Сульдина г.а., садыртдинов р.р.

УДК 334/(075.8)

ББК 65.011Я73

С14

Печатается по рекомендации

Учебно-методической комиссии

экономического факультета

ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Составители:

доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления КФУ Г.А. Сульдина

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления КФУ Р.Р. Садыртдинов

Рецензент:

доктор экономических наук, профессор, директор Высшей школы экономики КГТУ им. С.М. Кирова С.В. Киселев

Методические указания по подготовке, написанию, оформлению и защите курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы содержат все необходимые разделы для системного овладения навыками самостоятельной научной работы, а также рекомендации для написания, оформления и защиты курсовых и выпускных квалификационных работ.

Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление».

Сульдина Г.А., Садыртдинов Р.Р.

С14 Методические указания по подготовке, написанию, оформлению и защите курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы. – Казань: Изд-во КФУ, 2010. – 65 с.

УДК 334/(075.8)

ББК 65.011Я73

© Казанский федеральный

университет

Содержание

1. Введение……………………………...…………………….……...……………………...4

2. Цели и задачи выполнения курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы……………………………………………………………….……7

3. Выбор темы курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы и ее утверждение……………………………………...……………………..……………11

4. Определение круга источников, структуры и объема курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы…...……………………………..………..15

5. Методические рекомендации к выполнению основных разделов курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы….....................................…22

6. Требования к оформлению курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы…………………………………………………………...............34

7. Организация, контроль выполнения и рецензирование курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы……………...….…………..………….…45

8. Порядок защиты курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы……………………………...……………………………………………………50

9. Приложение……………………………...………………………….…………………..57




I. ВВЕДЕНИЕ

Работа государственного и муниципального служащего в современных условиях требует умения творчески мыслить, свободно ориентироваться в конкретных социально-экономических ситуациях, осуществлять управление социально-экономическими и политическими процессами, рационально решать управленческие проблемы соответствующего уровня власти. Естественно, что навыки творческой работы приобретаются студентом в течение всего периода обучения в ВУЗе.

В период обучения в университете студенты выполняют различные виды творческих работ учебно-исследовательского и научно-исследовательского характера, в ходе которых студенты путем самостоятельных действий приобретают новые знания по изучаемым направлениям и темам. К основным видам творческих работ относятся следующие:

- подготовительные, работая над которыми, студент в ходе оперирования уже имеющимися знаниями ставится перед неизвестными явлениями, задачами. Этот вид работы содействует созданию проблемной ситуации и постановке новой познавательной задачи;

- констатирующие, к которым относятся работы, включающие познание и описание новых факторов и явлений действительности;

- экспериментально-поисковые, к которым относится обширный круг самостоятельных работ, посредством которых студенты самостоятельно приобретают знания на основе наблюдений, опытов, экспериментов;

- логически-поисковые, включающие разнообразные самостоятельные работы по совершенствованию и углублению новых знаний, их переработке. Выполняя работы этого типа, студенты в зависимости от особенностей материала выбирают различные методы организации своей познавательной деятельности.

Фундаментом для организации и развертывания учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов являются знания о научных исследованиях и их элементах (объект и предмет науки, методы исследований, использование современной научной аппаратуры, методы определения эффективности научной работы, система внедрения результатов научных исследований в практику), и навыки самостоятельной работы по углубленному изучению научных проблем.

В ходе выполнения творческих работ проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Через творческую работу он глубоко проникает в сущность изучаемого явления, находит новые идеи при решении проблем. Способному к выполнению творческого задания присущи такие проявления, как видение проблемы в знакомой ситуации и новой функции объекта, способность на основе нескольких известных найти новый способ решения задачи, наличие альтернативного, дивергентного мышления и др.

В творческой работе проявляются понимание цели работы, выдвижение и обоснование гипотезы, определение методов исследования, проведение работы по проверке гипотезы, внесение корректив, выводы по проблеме, постановки предмета в новые связи (при не оправдавшей себя гипотезе), изменение способа решения. Виды самостоятельной работы последовательно связаны между собой. Важно помнить - нельзя и невозможно от первых работ сразу перейти к творческим и иметь успех.

