Политическая жизнь: цели, средства и методы в политике 71


Первая форма терроризма тяготеет к коллективизму и даже
аскетизму, вторая имеет более индивидуалистский и потребитель­
ский характер. ■

Сегодня политический терроризм захлестнул почти все стра­ны мира — развитые и развивающиеся, активно действуют все его типы и разновидности. Особенно активно действуют террористичес­кие организации в Италии, Франции, США, Наиболее высокая ак­тивность террористических и экстремистских организаций в Япо­нии. Их деятельность выражена в жестокой, изуверской форме. И здесь, как и в Европе, левые экстремисты пособничают реакции под громкими названиями типа группа «Красная армия». По своей организационной структуре она сходна с другими левотеррористи-ческими группами. В период высшего размаха своей деятельности она насчитывала от 300 до 400 боевиков, вместе с активистами до 2000 человек, а иногда и больше. По своему составу члены «Красной" армии» —- выходцы из среднего класса. Эта организация поставила своей целью бескомпромиссную борьбу за мировую революцию и од­новременно революцию в Японии.

Известна всем деятельность нашумевшей в Японии религиоз­
ной секты «Аум Сенрике» своими террористическими актами в то­
кийском метро. -

Террористические организации пытаются выдать себя за ре­волюционеров, чуть ли не защитников народа. «Красные бригады» в Италии, «Красная армия» в Японии и ФРГ, «Революционная армия» в США и т. д.—уже одним своим названием пытаются доказать свою причастность к революционному движению. Поэтому невольно вста­ет вопрос о соотношении терроризма с революционной практикой.

Терроризм по своей сути диаметрально противоположен мас­совой борьбе. Обращение к террористической практике не только означает неверие в массовое движение, но и наносит этому движе­нию ущерб.

Отношение революционных марксистов к терроризму как тактике не следует смешивать с их отношением к революционному террору в ходе восстания или гражданской войны. Марксисты счи­тают, что борьба за разрушение старой государственной машины, террор со стороны свергаемых эксплуататорских классов делают революционный террор правомерной и необходимой мерой со сторо­ны восставшего народа. Эти меры направлены на противодействую­щие стороны, невинные люди при этом не страдают, революционное насилие не предполагает устранение всего общества. Марксисты от­вергали терроризм как тактику и признавали правомерность на­сильственных действий лишь в «массовой борьбе и в связи с этой борьбой» (Ленин В. И. Поли. собр. <гоч. Г. 30. С. 182).

Борьба против терроризма в современном обществе осложня­ется двойственным и непоследовательным поведением правящих классов и властей, которые наживают политический капитал на су-

ществовании этой проблемы, оттесняют с политической сцены и дискредитируют подлинно демократические и левые силы. Поэто­му меры, принимаемые властями против терроризма половинчаты: репрессии, как правило, обрушиваются лишь на подлинно левые организации, а преступления правых экстремистов остаются без­наказанными.

Правительственные пресса и служба приучают обывателя к обыденности этого явления. Уделяя терроризму большое внимание, средства массовой информации способствуют его распространению. Подлинно радикальная борьба против терроризма неотделима от борьбы против порождающих его причин, против социальной не­справедливости и угнетения, насилия и авантюризма как во внут­ренней, так и в международной политике.

ЛИТЕРАТУРА I

Политическая жизнь: цели, средства и методы в политике 71 - student2.ru Антология ненасилия: Москва; Бостон. 1992. ' '■

Запасник С. Ложь в политике //Философские науки. Г991. № 8. Калмыков В. Человек и Общество: проблемы гуманизации общественной жизни //Со­циально-политические науки. 1991. № П.

Ключников Ю. В. Мораль, право, политике как этническая сфера //Повис. 1992. № 2.
Мангейм Дж. К, Ричард К Риг. Анализ общественной политики и оценка программ
//Полис. 1991. ТА 3. ' .

Мясников С Н. Смена правящих алит: консолидация или вечнаясхватка // Полити-
ческие исследования. 1993. №1. ' ■

ЮсимМ А. Этика Макиавелли. М,, 1890. ' .


Л

" тема 5

олитическая система общества

Политическая жизнь: цели, средства и методы в политике 71 - student2.ru I. Понятие политической системы. Системный подход к изучению политической жизни

2. Структура и функции политической системы.

