Контрольных и курсовых работ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ,

КОНТРОЛЬНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ

для студентов всех специальностей

г. БАТАЙСК

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА…………..………………………………………..4

II. РЕФЕРАТ...…………………………….……………………………………....5

1. Подготовка и написание реферата………………………….………………….5

2. Оценка реферата……………………………….…………………………..……6

III. КУРСОВАЯ РАБОТА………...…..………………………………………….7

1. Подготовка и написание курсовой работы………………………………...…..7

2. Рецензирование и защита курсовой работы………...………………………..10

IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ…………..…………………………………………………………11

1. Титульный лист…………………...……………………………………………12

2. Содержание..……………………………………………………………………12

3. Введение……...…………………………………………………………………12

4. Основная часть……………...………………………………………………….12

5. Заключение...…….……………………………………………………………..13

6. Список литературы………...…………………………………………………..13

7. Таблицы……………………………...……………………………………….…14

8. Графики и схемы……………………………...……………………………..…14

9. Приложения……………………………...…………………………….……….14

10. Нумерация страниц……………………….……………………………..……15

11. Ссылки и сноски………………………………………..………………..……15

V. ПРИЛОЖЕНИЯ…..…..………………………………………………………17

1. Образцы титульных листов…………………………..………………..………17

2. Образец оглавления…………….……………………………………...………18

3. Образцы библиографического описания………….………………….………20

I. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Контрольная работа представляет собой письменный ответ на вопрос (решение задачи или выполнение конкретного задания), который рассматривается в рамках одной учебной дисциплины. Содержание ответа на поставленный вопрос включает: показ автором знания теории вопроса и понятийного аппарата; понимание механизма реально осуществляемой управленческой практики; выделение ключевых проблем реализации государственной политики в соответствующих сферах общественной жизни. Структура (план) письменной контрольной работы может иметь соответствующую рубрикацию.

Контрольные работы в рамках предметных дисциплин предусматриваются учебным планом по выбранной студентом (слушателем) специальности. Дополнительные контрольные работы могут вводиться при обоснованной необходимости (например, работа студента (слушателя) по индивидуальному плану) по решению профильной кафедры с согласия Учебно-методического совета филиала.

Объем контрольной работы, как правило, не должен превышать 8-10 страниц печатного текста через полтора интервала (титульный лист см. в приложении).

II. РЕФЕРАТ

  1. Подготовка и написание реферата

Реферат представляет собой краткое изложение содержания монографии (одной или нескольких книг), тематической группы научных статей, материалов научных публикаций по определен­ной проблеме, вопросу, дискуссии или концепции. Реферат не предполагает самостоятельного научного исследования и не тре­бует определения позиции автора. Главная задача, стоящая перед слушателями (студентами) при его написании, - научиться осуществлять подбор источников по теме, кратко излагать имею­щиеся в литературе суждения по определенной проблеме, срав­нивать различные точки зрения. Объем реферата должен состав­лять не менее 20 страниц.

Рефераты являются одной из основных форм самостоятель­ной работы студентов и средством контроля за усвоением учеб­ного и нормативного материала в объеме, устанавливаемой про­граммой.

Для большинства студентов реферат носит учебный харак­тер, однако он может включать элементы исследовательской работы и стать базой для написания дипломной работы. Луч­шие рефераты могут быть (при доработке с помощью препода­вателя) представлены к участию в конкурсе студен­ческих научных работ.

Процесс выполнения реферата начинается с выбора темы (примерные темы рефератов утверждаются кафедрами и доводят­ся до сведения студентов). Тема реферата согласовывается с пре­подавателем, ведущим практические (или семинарские) занятия.

После выбора темы студент знакомится в общих чертах с ее проблематикой, основными понятиями. Для этого необходимо составить библиографию, используя систематический и элек­тронный каталоги библиотеки, других библиотек города, а также при необходимости провести поиск в сети Интернет и изучить относящиеся к данной теме источники и литературу.

При изучении этого материала можно посоветовать руковод­ствоваться следующими организационными принципами:

- конспектировать необходимо только то, что имеет непо­средственное отношение к избранной теме;

- выписки рекомендуется делать не в общей тетради, а по системе научной картотеки;

- на каждом тематическом листке-карточке проставляется да­та ее заполнения и дается полная и точная ссылка на источник информации;

- листки-карточки группируются тематически и хроноло­гически.

