Возможны как революционные, так и реформационные изменения.

Революционные изменения меняют саму основу политической системы (характер и способ осуществления власти, тип политического господства, роль и место главных политических акторов и др.).

Реформационные изменения направлены на совершенствование (преобразование) отдельных сторон политической системы.

2. Изменения могут быть как прогрессивными, так и регрессивными.

Большинство современных политологов считает, что прогрессивны такие изменения, в результате которых:

- политическая система лучше адаптируется к обновляющимся социальным требованиям;

- нарастает дифференциация структур и функций государственного управления;

- сокращается применение государственного насилия;

- возрастают возможности социального давления на политическую систему;

- повышается компенсация политических элит;

- активизируется интеграция общества и т. д.

Если изменения носят противоположный характер, то они регрессивны. Если изменений не происходит вовсе, то наблюдается одноплановый (плоскостной) тип развития политической системы.

Вопросы для самопроверки теоретических знаний по теме:

1. Что на ваш взгляд подразумевается под политической системой?

2. Какова структура и функции политической системы?

3. В чем заключается специфика типологизации политической системы?

4. Что подразумевается под «динамикой политического процесса»?

5. Какие вы знаете изменения политической системы?

Тестовые задания по теме:

1. В чьем понимании политическая система представляет собой механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей:

a) Т. Парсонс;

b) Д. Истон;

c) Г. Алмонд;

d) Дж. Паэлл;

e) К. Дойч.

2. Кто из представителей современной политической науки уподобляет политическую систему кибернетической машине:

a) Т. Парсонс;

b) Д. Истон;

c) Г. Алмонд;

d) Дж. Паэлл;

e) К. Дойч.

3.Как называется функция политической системы, которая заключается в привлечении индивида к политическим ценностям, стандартам политического поведения, выработке у него лояльного отношения к институтам власти:

a) политической социализации;

b) адаптации;

c) реагирования;

d) экстракционная;

e) дистрибутивная (распределительная).

4. Кто из представителей политической науки предложил оценивать политические системы по содержанию и формам правления:

a) Т. Парсонс;

b) Ж. Блондель;

c) Г. Алмонд;

d) Дж. Паэлл;

e) К. Дойч.

5. Если в основу классификации политических систем положен тип политического режима, то выделяют следующие системы:

a) тоталитарные, авторитарные, демократические;

b) либеральной демократии, коммунистические, традиционные, популистские, авторитарно-консервативные;

c) англо-американскую, европейско-континентальную, доиндустриальные и индустриальные, тоталитарные;

d) креативные, первичные;

e) авторитарно-радикальные, англо-американские, тоталитарные.

Политические режимы

Цель изучения темы:рассмотреть сущность партий и выявить основные их типы, проанализировать типологии, выделить признаки различных политических систем, обсудить предпосылки проблемы и перспективы формирования многопартийности.

Термины и понятия:рассмотреть сущность партий и выявить основные их типы, проанализировать типологии, выделить признаки различных политических систем, обсудить предпосылки проблемы и перспективы формирования многопартийности.

Содержание темы:

1. Политический режим: понятие и признаки.

2. Политические режимы.

1. Политический режим: понятие и признаки

Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Политический режим характеризуется системой методов осуществления государственной власти, степенью реализации демократических прав и свобод личности, отношением государственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.

По политическому режиму судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Признаки политического режима:

Ø степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

Ø соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

Ø гарантированность прав и свобод личности;

Ø характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

Ø степень реализации политической власти непосредственно народом;

Ø положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

Ø место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

Ø соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

Ø характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

Ø тип политического поведения;

Ø характер политического лидерства;

Ø учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

Ø доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти;

Ø степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

Ø принципы взаимоотношения общества и власти;

Ø политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.);

Ø мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

Ø существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Политические режимы

Критерии Политические режимы
Тоталитарный Авторитарный Демократический
Законодатель­ство Система законов мало разработана Система законов минимальна Развитая система демократических законов
Полномочия главы государства Практически не ограничены Фактически не ограничены Строго ограничены законом
Представитель­ные органы власти Марионеточные Отсутствуют или марионеточные Имеют широкий круг полномочий
Разделение вла­стей Формально признается Отвергается Реализуется на практике
Полномочия местных органов власти Формально широ­кие Минимальные Максимальные
Партии Массовая полити­ческая партия одна Правящая партия огосударствлена Многопартийность
Идеология Официальная идеология одна Господство одной идеологии Политический плюрализм
Права и свободы Разрешено только то, что приказано Разрешено то, что не имеет отношения к политике Разрешено все, что не запрещено законом
Карательные органы Проводят массо­вые политические репрессии Осуществляют тайный политический сыск Строго регламентированы законом
Оппозиция Отрицается Запрещена Действует легально
Характер и ме­ра осуществле­ния власти Всеобщий, не знающий границ, контроль и насилие Возникновение неконтролируемых властью областей общественной жизни Власть осуществля­ется представителя­ми граждан, изби­раемыми в соответ­ствии с законом
Отношение лю­дей к власти, их взаимодействие Слияние общественного сознания с властью Отчуждение народа от власти Поддержка представителей власти народом
Идеалы поли­тического пове­дения: – власти – индивида Всемогущество, энтузиазм, конформизм Компетентность, профессионализм, послушание, бесправие Соблюдение закона Соблюдение законов

Вопросы для самопроверки теоретических знаний по теме:

1. Ведут ли к распаду тоталитарных режимов кризисы преемственности?