Особое место среди творческих студенческих работ учебно-исследовательского и научно-исследовательского характера занимают курсовые работы и выпускные (квалификационные) работы.

Курсовая работа - самостоятельное, творческое научное исследование студента, выраженное в письменной форме, дающее представление об определенной проблеме и свидетельствующее об уровне его знаний в соответствующей области. Без написания курсовой работы и ее защиты студент не может быть переведен на следующий курс и допущен к следующей экзаменационной сессии.

Вместе с тем, студенты младших курсов испытывают значительные трудности при написании курсовой работы. Это связано с тем, что у них отсутствуют навыки самостоятельной работы с научно теоретическими источниками, а также с незнанием способов поиска необходимой литературы и, зачастую, неумением выявлять и анализировать факты с научных позиций. Данные методические указания призваны оказать необходимую методическую помощь и правильно направить усилия студента по качественному выполнению курсовой работы.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа включается в итоговую государственную аттестацию студентов по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» и завершает обучение в высшем учебном заведении. На этом этапе студент должен максимально использовать все компетенции, накопленные во время обучения. Данные методические указания призваны систематизировать и по возможности облегчить прохождение студентом заключительной фазы процесса профессиональной подготовки менеджеров по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление».

В методических указаниях рассматриваются общие вопросы выполнения курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы: сформулированы цели и задачи, требования по объему, структуре и содержанию работы, даны указания по организации работы студента в процессе ее подготовки, а также отражен порядок оформления, организации выполнения, рецензирования и защиты этой работы. Тем самым методические указания должны способствовать пониманию задач и особенностей выбора темы курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы и упрощению выполнения рутинных операций на перечисленных этапах и повышению их качества.

Главная цель методических указаний – повышение уровня организации и качества проведения процесса профессиональной подготовки менеджеров по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» и повышение востребованности и конкурентоспособности выпускников на рынке труда за счет их лучшей теоретической и практической подготовки. Они могут использоваться как в процессе непосредственного написания работы, так и при сборе, систематизации и обобщении исходных материалов к ней.

Практическому применению методических указаний будут способствовать приводимые примеры тематики курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ, оформлению текстового и графического материала, методические рекомендации по выполнению основных разделов работы, по организации работы над работой, ее оформлению и защите.

IX. ПриложениЕ

Приложение 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ЗАДАНИЕ

НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ

Студенту _____________________________________________ группы ___________

1. Срок сдачи студентом законченной работы «______»_______________ 2010 г.

2. Тема работы _____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Исходные данные к работе: ________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

4. Теоретическая часть работы: _______________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Руководитель _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

5. Рецензент работы ________________________________________________________

___________________________________________________________________________

М. П. Дата выдачи задания «___» _______________ 2011 г.

Руководитель работы ________________________

Зав. кафедрой _________________________________

«___» _______________ 2011 г.

Задание принял к исполнению «___» _______________ 2011 г.

Приложение 2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Казань-2011

Приложение 3

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………...……………...………………………..….3

Примеры библиографических ссылок

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Отзыв

ОТЗЫВ

научного руководителя выпускной квалификационной работы (проекта)

Тема работы (проекта):______________________________________________________

Автор (студент/ка)__________________________________________________________

Группа ____________________________________________________________________

Факультет ___________________экономический_________________________________

Кафедра___________государственного и муниципального управления______________

Специальность_____________Государственное и муниципальное управление________

Руководитель______________________________________________________________

(ФИО, место работы, должность, ученое звание, степень)

Оценка соответствия требованиям ГОС подготовленности автора

выпускной квалификационной работы (проекта)

Требования к профессиональной подготовке Соответствует Соответствует в основном Не соответствует
Уметь корректно формулировать и ставить задачи (проблемы) своей деятельности при выполнении работы, анализировать, диагностировать причины появления проблем, их актуальность      
Устанавливать приоритеты и методы решения поставленных задач (проблем)      
Уметь использовать информацию - правильно оценить и обобщить степень изученности объекта исследования      
Владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности      
Владеть современными методами анализа и интерпретации полученной информации, оценивать их возможности при решении поставленных задач (проблем)      
Уметь рационально планировать время выполнения работы, определять грамотную последовательность и объем операций и решений при выполнении поставленной задачи      
Знать методы системного анализа      
Уметь делать самостоятельные обоснованные и достоверные выводы из проделанной работы      
Уметь пользоваться научной литературой профессиональной направленности      

Отмеченные достоинства_____________________________________________________

Отмеченные недостатки______________________________________________________

Заключение_________________________________________________________________

Научный руководитель _____________ «_____»___________20___г.