Роль средств массовой информации и церкви в политике

3. Типы политических систем

Понятие политической системы. f

Системный подход к изучению политической жизни ,

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет меха­низм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества.которую можно считать «окружением* или «окружающей средой», и одновременно устано­вить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему составляют многие подсистемы, струк­туры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами; со­циальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и ре­ально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципали­тета — его акты ограничены его территорией* в случае политической партии — учитываются пределы действия устава, программы, пар­тийных решений.

Глубокое обоснование и широкое распространение понятие «политическая система» получило лишь в середине XX в., что по­рождено логикой развития политической науки, приведшей к необ­ходимости описания политической жизни с системных позиций. По­литологи разработали несколько моделей, позволяющих наглядно представить и понять функционирование политических систем. Рас­смотрим две из них, составляющие основу теории политических си­стем— американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда.

Д. Истон в работах «Политическая cucm&«a» (I953), «Предел политического анализа» (1965), «Системный анализ политической жизни» (1965) изложил основу анализа любой политической систе-

мы какой-либо страны, а также составляющих эту систему подсис­тем: парламента, правительства, местного самоуправления, полити­ческой партии, общественной ассоциации. По Д. Истону политичес­кая система — это саморегулирующийся и развивающийся орга­низм, реагирующий на поступающие извне импульсы.

У системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований (конструктивных и деструктивных) и поддержки (или протеста). Требования могут возникать и формулироваться как в окружающей среде, так и внутри самой системы. Поддержка мо­жет выражаться в выплате налогов, военной службе, соблюдении за­конов, участии в голосовании, лояльном отношении к государствен­ной власти и ее символам. Независимо от места своего происхожде­ния требования и поддержка становятся частью политической системы и должны учитываться ею в соответствующих структурах и при соблюдении определенных процедур. Щшример, требование индексировать заработную плату учителей учитывается в ходе кол­лективных переговоров.

Выход информации—результат функционирования полити­ческой системы—-осуществляется в виде решений и политических действий. Эти решения и действия так или иначе оказывают воздей­ствие на окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе уси­ливается, если данные решения и действия соответствуют ожидани­ями требованиям многочисленных слоев и групп населения. В систе­ме усилятся стабилизационные процессы. В случае полного или частичного несоответствия ожиданиям политические решения мо­гут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. В этом случае в обществе множатся дестабилизирующие

Требования занимают важное место в разнообразной инфор­мации, поступающей в систему и свидетельствующей об ожиданиях, мотивах и интересах людей- Истон разделил их на распределитель­ные (о зарплате и рабочем времени, об условиях получения образова­ния, услугах), регулировочные (об обеспечении общественной безо­пасности, контроле над рынком и т. п.), коммуникативные (о предо­ставлении политической информации, о демонстрации политической

СИЛЫ И Др.).

Политическая система является открытой: она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды. Ес­ли такое воздействие слабое, тогда политическая система не имеет достаточной информации для принятия стабилизирующих общество решений. Такое воздействие можетбыть сильным, но односторонним, и тогда система принимает решение в интересах какого-либо одного слоя, а это также может дестабилизировать ситуацию. Наконец, воз­действие может быть настолько сильным, что происходит перенасы­щение информацией, и это может привести к ошибочным решениям.

Политическая система общества 75

Выходные действия политической системы, по Истону, обус­ловлены ее главным предназначением, самой природой политичес­кой власти. Она состоит в обязательном представлении политичес­ких решений, авторитарном распределении и обеспечении принятия их населением. Политическое решение и является формой автори­тарного распределения ценностей.

В отличие от Истона, Г. Алмонд рассматривает политическую систему как множествовзаимодействий, поведений,как государст­венных, так и негосударственных, которые необходимо исследовать. Он отмечает, что любая политическая система имеет свою собствен­ную структуру, многофункциональна; все политические системы осуществляют одни и те же функции и смешаны в культурном смыс­ле. Важной особенностью является многофункциональность систе­мы. В частности, несмотря на провозглашенный принцип раздела-ния властей, многие функции; хотя и по-разному в разных системах, неразделимы. Например, виешательство парламента в текущую по­литику, законотворческая деятельность правительства и президен­та происходит во многих странах мира. Смешанность политических систем в культурном смысле означает, что нет, например, «чистого» президентского или «чистого» парламентского правления.

