Глава 19. структура и система международных

ОТНОШЕНИЙ

1. Участники международных отношений

2. Теоретические модели системы международных отношений и современность

3. Международные конфликты и международная безопасность

4. Россия в современном мире

1. Участники международных отношений. Современная политическая наука рассматривает в качестве основных участников (акторов) международных отношений суверенные государства, межгосударственные объединения и международные (правительственные и неправительственные) организации. Важнейшим признаком государства как участника международных отношений является государственный суверенитет. Суверенитет означает, что данный социальный субъект не признает в от­ношении себя никакой другой власти, кроме собственной, никаких других обязательств, кроме тех, которые были взяты им на себя добровольно или под воздействием объективных обстоятельств.

Следует различать понятия государственного и национального суве­ренитета. Национальный суверенитет - совокупность прав нации, позволяющая ей сохранять свое существование, свою национальную самобытность и обеспечивать благоприятные условия для своего развития. Для осущест­вления национального суверенитета не обязательно образовывать национа­льное государство. Национальный суверенитет может быть реализован в таких формах, как национально-культурная автономия, федеративное или конфедеративное государственное устройство.

Наряду с отдельными национальными государствами в международных отношениях принимают участие также различные коалиции государств, бло­ки, интеграционные группировки, т.е. межгосударственные объединения, участники которых не теряют своей самостоятельной роли в системе меж­государственных отношений. В межгосударственном объединении могут воз­никать специальные механизмы для координации внешнеполитического пове­дения его участников. Функции таких механизмов состоят как в простом обмене информацией, так и в согласовании отдельных элементов внешнепо­литической идеологии, политики и стратегии на международной арене, в совместной разработке и совместном осуществлении внешнеполитических акций.

В прошлом основным видом межгосударственных объединений были коа­лиции, создававшиеся, как правило, лишь для подготовки и ведения военных действий. После второй мировой войны возникли различные военно-полити­ческие союзы: НАТО, ОВД, СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС и некоторые другие. Боль­шинство этих союзов распалось еще в ходе «холодной войны», а Варшавский договор прекратил свое существование после ее окончания. Сохранился лишь Североатлантический договор - НАТО, но эта организация в современ­ных условиях меняет стратегию и приспосабливает функции к новой международной действительности, одновременно расширяя число своих чле­нов.

Сегодня возрастает значение интеграционных группировок иного хара­ктера, ярким примером которых может служить Европейское сообщество, преобразовавшееся в ходе экономической и политической интеграции в Европейский Союз. Фактически и Содружество Независимых Государств на сегодняшний день представляет собой межгосударственное объединение, правда, рыхлое, аморфное, с неясными перспективами.

Близким, но не тождественным к понятию «межгосударственное объеди­нение» является понятие «международная организация». Международные ор­ганизации во второй половине XX столетия стали важным фактором между­народных отношений. Основными признаками международной организации мо­гут быть названы следующие: объединение государств на основе организа­ционно-правового единства его членов; объединение, образованное в силу межгосударственного соглашения - учредительного акта - для достижения провозглашенных целей; объединение, осуществляющее в соответствии с уч­редительным актом и другими правилами организации установленные функ­ции и полномочия в международном общении через посредство своих орга­нов и выступающее во взаимоотношениях с государствами-членами, с госу­дарствами-нечленами и другими субъектами международного общения от своего имени. Положение о том, что международная организация выступает исключительно от своего имени, во-первых, отражает тот факт, что она проявляет тем самым свою волю, во-вторых, позволяет отличать междуна­родную организацию от наднациональной организации.

Каждая международная организация - это Форум государств-участников межгосударственных отношений, где проходят интенсивные переговоры по общим и специальным вопросам, изыскиваются пути решения спорных вопро­сов между ними, устанавливаются и развиваются их отношения. Международ­ная организация играет относительно самостоятельную роль, вступая в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в тоже вре­мя представляя все участвующие в ней государства в своих решениях, в заключаемых ею международных договорах и соглашениях с другими государ­ствами или международными организациями. Подобная организация межгосу­дарственного характера признается субъектом международного права. Как субъект межгосударственных отношений, а, следовательно, и международного права, международная организация призвана играть конструктивную роль в развитии и упрочении международной законности, в укреплении вза­имопонимания, в развитии взаимовыгодных отношений между государствами, в решении спорных вопросов, в поддержании мира и безопасности. Такая роль международной организации делает ее важным элементом системы межгосударственных отношений как отношений мира и мирного сосуществова­ния. Международные организации играют стабилизирующую роль, способст­вуя усилиям миролюбивых сил в сохранении и развитии позитивных тенден­ций в международных отношениях.