При заполнении карточки необходимо придерживаться общих правил:

- нельзя заносить в карточку два самостоятельных вопроса, так как это затрудняет классификацию;

- содержание материала в карточках необходимо излагать сжато и ясно, четко и выразительно, достаточно полно, чтобы не обращаться снова к источнику, тем более, что имеется возмож­ность фиксировать, а затем использовать материалы, полученные через средства массовой информации (СМИ) и телекоммуника­ционную сеть Интернет.

После систематизации материалов составляется подробный план реферата, и только затем можно приступить к литературно­му оформлению работы.

План - это основа работы, от его правильного построения во многом зависит содержание, логика изложения и вся дальнейшая работа над текстом. Вопросы плана должны быть краткими, от­ражающими сущность того, что излагается в содержании. Реко­мендуется брать не более двух или трех основных вопросов. Не следует перегружать план второстепенными вопросами.

Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, глав­ной части и заключения.

Во введении перечисляется, какие вопросы и в каком порядке будут рассматриваться, очень кратко обосновывается актуальность и значимость темы. По возможности дается история разби­раемого вопроса.

Главная часть должна состоять из 2-3 узловых вопросов. Именно в этой части раскрывается сущность проблемы, излагает­ся основное содержание темы, дается освещение теоретических вопросов, обобщений, выводов.

Заключение должно содержать анализ вопроса, краткие выво­ды из основной темы.

На втором листе работы печатается оглавление реферата. Список использованной литературы и нормативного материала приводится после текста работы.

Вводная и заключительная части реферата не должны превы­шать одной пятой его объема.

Оценка реферата

При проверке реферата преподаватель-рецензент должен от­метить ошибки, допущенные в работе, и разъяснить их.

Если реферат полностью не отвечает требованиям написания работы, он возвращается студенту для переработки и при повтор­ном рецензировании представляется в двух вариантах (первич­ном и повторном). Преподаватель обращается к первому вариан­ту для проверки исправленных ошибок.

По результатам реферата может быть проведено собеседова­ние. Цель собеседования - проверить знание теоретического ма­териала, установить самостоятельность работы.

При написании реферата не следует допускать:

- дословного переписывания текстов из книг и Интернет;

- использования устаревшей литературы;

- подмены научно-аналитического стиля написания беллетристическим;

- подмены изложения теоретических вопросов длинными библиографичес­кими справками;

- небрежного оформления работы.

III. КУРСОВАЯ РАБОТА

Подготовка и написание курсовой работы

Курсовая работа отличается от реферата не только большим объемом, но и степенью изучения студентом предмета исследо­вания. Уровень курсовой работы требует обоснования актуально­сти выбранной темы, анализа степени разработки соответствую­щей проблемы, собственных выводов и обобщений.

Курсовая работа - самостоятельное, творческое научное иссле­дование студента, выраженное в письменной форме, дающее пред­ставление об определенной проблеме и свидетельствующее об уровне его знаний в соответствующей области. Курсовая работа может продолжать исследование, начатое в реферате.

Без написания курсовой работы и ее защиты студент не может быть допущен к экзамену и переведен на следующий курс.

Студенты младших курсов испытывают значительные труд­ности при написании курсовой работы. Это связано с тем, что у них отсутствуют навыки самостоятельной работы с научно-теоретическими источниками, а также с незнанием способов по­иска необходимой литературы и, зачастую, неумением выявлять и анализировать факты с научных позиций.

Тематика курсовых работ дана в учебно-методических материалах по соответствующей дисциплине. Студентам предоставляется право свободного выбора темы, допускающее, по согласованию с преподавателем, выбор других тем.

Качество курсовой работы во многом зависит от правильного выбора темы, в связи с чем студент должен руководствоваться, прежде всего, личным интересом к тому или иному научному во­просу, желанием глубже его познать, высказать свое мнение при его исследовании. В то же время необходимо учитывать возмож­ность подбора научной литературы и практического материала по избранной теме.

Студентам заочного отделения целесообразно выбирать тему, тесно связанную с их практической деятельно­стью.

Выбрав тему и согласовав ее с научным руководителем, сту­дент или слушатель приступает к подбору и изучению литерату­ры, освещающей вопросы избранной темы.

