменениям, необходимо, чтобы общество и государство осознало ее опасность и необходимость решения проблемы защиты женщин и детей.

Изучая опыт сотрудников полиции в США и Англии, мы познакомились с тем, что, как правило, по проблеме домашнего насилия работают отдельные полицейские, специализирующиеся именно на этой проблеме. Они хорошо ориентируются в теории насилия, имеют базу данных по проблемным семьям, имеют возможность заниматься профилактикой в этих семьях. Но что еще очень важно, они информированы о возможностях социальной поддержки потерпевших (общественные организации, кризисные центры, социальные службы и др.) и способах воздействия на обидчика (арест, охранный ордер, изоляция, курсы реабилитации, психокорректировка) и взаимодействуют со всеми этими службами.

На наш взгляд, именно общая загруженность наших сотрудников милиции мешает заняться этой проблемой вплотную. Выходом из создавшейся ситуации стало создание информационно-методических (пилотных) центров по противодействию насилию. На базе опорных пунктов милиции открыты информационно-методические (пилотные) центры по противодействию насилию, одной из задач которых является объединение ресурсов некоммерческих организаций и правоохранительных структур и интеграция всех возможностей в процесс предотвращения преступлений;

Пилотный центр – это своеобразная экспериментальная площадка для реализации задачи противодействия насилию. В качестве пилотных ГУВД Челябинской области предложило 8 площадок, четыре из которых в г. Челябинске и четыре - в городах области.

Площадки располагаются на базе опорных пунктов, что однозначно подчеркивает задачу интеграции инновационных подходов в практику повседневной работы по противодействию насилию. Сотрудники прошли обучение на семинарах и тренингах в г. Челябинске «Вместе против насилия», Екатеринбурге, изучили опыт взаимодействия милиции с Кризисным Центром «Екатерина». Все пилотные Центры оснащены информационным стендом, библиотекой материалов по проблемам насилия, трафика, гендерной дискриминации, а также информацией о возможностях социальной поддержки и ресурсах общественных объединений. Важной чертой деятельности пунктов является установление «обратной связи» с потерпевшими во всех случаях домашнего насилия.

В каждом пункте проведена акция, разработанная и проведенная сотрудниками при поддержке общественных объединений

Взаимодействие с общественными организациями и социальными структурами и вовлечение их в процесс предотвращения домашнего насилия имеет несколько аспектов. Первый заключается в том, что существуют Общественные организации и социальные структуры, ориентированные на проблему («Содействие», «Женское содружество», Центр «Семья» и др.). Главное – построение взаимодействия, т.е. конкретные механизмы совместного решения вопросов.

Второй аспект – другие общественные организации и социальные структуры, которые имеет смысл привлечь к данной деятельности (КТОС, дружинники, общественные организации, работающие на территории). Здесь главное – вовлечение в проблематику, поиск общих точек и возможностей. Эти организации еще нужно найти, наиболее эффективно будет, если они будут располагаться на той же территории, что и пилотный Центр. Можно сказать, что отработаны и те, и другие подходы. Но работа только начата, еще нет навыка обращения в общественные организации за поддержкой, еще не воспринимается эта работа как дополнительный ресурс для сотрудников милиции. А для общественников не всегда эта тема является актуальной. Поэтому основной акцент в работе с общественниками мы делаем на Комитеты территориального общественного самоуправления, которые объединяют жителей того или иного микрорайона. В свое время (1999, 2000 гг.) нами были проведены семинары для председателей КТОС по проблеме домашнего насилия. Программа «Кризисный Центр» сразу нашла поддержку среди председателей КТОС. Практически 90% председателей – женщины. Сразу стало понятно, что именно им приходится достаточно часто сталкиваться с этой проблемой. Председатели знают о своих неблагополучных семьях, часто являются первыми консультантами жертв. Большинство председателей, конечно, не знакомы с международными документами, защищающими права женщин и осуждающими насилие, но в компетенции КТОС есть вопросы защиты прав населения и социальная работа, а иногда просто срабатывает чувство ответственности за свой дом, территорию. Часто им не хватает опыта работы с людьми, навыков вовлечения других, умения решать задачи по-новому, поэтому необходима планомерная работа по повышению соответствующих компетенций людей, которые на самом локальном уровне управляют территориями.

Первые поездки женщин - председателей КТОС в г. Москву на семинары, где озвучивались проблемы домашнего насилия, произвели переворот в их сознании и создали почву для нового видения решения вопросов по этой проблеме.

Мы понимаем, что, обучая их, знакомя с международным и российским законодательством, передавая опыт своих коллег, мы даем им в руки инструмент против преступления. Сегодня мы убеждены, что КТОС имеет реальный механизм решения вопроса домашнего насилия. КТОС по своему положению взаимодействует с правоохранительными органами, социальными службами, образовательными учреждениями и др., а сейчас на территории КТОС, как правило, располагаются еще и мировые судьи.

МИЛИЦИЯ - КТОС - ШКОЛА - СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ - БОЛЬНИЦЫ - МИРОВОЙ СУДЬЯ - КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР - эта цепочка способна довести дело до логического конца и с точки зрения наказания, и с точки зрения профилактики. В таком взаимодействии незаменимым становится сотрудничество Кризисного Центра с подготовленными специалистами, информационными материалами, социальными технологиями, как организации, ориентированной на проблему с пилотными Центрами милиции и комитетами общественного самоуправления, ориентированными на работу с населением микрорайона.

В настоящий момент для сотрудников милиции пилотный Центр с его задачами – дополнительная нагрузка. Но нужно отметить и позитивные аспекты: появляются новый интерес (новая информация, связи, возможности участвовать в мероприятиях), новые возможности для решения проблемы (привлечение социальных служб, общественных организаций). Негативный аспект – это дополнительная общественная нагрузка. Тем не менее, модель пилотного Центра по предотвращению домашнего насилия на базе опорного пункта милиции сформирована. Пилотные Центры занимаются проблемой, информированные и обученные сотрудники реагируют на ситуацию и принимают решения с учетом новой компетенции. Более того, в пилотных пунктах есть много методических материалов, которые способствуют информированию все большего числа сотрудников милиции. Пилотные Центры продолжают работать с этой темой, как прописано в положении о пилотном Центре по предотвращению домашнего насилия.

Таким образом, мы пришли к пониманию того, что для противодействия домашнему насилию мало применять те формы работы, которые существовали до сих пор, необходимо искать новые подходы к решению проблемы. Только во взаимодействии правоохранительных структур, общественности, психологов, юристовмы сможем решить эту проблему. Только тогда, когда проблема домашнего насилия перейдет из категории дел частного характера в дела публичного обвинения, мы сможем сдвинуть решение проблемы домашнего насилия с мертвой точки.

Наши рекомендации