Международные организации отражают объективную тенденцию усиления взаимосвязи и взаимозависимости всех явлений и процессов в современных межгосударственных отношениях. Будучи порождением таких объективных за­кономерностей развития межгосударственных отношений, как мирное сосуще­ствование государств, международное разделение труда, интернационализа­ция мирохозяйственных и иных связей государств, международные организа­ции, в свою очередь, оказывают влияние на реализацию этих закономерно­стей, создавая для этого более или менее благоприятные условия.

Вместе с тем международные организации действуют и развиваются, подчиняясь своим собственным законам. К числу, в частности, можно от­нести необходимость соответствия структуры и принципов создания и дея­тельности международных организаций общепризнанным принципам и нормам международного права, целесообразность функционирования именно в той области международных отношений, рамки которой определены уставом дан­ной организации.

В научной литературе предлагается несколько принципов классифика­ции международных организаций. При этом наиболее существенным являет­ся их деление на межгосударственные и неправительственные (т.е. на ос­нове характера членства). Наряду с этим делением существует целый ряд международных организаций смешанного типа. В них участвуют как прави­тельства или государственные ведомства, так и общественные организации и индивидуальные члены.

Особое место в современном мире, несомненно, принадлежит Организа­ции Объединенных Наций. Созданная в 1945 году, ООН замышлялась как уни­версальный инструмент поддержания всеобщего мира и безопасности. Одна­ко начавшаяся в период «холодной войны» конфронтация между крупнейшими державами, их попытки использовать ООН в собственных интересах подорва­ли эффективность деятельности этой организации в целом. В новых усло­виях возродилась надежда на то, что цели и задачи, провозглашенные Уставом ООН в момент ее создания, не будут больше просто декларацией.

С деятельностью Организации Объединенных Наций связаны сегодня и надежды на решение ряда проблем, обострившихся в последние десятилетия. Это относится прежде всего к одной из наиболее значимых и перспектив­ных областей деятельности ООН - проблемам состояния мирового хозяйства и многостороннего экономического взаимодействия.

ООН, безусловно, не может подменить собой сеть многосторонних ор­ганизаций и институтов, осуществляющих регулирование международных ва­лютно-финансовых отношений, но через СОН можно было бы приступить к устранению возрастающих диспропорций в глобальной экономике и к ликви­дации бедности и нищеты в различных районах мира. В последнее время выдвигается множество предложений об улучшении структуры самой ООН, по­вышении эффективности отдельных ее органов и пересмотре Устава ООН.

Ставится вопрос о расширении Совета Безопасности, причем речь идет не только об увеличении числа его непостоянных членов, но и о вве­дении в состав Совета Безопасности новых постоянных членов. Предлагает­ся реформировать и деятельность Генеральной Ассамблеи ООН. В частнос­ти, сократить общее число принимаемых резолюций, делать упор на реаль­но выполнимых, исходить при этом из критериев приоритетности решаемых задач, их практической значимости. Предлагается также усовершенствовать структуру Генеральной Ассамблеи за счет активизации уже существующих в ее рамках вспомогательных органов и, возможно, создания ряда новых в целях предметного рассмотрения приобретающих особую актуальность проблем.

Все межправительственные организации подразделяются на организации системы ООН и региональные организации. Международные региональные ор­ганизации могут действовать только в соответствии с принципами Устава ООН и призваны решать вопросы сотрудничества и безопасности государств определенного региона. По данным Центра исследований международных ор­ганизаций в Брюсселе, количество региональных организаций составляет примерно 80% от всех межправительственных организаций.

Таким образом, система международных организаций прочно вошла в структуру системы межгосударственных отношений как важный элемент, без которого функционирование этой системы практически невозможно, особен­но сегодня, когда совместных усилий требует решение глобальных проблем, когда существует объективная необходимость коллективной безопасности. Роль данного элемента системы международных отношений будет, очевидно, возрастать.