2. Приведите примеры дототалитарных партийных режимов. Покажите отличие их от тоталитарных.

3. Каковы причины, способствующие появлению и распаду военных режимов?

4. Режимы какого типа нуждаются во внешней поддержке и финансовой помощи? Какие режимы получали поддержку США, СССР и почему?

5. Каковы были характеристики политического режима в СССР, непосредственно предшествовавшего перестройке?

Тестовые задания по теме:

1. Под политическим режимом понимают:

a) характер политической власти, способ ее формирования, совокупность средств и методов реализации властных полномочий;

b) своеобразную модель, форму взаимодействия государственно-властных структур и населения;

c) способность государства быть эффективным политическим институтом;

d) эффективность воздействия власти на общество;

e) разветвленную государственную систему.

2. В структуру политического режима входит:

a) принцип легитимности, структура политических институтов, система партий и движений, форма государства;

b) принцип легитимности, система партий и движений, форма государства;

c) принцип легитимности, структура политических институтов, система партий и движений;

d) структура политических институтов, система партий и движений, форма государства;

e) система партий и движений, форма государства.

3. Какой из видов политических режимов означает полный (тотальный) контроль и жесткую регламентацию со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и каждого человека средствами прямого (даже вооруженного) насилия:

a) тоталитаризм;

b) авторитаризм;

c) демократия;

d) олигархизм;

e) деспотизм.

4. Название какого из видов политических режимов в переводе с древнегреческого буквально означает «власть народа»:.

a) тоталитаризм;

b) авторитаризм;

c) демократия;

d) олигархизм;

e) анархия.

5. Переход от одного политического состояния в другое, качественно более совершенного, от простого – к более сложному, на основе роста и укрепления политической культуры, овладение более совершенными формами политической деятельности называют:

a) политическое развитие;

b) политическая модернизация;

c) политическая революция;

d) политическая реформа;

e) политический акт.

Политическая культура

Цель изучения темы:выяснить сущность политической культуры, ее роль в политической жизни общества, влияние на политическое поведение личности; осмыслить состояние политической культуры российского общества. Выяснить сущность политического сознания как одной из форм политического сознания, определить его структуру и функции. Проанализировать эволюцию массового политического сознания.

Термины и понятия:политическая культура, политический опыт, политическое сознание, идеологический компонент политического сознания, эмоционально-психологический компонент политического сознания, политическое поведение, политические традиции, политические знания, политические убеждения, политические ценности, политические ориентации и установки, политические субкультуры, культура высокой гражданственности, интегрированная политическая культура, фрагментационная политическая культура, подданническая политическая культура, гражданственная политическая культура, смешанная политическая культура, политическое участие, политическая культура избирателя, познавательная функция политической культуры, интегрированная функция политической культуры, коммуникативная функция политической культуры, нормативно-регулятивная функция политической культуры, воспитательная функция политической культуры, политическая социализация, архаическая политическая культура, элитарная политическая культура.

Содержание темы:

1. Политическая культура: структура, функции и типы.

2. Политическая социализация: понятие, механизм и типы.

3. Методика анализа и оценки политической обстановки.

1. Политическая культура: структура, функции и типы

Термин культура ( от лат. «возделывание, воспитание), в то время как термин «политическая культура» впервые употреблен немецким философом-просветителем И. Гердером в XVIII в.

В России этот термин впервые употребил В.И.Ленин в 1920 году.

Возможны как революционные, так и реформационные изменения. - student2.ru

Основной вклад внесли:

Х. Файер, Г. Алмонд, С. Верба, А. Липсет, Л. Пай, М. Дюверже, У. Розенбаум, Е. Бабаев, Ф. Бурлацкий, Е. Сулимов, В. Щегорцев, Э. Баталов и др.

По мнению Г.Алмонда, политические действия содержат в себе:

· познавательные аспекты (представляют собой как знания о строении политической системы, ее основных институтах, механизмах организации власти);

· эмоциональные аспекты (выражают чувства людей к тем, кто обеспечивал функционирование властных институтов и олицетворял власть в глазах населения);

· Возможны как революционные, так и реформационные изменения. - student2.ru оценочные аспекты (выступают как суждения, опирающиеся на ценностные критерии и стандарты оценки политических явлений);

которые в совокупности и характеризуют такое явление, как политическая культура.

1. Классическое определение ПК ( Г. Алмонд и С. Верба)

«Политическая культура (ПК) – это разнообразные, но устойчиво повторяющиеся, когнитивные, аффективные и оценочные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов «на входе» и «на выходе», и себя как политического актора»

2. Психологический подход (Г.Алмонд)

«Политическая культура» рассматривается как набор психологических ориентаций на социально-политические объекты и процессы.

3. Комплексный (обобщающий) подход (Д. Мервик, Р. Такер, Л. Диттмер)

«Политической культуре приписывается все происходящее в политике»

4. Объективистская (нормативная) трактовка (Л. Пай, Д. Пол)

«Политическая культура определяется как совокупность принятых политической системой норм и образцов политического поведения».

5. Эвристическая концепция (С. Хантингтон)

«Политическая культура понимается как гипотетическая нормативная модель желательного поведения».

Наши рекомендации