(подпись)

Приложение 7

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

РЕЦЕНЗИЯ

Председателю

Государственной

аттестационной комиссии,

доктору экономических наук, профессору

______________________________

имя, отчество, фамилия

СПРАВКА

о внедрении результатов дипломной работы студента экономического факультета ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

___________________________________________________________

фамилия, имя, отчество

на тему

__________________________________________________________,

тема дипломной работы

представленной для присуждения квалификации «менеджер» по специальности: 080504.65 - Государственное и муниципальное управление

Полученные студентом результаты нашли практическое применение в ___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(находятся в стадии внедрения или включены в инструктивные материалы)

Руководитель

организации _____________ И. О. Фамилия

подпись

«____» ______________ 20__ г. М.П.

[1] Подробнее о методике работы с книгой см. Березин С.И. Методика работы с книгой. – Л., 1960; Клычникова З.И. Методика самостоятельной работы с книгой. – М., 1961; Поварнин С.И. Как читать книги. Изд. 2-е – М., 1974; Гецов Г.Г. Рациональные приемы работы с книгой. - М., 1975; Приходько П.Т. Пути в науку. – М., 1973; Как работать с книгой. Методические указания для студентов. – Казань: Изд-во КГУ, 1981; Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989; Усачева И.В. Самостоятельная работа студентов с книгой: учебно-методическое пособие для студентов. – М.: Издательство Московского университета, 1990 и др.

[2] Для обозначения электронного адреса используют аббревиатуру «URL» (Uniform Resource Locator – унифицированный указатель ресурса), см. 10.4.4.

УДК 334/(075.8)

ББК 65.011Я73

С14

Печатается по рекомендации

Учебно-методической комиссии

экономического факультета

ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Составители:

доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления КФУ Г.А. Сульдина

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления КФУ Р.Р. Садыртдинов

Рецензент:

доктор экономических наук, профессор, директор Высшей школы экономики КГТУ им. С.М. Кирова С.В. Киселев

Методические указания по подготовке, написанию, оформлению и защите курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы содержат все необходимые разделы для системного овладения навыками самостоятельной научной работы, а также рекомендации для написания, оформления и защиты курсовых и выпускных квалификационных работ.

Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление».

Сульдина Г.А., Садыртдинов Р.Р.

С14 Методические указания по подготовке, написанию, оформлению и защите курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы. – Казань: Изд-во КФУ, 2010. – 65 с.

УДК 334/(075.8)

ББК 65.011Я73

© Казанский федеральный

университет

Содержание

1. Введение……………………………...…………………….……...……………………...4

2. Цели и задачи выполнения курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы……………………………………………………………….……7

3. Выбор темы курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы и ее утверждение……………………………………...……………………..……………11

4. Определение круга источников, структуры и объема курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы…...……………………………..………..15

5. Методические рекомендации к выполнению основных разделов курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы….....................................…22

6. Требования к оформлению курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы…………………………………………………………...............34

7. Организация, контроль выполнения и рецензирование курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы……………...….…………..………….…45

8. Порядок защиты курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы……………………………...……………………………………………………50

9. Приложение……………………………...………………………….…………………..57

I. ВВЕДЕНИЕ

Работа государственного и муниципального служащего в современных условиях требует умения творчески мыслить, свободно ориентироваться в конкретных социально-экономических ситуациях, осуществлять управление социально-экономическими и политическими процессами, рационально решать управленческие проблемы соответствующего уровня власти. Естественно, что навыки творческой работы приобретаются студентом в течение всего периода обучения в ВУЗе.