По своему характеру международные отношения подразделяются на по­литические, экономические, научно-технические, идеологические, культур­ные, военные. Среди этих отношений на первом месте, несомненно, стоят международные политические отношения. Политические отношения определя­ются в принципе тем, что это отношения государств. Любая проблематика межгосударственных отношений, ставшая предметом государственной полити­ки, в том числе и внешней, пройдя сквозь механизм и процесс разработки и осуществления этой политики, приобретает политический характер, воп­лощается в межгосударственных политических отношениях. Экономические, научно-технические, идеологические, культурные и военные отношения воз­действуют на политические отношения, преломляясь через внешнюю полити­ку, через процесс формирования и реализации внешней политики государств.

Любые внутриобщественные явления становятся объектом межгосударст­венных политических отношений лишь тогда и постольку, когда и посколь­ку они опосредованно становятся объектом внешней политики государств, воплощаются во внешнеполитические цели, внешнеполитическую деятельность.

Различные виды отношений не только в субъективном плане, через политику государств, в которой они, как в тигле, переплавляются в по­литические, но и объективно являются политическими. В силу свойств са­мой системы межгосударственных отношений она концентрированно выража­ет различные отношения государств как в их политическом содержании, так и в специфической политической форме. Отделить собственно полити­ческие отношения государств, иначе говоря, отношения по поводу конкре­тно-исторических проблем - в отличие, например, от экономических, на­учно-технических, культурных и т.д. - весьма трудно, а порою невозмож­но. Всякое такое «отделение» носит условный характер и предполагает постоянный учет реального взаимодействия собственно политических проб­лем с другими.

2. Теоретические модели системы международных отношений и современность. В каждый отдельный промежуток времени складывается определенный характер взаимодействия между основными участниками международных от­ношений. Эти отношения приобретают особую для каждого периода структу­ру, которую принято называть системой международных отношений или меж­дународной системой.

Существуют несколько вариантов моделирования систем международных отношений. Один из вариантов предложил американский политолог М. Каплан. Под международной системой он понимает варианты расстановки сил на ос­нове некоторого набора участвующих организаций, государств или групп государств. Всего им выделено шесть типов международных систем: систе­ма «баланса сил», свободная биполярная система, жесткая биполярная система, универсальная система, иерархическая система и система вето. Затем были предложены различные модификации отдельных систем.

В системе «баланса сил» основными факторами являются только нацио­нальные государства с широкими военными и экономическими возможностями. Это - система, в которой не существует дифференциации ролей; если в ней насчитывается менее пяти государств-акторов, то система может ока­заться неустойчивой. Если имеется пять или более таких государств, то они проявляют заинтересованность в том, чтобы не допустить устранение других государств как основных акторов системы, сохранив их как будущих союзников. В тоже время каждый из акторов стремится максимально обеспе­чить свою безопасность путем получения больших, чем равные возможностей в системе. Поэтому они образуют союзы и вступают между собой в войны. Но войны эти носят локальный характер, а союзы быстро меняются. Возни­кающие коалиции чаще всего направлены против акторов, претендующих на господство или обладающих преимуществами, способными дать им господст­вующее положение. Любое из союзных государств-акторов может быть прием­лемым партнером, ибо только таким образом оно в состоянии обеспечить себе оптимальную вероятность того, что будет членом победившей коалиции или не слишком пострадает от поражения, если окажется в проигравшей ко­алиции. Такая система является устойчивой.

В свободной биполярной системе роли дифференцированы. Она состоит из акторов различных типов: отдельных государств, блоков государств, ли­деров блоков, членов блоков, неприсоединившихся стран и универсальных организаций. Устойчивость такой системы возрастает в том случае, если лидеры блоков обладают монополией на атомное вооружение. Союзы создают­ся на базе постоянных общих интересов. Войны имели бы тенденцию к прев­ращению из локальных в тотальные, если бы не сдерживающее влияние ог­ромной разрушительной силы ядерного оружия, а также посреднической дея­тельности неприсоединившихся стран и универсальных акторов. Такая сис­тема менее устойчива, чем система «баланса сил».

Жесткая биполярная система в принципе имеет много общего со сво­бодной биполярной системой. Отличие состоит в том, что в жесткой систе­ме упраздняется роль неприсоединившихся государств и в значительной сте­пени атрофируется роль универсальной организации. В случае возникнове­ния такой системы она характеризовалась бы очень высоким напряжением.