Подбор литературы - это обязанность студента. Научный ру­ководитель лишь помогает ему определить основные направле­ния работы, указывает наиболее важные научные источники, ко­торые следует использовать при ее написании, разъясняет, где их можно отыскать.

При подборе литературы рекомендуется в первую очередь просмотреть каталоги и картотеки библиотеки филиала, областной и городской библиотек, провести при необходимости поиск в теле­коммуникационной сети Интернет. Систематический каталог библиотеки может дать представление об объеме литературы по теме исследования. Однако не следует ограничиваться только ка­талогом, так как он отражает лишь книги, находящиеся в фонде данной библиотеки. Необходимо определить круг других библио­графических источников, использовать справочную литературу, энциклопедии, конспекты прослушанных лекций, материалы производственной практики, специальные источники: научные монографии, статьи, сборники, иные материалы. Пристальное внимание следует уделить периодической печати, другим средст­вам массовой информации, что будет способствовать расшире­нию кругозора, эрудиции студента, дальнейшему развитию его творческого потенциала.

При подборе литературы целесообразно обращаться к источникам философского, юридического, социологического, экономического, исторического, психологического, культуроло­гического характера. Исследованию подлежат не только отечест­венные, но и зарубежные работы. При чтении литературы нужно уделить внимание встречающимся в книгах и статьях ссылкам на работы других авторов. Эти ссылки ценны тем, что выделяют главы и страницы той или иной книги, имеющие отношение к ис­следуемой теме.

Рекомендуется с самого начала работы над темой завести личную библиографическую картотеку и тщательно заносить в нее сведения об изданиях. Картотека удобна тем, что в нее всегда можно добавить новые материалы, по ней легко контролируется полнота подбора литературы, быстро находятся нужные записи. Перечень литературы, необходимой для разработки темы, должен быть в пределах 15-20 наименований.

Составив список литературы, подлежащей изучению, и план курсового исследования, студент должен показать их научному руководителю, который может отметить пропущенные работы, дать совет по вопросу последовательности ознакомления с по­добранной литературой, отметить допущенные в плане ошибки с точки зрения содержания, структуры и логичности построения, помочь устранить их, указать особенно важные в теоретическом и практическом отношении вопросы, на которые следует обра­тить особое внимание исходя из специфики выбранной темы.

Содержание курсовой работы должно соответствовать ее теме и плану.

Структура работы должна быть следующей:

- содержание (порядок расположения отдельных ее частей);

- введение (в нем автор обосновывает научную актуальность, практическую значимость, новизну темы, свой личный интерес именно к этой теме, а также указывает цели и задачи курсового исследования; введение обычно состоит из 2-3 страниц);

- основной текст (по завершению раскрытия содержания каж­дой главы следует делать краткий вывод по рассмотренному во­просу; целесообразно, чтобы объем материала, излагаемого в главах, был равным);

- заключение (в нем подводится итог проведенному иссле­дованию, формулируются предложения и выводы автора, вы­текающие из всей работы; заключение обычно состоит из 2-3 страниц);

- список литературы (в него включаются только те работы, на которые сделаны ссылки в тексте);

-приложения (используемые в работе документы, таблицы, графики, схемы и др.).

Объем курсовой работы должен составлять 30-35 страниц компьютерного текста, не считая приложений.

С первых шагов работы над темой студенту рекомендуется приучить себя к выписке необходимого материала из литератур­ных источников. Желательно составлять краткий конспект каж­дой изученной статьи, монографии и т. д. Это позволит накопить материал и облегчит написание курсовой работы.

Накопленный в ходе изучения литературы материал подвер­гается обработке и анализу, приводится в определенную систему, классифицируется по группам применительно к выделяемым в работе главам и параграфам.

Анализ фактического материала активизирует творческую деятельность студента, способствует возникновению у него соб­ственных взглядов по рассматриваемым вопросам. В результате складываются суждения, которые и образуют содержание курсо­вой работы.

Отсутствие в работе ссылок на источники расценивается как существенный недостаток, который может привести к принятию решения о недопуске работы к защите.

Обязательным требованием к курсовой работе выступает умелое и обоснованное сочетание раскрываемых студентом тео­ретических положений с данными социально-политической прак­тики. Уместным будет приведение примеров, взятых из специа­лизированных источников. Разрешение на доступ к архивным ма­териалам дается в соответствующих учреждениях на основании ходатайства кафедры и письма филиала академии.

