Тема 4. государство и право древнего рима

Форма интерактивного семинарского занятия – семинар дискуссия, решение практических задач.

Продолжительность занятия – 2 часа.

Цель занятия:

Приступая к изучению этой темы, студенты обязаны тщательно рассмотреть основные черты античного общества, понять причи­ны их обусловившие. Знать периодизацию древнеримского государства и факторы, влиявшие на смены форм правления. Уметь объяснить структуру органов государственной власти в различные периоды.

Из всех правовых систем античного мира наибольшее значе­ние имело римское право. Студенты должны понять структуру цивильного (гражданского) и естественного права, уяснить прин­ципы уголовного права на примере древнейшего законодательно­го памятника - Законов XII таблиц.

Терминологическое задание:записать в личный юридический словарь и усвоить следующие термины и понятия: «агнаты», «агер публикус», «деликт», «диктатор», «доминат», «император», «квесторы», «клиентела», «кодекс», «комиции», «консулы», «курия», «магистратура», «манципация», «сервитут», «узуфрукт», «нексум», «вендикация», «патриции», «патрон», «перегрины», «плебеи», «принципат», «сенат», «цензоры», «эдилы».

ПЛАН:

1. Формирование и развитие государственности Древнего Рима. Социальная структура и высшие органы власти.

2. Виды гражданского судопроизводства: легисакционный, формулярный, экстраординарный.

3. Законы XII таблиц. Особенности уголовного права и процесса.

4. Законы XII таблиц. Вещное и обязательственное право.

5. Законы XII таблиц. Брачно-семейное право. Наследственное право.

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1. Становление римского полиса.

2. Борьба патрициев и плебеев в Риме.

3. Государственная организация принципата.

4. Система управления при доминате.

5. Преторская юстиция.

6. Уголовная юстиция и уголовное право в Древнем Риме.

Законы XII таблиц: практические задачи:

Задача № 1.

Женщина заключила брак Sine manu (сине ману) с мужчиной гражданином Рима. В течение года она проживала в доме мужа, ни на день не отлучаясь даже к родителям. По истечении годичного срока она тяжело заболела, и месяц пролежала в постели, соблюдая строгий постельный режим.

Изменится ли что-то в жизни женщины после выздоровления?

Задача № 2.

В результате тяжелой болезни очень богатый гражданин Рима впал в безумие и стал расточительно тратить принадлежащие ему богатства на женщину, с которой находился в сожительстве. Его родственники, обеспокоенные таким положением дел, обратились к ней, требуя оставить его в покое. В ответ она сказала, что отношение с этим мужчиной это ее дело и родственники не должны вмешиваться в их личную жизнь.

Кто прав в данной ситуации? Какое решение принял бы суд, если кто-то из сторон обратился с иском?

Задача № 3.

Человек получил в наследство после смерти брата дом и часть имущества. На требование кредиторов брата о выплате части долгов он заявил: «… это долги брата и я к ним никакого отношения не имею».

Как вы разрешите сложившуюся ситуацию? Должен был платить наследник по долгам умершего или нет?

Задача № 4.

Объезжая на вьючном осле большую лужу разлившуюся на грунтовой дороге, торговец заехал на чужой придорожный участок и испортил несколько виноградных лоз. Хозяин виноградника обратился с иском в суд.

Какое наказание ждало хозяина осла?

Задача №5.

Позавидовав хозяину дома, который собрал урожая больше чем он, завистливый сосед поджег его скирды хлеба сложенные у дома, однако был замечен и доставлен в суд.

Какое наказание ждало соседа, за преднамеренный поджег скирд хлеба? Какое наказание ждало соседа, если бы он сумел доказать, что пожар произошел по неосторожности?

Задача № 6.

Коза из-за недосмотра хозяина зашла в соседний двор и частично съела, а частично потоптала урожай. Сосед обратился в суд.

Какое решение должен принять судья?

Задача № 7.

Ночью мальчик проник на чужое поле и стал собирать овощи, чтобы поесть. Он был замечен хозяином поля, пойман и отведен к претору.

Какое наказание определит претор мальчику?

Задача № 8.

При рассмотрении спорного дела в суде, судья, разобрав детали дела, принял решение в пользу одной из сторон. Как оказалось в последствии, им было принято денежное вознаграждение.

Какое наказание ждало судью?

Задача № 9.

При обыске в доме подозреваемого была найдена украденная вещь. В ответ на предъявленные обвинения он заявил, что золотая брошь была подброшена ему обыскивающим. По его мнению, он спрятал и пронес в дом ее в плаще, в котором производил обыск.

Какое решение должно быть принято в данном случае? Ответ обоснуйте.

Задача №10.

Не желая, чтобы один из кандидатов в магистраты выиграл выборы, его противник сложил и распевал песню о своем конкуренте. Сопернику это не понравилось, и он обратился в суд, требуя наказать автора песни. Он мотивировал свое обвинение тем, что в словах песни содержались слова, позорящие его как гражданина.

Ждало ли автора песни наказание, если эти сведения подтвердились? Если ждало, то, какое?

Литература

Основная

Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2004.*

История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенниниковой. Ч. 1 - М., 2006.*

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т. 1 – М.,2010.

Источники права

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 1. «Древний мир и средние века» / Составитель: д.ю.н., профессор Н.А. Крашенникова. М., 2009. *

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. / Составитель: В.Н. Садиков. М., 2007. *

Дополнительная

Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2010.*

Гай. Институции. Пер. с латинского Ф. Дыдынского. Под ред. В.А.Савельева, Л.Л. Кофанова. М.1997.

Галай Ю.Г. Словарь определений историко-правовых понятий. Нижний Новгород, 2001.

Игнатенко А.В. Древний Рим: от военной демократии к военной диктатуре (историко-правовые исследования). Свердловск. 1988.

Ковалев С.И. История Рима. – СПб.: 2003.

Покровский Н.А. История римского права. М.1998.

Тит Ливий История Рима с основания города. ТЛ.М.,1989; Т.2. М.,1991;Т.3.М,1993.

Утченко С.А. Кризис и падение Римской республики. М.,1985.

Наши рекомендации