Модель Г. Алмонда преодолевает некоторые недостатки моде­ли Д. Истона. Она учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы поступающие не только извне, от народа, но и поступающие от правящей элиты. Правитель­ство, к примеру, решает множество вопросов, имеющих мало общего с интересами и желаниями граждан (применение насилия в отноше­нии отдельных социальных групп, начало войны).

Вход информации, по Г. Алмонду, складывается из политиче­ской социализации и мобилизации населения, анализа существую­щих интересов (высказанных и невысказанных, укрупнения (обоб­щения и интеграции) интересов, политических коммуникаций (свя­зей и взаимосвязей различных политических сил).

Функции выхода информации состоят из установления правил (законодательная деятельность), применения правил (исполнитель­ная деятельность правительства), формализации правил (придание им юридического оформления), непосредственного выхода информа­ции (практическая деятельность правительства по осуществлению внутренней и внешней политики): Таким образом, к важнейшим функ­циям политической системы относятся изучение ситуации и учет ее особенностей, а также политическое решение выявленных проблем.

В данной модели основное внимание уделено множественнос­ти различных интересов внутри системы, их столкновению и объе­динению, учету этих интересов системой.

Современные интерпретации политических систем отличают­ся разнообразием концепций. Существует до двух десятков опреде­ления данного понятия, в основе которых различные критерии. В це-

лом, можно утверждать, что политическая система— это универ­сальная управляющая система общества, компоненты которой свя­заны политическими отношениями и которая в конечном итоге ре­гулирует взаимоотношения между социальными группами, обес­печивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.

Каково значение системного подхода в анализе политики?

Во-первых, он позволяет представить политическую жизнь именно как систему поведения людей, установить механизмы влия­ния политических действий, поступков на характер политических институтов и структур.

Во-вторых, дает понимание политики как целостности, откры­вает возможности анализа способов, форм ее взаимодействия с ок­ружающей средой, компонентами которой могут выступать приро­да, экономика, культура, социальная структура.

В-третьих, одно из важнейших назначений политики — обес­печение единства, целостности общественного организма, неизбеж­но включающего многочисленные различия, разнонаправленные тенденции действия. Политическая система выступает средством социальной интеграции,сдерживания деструктивного влияния со­циальных различий на функционирование составных частей обще­ственного организма.

Понятие политической системы выражает единство двух сто­рон политики: организации и деятельности, действия и структуры.

Формализация, которая вносится системным подходом, со­здает возможность сравнительного анализа разных типов, моделей политической жизни, выделения единых критериев их сопоставле­ния и анализа.

Формирование политической системы связано с постепенным приобретением политическими отношениями ряда существенных признаков:

во-первых, это устойчивая взаимозависимость различных элементов политической жизни.Если такой взаимозависимости нет, возникает состояние, противоположное целостности, системно­сти —■ распад, дезинтеграция общества;

во-вторых» упорядоченность политических отношений, нали­чие оптимального сочетания их стабильности и развития.Значение упорядоченности в обществе определяется тем, что она служит важ­нейшим условием продуктивного и целенаправленного изменения со­циальных отношений. Политическая жизнь—чрезвычайно динамич­ное явление, элементы неупорядоченности, нарушения сложившихся связей и способов их регуляции здесь постоянно присутствуют, ведь любое развитие связано с тем или иным нарушением стабильности. Но уровень неупорядоченности политических и социальных процессов не должен понижаться до такой степени, когда возникает очевидная и реальная угроза безопасности людей. Если это все-таки происходит и

Политическая система общества 77

государство не выполняет своей важнейшей функций, оно теряет под­держку граждан, начинается интенсивный поиск альтернатив и они, как правило, находятся. Причем, поскольку отбор происходит в кри­тических условиях, новый вариант порядка оказывается далеко не лучшим, а зачастую и просто более опасным;