Необходимым требованием к курсовой работе является само­стоятельное выполнение ее студентом. Курсовая работа должна носить творческий характер, что означает отражение в ней спо­собностей и стремления студента к максимально полному выра­жению своих интеллектуальных и профессиональных возможно­стей. Об отсутствии творчества в работе можно судить по сле­дующим признакам: отсутствие ссылок на теоретические источ­ники и нормативный материал; некритическое использование в тексте разного рода высказываний, положений, точек зрения и выводов других авторов; отсутствие собственных мыслей и ин­терпретаций каких-либо положений и позиций и т. п.

В ходе выполнения курсовой работы студент по мере необхо­димости обращается за консультацией к научному руководителю. В отдельных случаях научный руководитель сам назначает сту­денту встречу для отчета о ходе написания работы.

Индивидуальные беседы руководителя со студентом являют­ся необходимым условием, обеспечивающим успех написания работы.

  1. Рецензирование и защита курсовой работы

Выполненная и оформленная курсовая работа в сброшюрован­ном виде и в плотной обложке сдается менеджеру учебного отдела и после регистра­ции в журнале передается на рецензирование научному ру­ководителю. Он знакомится с ней, определяет ее научный уровень, дает развернутый письменный отзыв, в котором раскрываются по­ложительные и отрицательные стороны исследования.

Студент, автор работы, должен ознакомиться с письменным отзывом до защиты курсовой работы.

Порядок защиты устанавливается кафедрой. При защите ра­боты студенту предоставляется 6-10 минут для краткого выступ­ления, в котором необходимо сосредоточить внимание на глав­ных вопросах темы или положениях, составляющих результат самостоятельных выводов.

Оценивается курсовая работа дифференцированной отметкой. Оценка объявляется сразу после защиты. Она выставляется в ве­домости и зачетной книжке за подписью научного руководителя.

В случае получения неудовлетворительной оценки по итогам защиты курсовой работы студент должен предоставить в уста­новленный срок исправленную работу.

IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ

Существуют универсальные требования к оформлению пись­менной работы, свойственные академическому миру в целом. Все работы должны иметь следующие составляющие:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основную часть, состоящую из глав и параграфов или толь­ко из глав;

- заключение;

- список используемой литературы;

- приложения.

Необходимыми элементами научной работы выступают гра­мотность изложения, литературный слог, аккуратность выполне­ния, хорошее внешнее оформление и умелое иллюстрирование излагаемого материала. Желательно напечатать текст на принтере или пишущей машинке, но если такой возможности нет, то надо написать разборчивым подчерком без помарок.

Параметры страницы:

- формат – А 4;

- поля (верх - 20 мм, низ - 20 мм, справа - 10 мм, слева - 30 мм);

- гарнитура - «Таймc»;

- кегль- 14пт;

- межстрочный интервал - 1,5;

- абзац (красная строка) - 1,25 см;

- табуляция- 1,25 см;

- количество символов в одной строке - 60-64.

На одной странице рукописи должно быть не более 30 строк. Текст печатается строго в последовательном порядке. Не до­пускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на обратной стороне листа, и переносы кусков текста в другие места. Все сноски и подстроч­ные примечания оформляются (с меньшим интервалом) на той странице, к которой они относятся.

Заголовки структурных элементов работы (оглавление, введе­ние, названия глав и заключение) печатаются заглавными буква­ми, а заголовки параграфов - с заглавной буквы строчными бук­вами, и располагаются в середине строки без точки в конце и без подчеркивания, выделяются жирным шрифтом. Расстояние между заголовком и текстом: пропустить 1 строчку, между текстом и параграфом (сверху) – пропустить 2 строчки, между параграфом и текстом (снизу) - 1 строчку.

Названия глав и их параграфов должны быть по возможности краткими. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если за­головок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Сокращения слов в тексте (кроме общепринятых) не допус­каются.

Текст работы необходимо разбивать на абзацы, начало кото­рых оформляется с красной строки. Абзацами выделяются тесно связанные между собой и объединенные по смыслу части текста. Они включают несколько предложений, объединенных общей мыслью.