В период обучения в университете студенты выполняют различные виды творческих работ учебно-исследовательского и научно-исследовательского характера, в ходе которых студенты путем самостоятельных действий приобретают новые знания по изучаемым направлениям и темам. К основным видам творческих работ относятся следующие:

- подготовительные, работая над которыми, студент в ходе оперирования уже имеющимися знаниями ставится перед неизвестными явлениями, задачами. Этот вид работы содействует созданию проблемной ситуации и постановке новой познавательной задачи;

- констатирующие, к которым относятся работы, включающие познание и описание новых факторов и явлений действительности;

- экспериментально-поисковые, к которым относится обширный круг самостоятельных работ, посредством которых студенты самостоятельно приобретают знания на основе наблюдений, опытов, экспериментов;

- логически-поисковые, включающие разнообразные самостоятельные работы по совершенствованию и углублению новых знаний, их переработке. Выполняя работы этого типа, студенты в зависимости от особенностей материала выбирают различные методы организации своей познавательной деятельности.

Фундаментом для организации и развертывания учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов являются знания о научных исследованиях и их элементах (объект и предмет науки, методы исследований, использование современной научной аппаратуры, методы определения эффективности научной работы, система внедрения результатов научных исследований в практику), и навыки самостоятельной работы по углубленному изучению научных проблем.

В ходе выполнения творческих работ проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Через творческую работу он глубоко проникает в сущность изучаемого явления, находит новые идеи при решении проблем. Способному к выполнению творческого задания присущи такие проявления, как видение проблемы в знакомой ситуации и новой функции объекта, способность на основе нескольких известных найти новый способ решения задачи, наличие альтернативного, дивергентного мышления и др.

В творческой работе проявляются понимание цели работы, выдвижение и обоснование гипотезы, определение методов исследования, проведение работы по проверке гипотезы, внесение корректив, выводы по проблеме, постановки предмета в новые связи (при не оправдавшей себя гипотезе), изменение способа решения. Виды самостоятельной работы последовательно связаны между собой. Важно помнить - нельзя и невозможно от первых работ сразу перейти к творческим и иметь успех.

Особое место среди творческих студенческих работ учебно-исследовательского и научно-исследовательского характера занимают курсовые работы и выпускные (квалификационные) работы.

Курсовая работа - самостоятельное, творческое научное исследование студента, выраженное в письменной форме, дающее представление об определенной проблеме и свидетельствующее об уровне его знаний в соответствующей области. Без написания курсовой работы и ее защиты студент не может быть переведен на следующий курс и допущен к следующей экзаменационной сессии.

Вместе с тем, студенты младших курсов испытывают значительные трудности при написании курсовой работы. Это связано с тем, что у них отсутствуют навыки самостоятельной работы с научно теоретическими источниками, а также с незнанием способов поиска необходимой литературы и, зачастую, неумением выявлять и анализировать факты с научных позиций. Данные методические указания призваны оказать необходимую методическую помощь и правильно направить усилия студента по качественному выполнению курсовой работы.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа включается в итоговую государственную аттестацию студентов по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» и завершает обучение в высшем учебном заведении. На этом этапе студент должен максимально использовать все компетенции, накопленные во время обучения. Данные методические указания призваны систематизировать и по возможности облегчить прохождение студентом заключительной фазы процесса профессиональной подготовки менеджеров по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление».

В методических указаниях рассматриваются общие вопросы выполнения курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы: сформулированы цели и задачи, требования по объему, структуре и содержанию работы, даны указания по организации работы студента в процессе ее подготовки, а также отражен порядок оформления, организации выполнения, рецензирования и защиты этой работы. Тем самым методические указания должны способствовать пониманию задач и особенностей выбора темы курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы и упрощению выполнения рутинных операций на перечисленных этапах и повышению их качества.

Главная цель методических указаний – повышение уровня организации и качества проведения процесса профессиональной подготовки менеджеров по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» и повышение востребованности и конкурентоспособности выпускников на рынке труда за счет их лучшей теоретической и практической подготовки. Они могут использоваться как в процессе непосредственного написания работы, так и при сборе, систематизации и обобщении исходных материалов к ней.

Практическому применению методических указаний будут способствовать приводимые примеры тематики курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ, оформлению текстового и графического материала, методические рекомендации по выполнению основных разделов работы, по организации работы над работой, ее оформлению и защите.


Наши рекомендации