Универсальная система носит чисто предположительный характер. Она могла бы, по мнению М. Каплана возникнуть в том случае, если бы ряд политических полномочий был передан универсальной организации. Такая сис­тема потребовала бы от части своих членов переориентации, поскольку предпочтение было бы оказано коллективным и международным ценностям.

Иерархическая система выглядит как некая модификация универсальной, Предполагается, что она могла бы возникнуть вследствие изменения масш­табов международной организации или установления единоличной власти какого-либо одного актора.

Система вето - это система государств-акторов или блоков-акторов, в которой каждый актор располагает значительным запасом атомных воору­жений. Члены такой системы не склонны к образованию союзов. Они стре­мятся к тому, чтобы вероятность войны не увеличивалась, но при этом со­хранялось бы напряжение, порождающее относительную неустойчивость. Эта система менее устойчива, чем свободная биполярная система.

В годы «холодной войны» реальная система международных отношений видоизменялась между жесткой и свободной биполярными моделями по схеме М. Каплана. В 50-е годы тенденция развития шла в сторону жесткой бипо­лярной системы, поскольку противоборствующие сверхдержавы стремились вовлечь в орбиту своего влияния как можно больше стран и количество нейтральных государств было невелико. Жесткая конфронтация США и СССР фактически парализовала ООН. США, располагая большинством голосов в Генеральной Ассамблее ООН, использовали ее как послушный механизм для голосования, чему СССР мог противопоставить только свое «право вето» в Совете Безопасности. В результате Организация Объединенных Наций объ­ективно не могла играть возложенной на нее роли.

С конца 50-х годов система международных отношений эволюционирова­ла в направлении мягкой биполярной модели. За счет новых независимых государств Азии и Африки увеличилось количество нейтральных стран, многие из которых составили Движение неприсоединения. Несколько повы­силась результативность деятельности ООН и других международных орга­низаций. Но одновременно усилилось соперничество противоборствующихблоков в «третьем мире», что стимулировало возникновение региональных конфликтов.

Исчезновение Советского Союза как одной из двух сверхдержав разру­шило прежнюю международную систему. Пока рано говорить о каких-либо окончательных контурах новой системы международных отношений. Ряд го­сударств, в том числе и Россия, высказываются в пользу многополярного мира или, иными словами, за такую систему международных отношений, в которой несколько центров силы взаимодействовали бы между собой и с международными организациями, включая ООН, с целью сохранения мира и поддержания стабильности.

О многополярной системе международных отношений многие специалисты писали еще во времена «холодной войны», правда, относя возможность её формирования к будущему. Большинство авторов анализировали структуру международной системы с традиционных позиций, используя ограниченный объём факторов, фактически отождествляя государственную силу с военной мощью. На этом фоне выделялась концепция известного американского политолога Стэнли Хоффмана, многие положения которой не утратили своей актуальности и в наши дни.

С.Хоффман указывал на целый ряд тенденций в развитии международных отношений в конце 70-х годов XX столетия. Он отмечал увеличение числа государств, возрастание роли негосударственных акторов, нарастание взаимозависимости, изменение соотношения между экономическими и военными факторами в пользу первых. Но главным было то, что он увидел возникновение новых иерархических структур в международной системе. Если ранее имела место одна иерархия, основанная на исключительно силовом факторе, то уже в тот период складывались несколько функциональных иерархий, каждая из которых основывалась на различных факторах – экономических, военных, идеологических, социо-культурных. Сегодня система международных отношений формируется не только под влиянием объективных обстоятельств, но и в результате сознательной деятельности. Российская Федерация вполне может внести свой вклад в этот процесс, тем более что после начала всемирной антитеррористической операции её международная роль возросла, а отношения с ведущими странами Запада и США улучшились. В новой системе международных отношений Россия сможет занять достойное её потенциалу место, но при любом возможном развитии событий её роль в мире будет оставаться весьма важной.

Большое значение в регулировании международных отношений имеет меж­дународное право. Решая поначалу вопросы простого разграничения сфер власти отдельных государств, регулирования их связей, международное право постепенно выходило на путь ограничения произвола, сужения сферы применения права на войну. В результате принятия Устава ООН оно подня­лось на качественно новую ступень, поставив вне закона применение силы, нормативно закрепив идею сотрудничества государств. Это составило осно­ву для создания разветвленной системы договорных и иных документов но­вого поколения.