Работа подписывается студентом (слушателем) с указанием даты ее подписания.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей работы (номер страницы на титульном листе не указывается), на кото­рой помещается следующая информация:

- наименование ведомства: академии, факультет, кафедры;

- название дисциплины;

- название работы;

- фамилия и инициалы слушателя (студента), номер группы;

- фамилия и инициалы, ученая степень и звание научного ру­ководителя;

- название города и год написания работы.

  1. Содержание

Содержание (вторая страница работы) включает перечень за­головков всех структурных элементов работы с указанием стра­ниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте: сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности не допускается.

  1. Введение

Во введении:

- обосновывается актуальность выбранной темы исследо­вания;

- выделяется основная цель работы и определяются задачи, которые предполагается решить для ее достижения.

Начинается введение с обоснования актуальности выбранной темы. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно показать главное - суть проблемы, из чего и будет видна актуальность темы. Далее дается характеристика предмета исследования и оценка современного состояния решаемой науч­ной проблемы.

От определения предмета исследования логично перейти к формулировке конечной цели, а также указать на конкретные за­дачи, которые предстоит решить в соответствии с ней. Это обыч­но делается в форме перечисления: изучить, проанализировать, описать, выявить, исследовать и т. д.

  1. Основная часть

Основная часть работы должна содержать существо, методи­ку и основные результаты выполняемой работы. В ней обычно выделяются 2-4 главы, в которых анализируются теоретические основы изучаемых вопросов, исследуется практика разработки проблемы, сообщаются результаты исследований и приводятся конкретные методы и способы решения проблемы.

Каждая глава должна иметь свое название и состоять, как правило, из 2-3 параграфов, содержащих законченную информа­цию. Более дробное деление глав не рекомендуется.

Содержание глав основной части должно точно соответство­вать теме научной работы и полностью раскрывать ее.

Заключение

В заключении содержатся краткие выводы по результатам выполненной работы, оценка полноты решения поставленных в ней задач. Здесь же отмечается практическая направленность и ценность работы, область ее настоящего или возможного буду­щего применения.

  1. Список используемой литературы

Важной составной частью письменной работы является список использованной литературы. Он размещается в конце работы после заключения и составляется в соответствии с определенными библиографическими правилами. При этом студенты должны обратить особое внимание, что с 01. 07. 2004 введен новый стандарт библиографического описания ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления". Этот стандарт заменяет ГОСТ 7.1-84 и вносит существенные изменения в правила библиографического описания книг и статей, используемых при составлении списков литературы для научного исследования. Полный текст ГОСТа размещен на сайте Российской книжной палаты: http://www.bookchamber.ru/gost.htm

Цитируемая литература дается списком на отдельных листах. Указываются фамилия автора, его инициалы, название книги (статьи), наименование издательства, место издания, год издания. Для журнальных (газетных) статей обязательно указывать название журнала (газеты), номер (дату) издания, год выпуска.

Все источники располагаются в следующем порядке:

§ в начале списка приводится официальная литература: Конституция, Кодексы, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, инструктивная и методическая литература, Постановления центральных и местных органов власти;

§ затем в возрастающем порядке нумерации приводится библиографическое описание публикаций (книг, журнальных и газетных статей) в строгом лексикографическом порядке фамилий и инициалов автора;

§ сборники статей номеруются в соответствии с первой и последующими буквами их названий;

§ в конце списка приводится использованная зарубежная литература на языке оригинала.

Внимательно ознакомьтесь с примерами приведенными ниже. Обратите внимание на знаки препинания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. - М.: Ось - 89, 2001.

2. Налоговый кодекс РФ. Глава 25 (часть вторая). Федеральный закон от 06.08.2001 №110-ФЗ. (Собрание законодательства РФ, 2001, №33 (Ч.1), ст. 3413). // Российская газета, №150, август 2001.

3. Федеральный закон от 25.02.1999 №40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. (Собрание законодательства РФ, 1999, №9, ст. 1097).// Российская газета, №41-42, 1999.

4. Указ Президента РФ от 08.08.1996 №1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей". (Собрание законодательства РФ, 1996, №35, ст. 4144). // Российская газета, №159

5. Положение Банка России от 05.12.2002 №205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации. - М.: Вестник Банка России. Специальный выпуск, №41-42, 1999.