в-третьих, у политической системы есть культурное основа­ние. Это общность ценностей, совокупность политических симво­лов, убеждений, принятых членами политической общности. Един­ство, интеграция в сфере политики возможны только при наличие определенной духовной связи, благодаря которой люди могут хотя быпроето понять друг друга. Исторический опыт показывает, что политические системы, способные к длительному, стабильному су­ществованию, такие ценности обязательно имеют. Они разделяются большинством членов общества, закладываются в системы воспита­ния. Например, в политической культуре; США такими ценностями служат: «американскаямечта»—уверенность в зависимости лично­го успеха от собственных усилий и способностей; отношение к своей стране как богоизбранной, предоставляющей человеку уникальные возможности для самореализации; это также известный тезис, кото­рый можно прочитать на гербе страны,—«Мы верим в Бога», связы­вающий веру в Бога и политику;

в-четвертых, для политической системы характерно совмест­ное реагирование всех элементов на внешнее воздействие. Именно из взаимодействия, кооперации рождается способность политической системы к быстрой мобилизации необходимых ресурсов для решения той или иной общей проблемы. В этом случае усилия государственных органов опираются на участие граждан, пользуются поддержкой раз­нообразных политических и общественных организаций, партий, на­ходят одобрение в общественном мнении.

Итак, смысл системного подхода к анализу политической жиз­
ни заключается в изучении ее как подсистемы в рамках более широ­
кой системы, так и в выявлении подсистемы, элементов данной сис­
темы. Данный подход позволяет унифицировать терминологию,
уточнить понятия политической теории и устанавить их взаимо­
связь между собой. ,

Политическая система относится к классу открытых систем: она испытывает различные воздействия не только внутренних, но и внеш­них факторов. Политология внимательно изучает все эти влияния.

| Разные системы обладают разными механизмами сопротив'-ления внешним воздействиям. Внутренние кризисы, противоречи­вость процессов, присущих политическим системам свидетельству­ют о необходимости корректировок либо, политики, либо системы. Политическое поведение деятелей и партий должно быть исключи­тельно внимательным к появлению кризисных явлений и тупиковых процессов. На ранних стадиях всегда возможно их урегулировать без серьезных потерь.

■■ ■ . ; г. . ..-.■..

Структура и функции политической системы. Роль средств массовой информации и церкви в политике

В структуре политической системы учеными выделяются такие ее подсистемы как институциональная (организации, учреждения), нормативная (нормы правовые и моральные, политические тради­ции), функциональная (формы и направления политическом дея­тельности, различные политические процессы, способ и методы осу­ществления власти), коммуникативная (объединяющие связи, фор­мы взаимодействия, например, между партиями и государством, между политической и экономической подсистемами), идеологичес­кая (взгляды).

В научной литературе, отечественной и зарубежной, нередко вычленяются четыре главные группы элементов политической сис­темы: 1) политическая организация; 2) политические отношения; 3) политические и правовые нормы; 4) политическое сознание и по­литическая культура.

Главные элементы политической системы общества и меха­низм их функционирования отражаются в конституции государст­ва, в законодательстве, которые регулируют принципы формирова­ния и деятельность органов государственной власти, права и обязан­ности государственных, партийных, хозяйственных иобщественных организаций.

Наиболее активной и динамичной частью политической сис­темы общества является его политическая организация. Любой вид политической деятельности осуществляется в организованных формах — через совместные действия, подчиненные единой цели и регулирующиеся определенными правилами, нормами, принятыми в данной общности. Именно благодаря организации осуществляет­ся перевод идеологической или моральной силы в материальную, идеи становятся правилами поведения. Организация в следствие того выступает важнейшим средством формирования единой воли.

В тех случаях, когда народ той или иной страны вступает в по­литические отношения, не имея хоть в какой-то степени развитой политической организации, ее функции берут на себя другие силы: армия, племенные структуры, религиозные сообщества.

Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы существования политической организации называется ииституциалиаацией. В ходе нее происходит формирование полити­ческой организации общества. Отношение разрыва, антагонизма идеи и организации порождает обратный процесс — деияетитуциа-лиэацию, разрушение политической организации, нарастание раз­рыва между поведением людей и регулирующей его нормой. Очевид­на органическая связь политики и институциализации, все многооб­разие политической деятельности осуществляется в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику.

Наши рекомендации