6. Приказ Минфина РФ от 30.12.1999 №107-н. "Об утверждении Инструкции по бух. учету в бюджетных организациях" // Экономика и жизнь, №3, февраль 2000.

7. Пенсионный фонд РФ. Информационно-статистический сборник за 1 полугодие 1997 года. // Консультант Плюс: Версия Проф.

8. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг. - М.: Финансы и статистика, 1992.

9. Балабанов И.Т. Финансы граждан (как россиянам создать и сохранить богатство). - М.: Финансы и статистика, 1995.

10. Банковское дело / Под ред. проф. В.И. Колесникова Л.П. Крапиницкий. - М.: Финансы и статистика, 1995.

11. Банковское дело: Справочное пособие / Под ред. А. Бабичевой - М.: Экономика, 1994.

12. Государственный бюджет: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой. - М., 1998.

13. Мэнвилл Хэррис Дж. Международные финансы / Пер. с англ. - М.: Фимн, 1996.

14. Киреев А.П. Международная экономика. – 2-е изд., перераб. – М., 1997.

15. Вексель и вексельное обращение в России: Практическая энциклопедия. / И.Н. Шапкин и др. – 3-е изд. – М.: Банковский деловой центр, 1997

16. Если нужно отразить, например

- журнальная статья

Романова М.В. Формирование финансовой политики предприятий // Финансы и кредит. – 2000. - №8 (68).

- определенный номер журнала

Общество и жизнь. – 2000. - №1.

Цифровой материал в работе оформляется в виде таблиц. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в ко­тором она упоминается, или на следующей странице. На все таб­лицы должны быть ссылки, которые оформляются в виде заклю­ченного в круглые скобки текста.

Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной порядко­вой нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы поме­щается в правом верхнем углу над ее заголовком после слова «Таблица». Знак «№» перед цифрой и точка после нее не ставится. Номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номе­ра таблицы. Например: Таблица 2.4 (глава 2, таблица 4).

Текстовый заголовок таблицы располагается над нею посере­дине страницы и пишется с заглавной буквы без точки на конце.

Если таблица составлена на основании собственных исследо­ваний, это обязательно следует указать в примечании. Если же она заимствована из каких-либо источников, то необходимо сде­лать ссылку на источник с указанием страницы, на которой она помещена.

При переносе таблицы на следующую страницу шапку табли­цы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение таблицы (номер)». Если шапка громоздкая, то допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице, а заголовок таблицы не повторяют.

Графики и схемы

Графики и схемы должны быть органически связаны с тек­стом работы. Каждый вид иллюстраций нумеруется арабскими цифрами сквозной нумерацией. Номер состоит из порядкового номера иллюстрации. Например: График 1

Приложения

В приложения включаются материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть представлены в основной части, такие как:

- таблицы вспомогательных и цифровых данных;

- иллюстрации вспомогательного характера;

- инструкции, методики, разработанные в процессе выполне­ния научной работы.

Приложения как элемент работы оформляются на последних страницах и располагаются в порядке появления на них ссылок в тексте работы, данных в круглых скобках. Например: содержание включает перечень заголовков...

Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет содержательный заголовок, напечатанный посередине страницы прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами печатается слово «Приложение».

Если приложений в работе более одного, то они нумеруются арабскими цифрами (без знака №).

В случае необходимости текст приложений разбивается на разделы, подразделы, которые нумеруются в пределах каждого приложения в соответствии с общими требованиями.

При использовании в качестве приложения документа, имеющего самостоятельное значение, его вкладывают в работу в оригинале. На титульном листе документа в правом верхнем углу печатают слово «Приложение» и проставляют его номер.

Нумерация страниц

В работе используется сквозная нумерация страниц по всему тексту, включая библиографию и приложения. Титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию страниц, однако номера страниц на них не проставляются.

Страницы нумеруются арабскими цифрами, номер страницы проставляется в середине верхнего поля страницы без точки.

Структурные части работы (введение, каждая глава, заключе­ние, библиография, приложения) начинаются с новой страницы.

Ссылки и сноски

В работах ценятся цитаты. Цитата - дословное приведение выдержки из какого-либо произведения - выделяется кавычками и снабжается сноской на источник (не рекомендуется ссылаться на неопубликованные источники). Если в цитату берется часть текста, т. е. не с начала фразы, а также с пропусками внутри ци­тируемой части источника, то место пропуска обозначается отто­чиями (тремя точками). При цитировании допустимо приводить современную орфографию и пунктуацию, опускать слова, обо­значая пропуск многоточием, если мысль автора при этом не ис­кажается.

Недословное приведение выдержки из какого-либо произве­дения не выделяется кавычками, но также снабжается ссылкой на источник.

В тексте работы при упоминании какого-либо автора указы­ваются сначала его инициалы, затем фамилия (например, по мне­нию А. П. Гайдара; как подчеркивает К. П. Сидоров, и т. д.). В сноске, наоборот, сначала указывается фамилия, затем инициа­лы автора.

Сноски оформляются на тех страницах, где расположена цитата, и имеют постраничную нумерацию (допускается рас­положение сносок общим списком в конце научной работы). В конце цитаты ставится цифра, обозначающая ее порядковый номер на странице. Внизу страницы, под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется и за ним идет назва­ние книги (журнала, газеты и др.), из которой взята цитата, с полными ее реквизитами и через точку-тире - номер цитируе­мой страницы.

Цитата:

... По мнению А. С. Комарова, в гражданском праве ряда стран понятие договора не только теоретически, но и по существу опирается на понятие обстоятельства1.

В использовании цитат необходимо соблюдать меру. Нагро­мождение цитат свидетельствует о неспособности автора науч­ной работы излагать мысли своими словами.

Нумерация сносок дается арабскими цифрами на каждой странице текста самостоятельно в порядке возрастания.

Объем текста сносок рассчитывается по каждой странице и отделяется от текста сплошной чертой (см. сноску 1 на этой странице)1.

В случае, когда один и тот же источник цитируется в квалификационной работе несколько раз, то после первого полного библиографического описания источника допускается сокращение его данных (указывается только автор, наименование и страница источника) (см. сноску 2 на этой странице)2.

Вторая и последующие сноски, идущие подряд на одной странице текста и относящиеся к одному и тому же источнику, пишутся следующим образом «Там же, стр.…».

В случае, когда в квалификационной работе смысл текста, научные идеи, мысли автора пересказываются своими словами, в сноске перед библиографическим описанием источника ставится сокращение «см.» (смотри).

Приводимые в тексте цитаты, данные бухгалтерской и статистической отчетности, формулы, справочные материалы, графики, таблицы, диаграммы, если они заимствованы, следует снабдить постраничными ссылками на источник. Пример:

Таблица 1

Рис.1. Важнейшие составляющие модели устойчивого развития

           
  контрольных и курсовых работ - student2.ru   контрольных и курсовых работ - student2.ru
    контрольных и курсовых работ - student2.ru
 

Рис.2. Блок-схема алгоритма формирования стратегии устойчивого развития региона

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История»

  Студентки 1 курса гр. 211 специальности «Финансы и кредит» Красиковой Майи Игоревны Научный руководитель: д.п.н., профессор Пивненко Петр Петрович Дата сдачи: _______________________ Оценка: __________________________ Подпись руководителя: _____________  

БАТАЙСК - 2011

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социальной работы и экономики

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Основы предпринимательства и маркетинга»

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Организация, управление и администрирование»

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

  студентки 4 курса гр.1.4.1 специальности «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» Ф.И.О. Научный руководитель: к.п.н. Кондратьева Елена Анатольевна Дата сдачи: _______________________ Дата защиты:______________________ Оценка: __________________________ Подпись руководителя: _____________

БАТАЙСК-2011

2. Образец оформления содержания

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ……………...…….…5

1.1. Понятие государственной службы в широком и узком смысле ………….......5

1.2. Виды государственной службы ……………………………………………...….8

1.3. Прямое действие Конституции ……………………………………………...…12

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ............................................................................15

2.1. Функции и задачи государственной службы ……………………………..….…...15

2.2.Функции государственной службы на ранних этапах развития государства…...18

2.3. Задачи и функции государственной службы в современном индустриальном и постиндустриальном обществе …………………………………………………...…….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Электронные ресурсы

1. Statsoft, Inc.(1999). Электронный учебник по статистике. Москва, Statsoft. Web: http://www.statsoft.ru/home/texlbook.

1 Социально-экономическое положени

Наши рекомендации