К основным принципам современного международного права можно от­нести следующие: суверенное равенство, уважение прав, присущих сувере­нитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; терри­ториальная целостность государства; мирное урегулирование споров; не­вмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; со­трудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Нормативная база международного права постоян­но обновляется и дополняется. В этом находит свое отражение развитие структуры и системы международных отношений в целом.

3. Международные конфликты и международная безопасность. Центральной проблемой теории международных отношений является проблема международных конфликтов. И это вполне оправданно, если иметь в виду цель, которая объективно стоит перед всем человечеством послед­ние десятилетия, - это выживание, предотвращение глобальной термоядер­ной катастрофы. Поскольку любое вооруженное столкновение есть лишь крайнее выражение политического конфликта, его высшая стадия, постоль­ку изучение причин конфликтов и способов их урегулирования, особенно на тех стадиях, когда это еще сравнительно легко осуществить, имеет не только теоретическое, но и огромное практическое значение.

Международный конфликт - это непосредственное или косвенное столк­новение интересов двух или нескольких сторон (государств, групп госу­дарств, народов, политических движений) на основе имеющихся между ними противоречий объективного или субъективного характера. По своему про­исхождению эти противоречия и порожденные ими проблемы в отношениях между государствами могут быть территориальными, национальными, религи­озными, экономическими, военно-стратегическими, научно-техническими и т.д. Но в целом конфликт всегда принимает политическую форму, посколь­ку эти противоречия осознаются и разрешаются государствами с присущей им внутренней, внешней и военной политикой через механизм формирования и осуществления этой политики.

Возникновение и развитие международного конфликта связано не толь­ко с объективными противоречиями, возникающими в отношениях между го­сударствами, но и с такими субъективными факторами, как внешняя поли­тика самих государств. Конфликт вызывается, «подготавливается», разре­шается именно сознательной целенаправленной внешней политикой государств, но нельзя игнорировать и такой субъективный фактор, как личные харак­теристики и качества причастных к принятию решений политических деяте­лей. Иногда личные взаимоотношения между лидерами могут оказать сущест­венное влияние на межгосударственные отношения, в том числе и на раз­витие конфликтных ситуаций.

Политическая наука и практика международных отношений знает различ­ные типы и виды международных конфликтов. Однако единая, признаваемая всеми исследователями типология международных конфликтов отсутствует. Наиболее часто в классификациях международных конфликтов встречается их разделение на симметричные и асимметричные. К симметричным относят та­кие конфликты, которые характеризуются примерно равной силой вовлечен­ных в них сторон. Асимметричные же конфликты - это конфликты с резким различием потенциала конфликтующих сторон.

Интересную классификацию конфликтов предложил известный канадский политолог А. Раппопорт, использовавший в качестве критерия форму протекания между­народного конфликта. По его мнению, конфликты бывают трех видов: в фор­ме «сражения», в форме «игры» и в форме «дебатов». Наиболее опасным для мира и безопасности является конфликт, развивающийся в форме «сражения». Само название его говорит о том, что стороны, вовлеченные в конфликт, изначально настроены воинственно по отношению друг к другу и стремятся нанести противнику максимальный урон, невзирая на возможные последствия для себя. Поведение участников такого конфликта можно определить как иррациональное, так как они ставят перед собой зачастую недостижимые цели, неадекватно воспринимают международную ситуацию и действия проти­воположной стороны.

Напротив, в конфликте, который разворачивается в форме «игры», по­ведение участников определяется рациональными соображениями. Несмотря на внешние проявления воинственности, стороны не склонны доводить обост­рение отношений до крайности. Решения принимаются на основе учета всех факторов и обстоятельств, на основе объективной оценки ситуации.

Для конфликта, развивающегося как «дебаты», изначально присуще стремление участников разрешить возникшие противоречия путем достижения компромиссов.

Международный конфликт может рассматриваться как относительно са­мостоятельное явление в системе международных отношений. Субъектами международного конфликта могут быть государства, межгосударственные объ­единения, международные организации, включая ООН, организационно офор­мленные общественно-политические силы внутри государства или на между­народной арене. В ходе конфликта может меняться степень и даже характер заинтересованности сторон в конфликте, может меняться и место конфликта в иерархии целей каждого из участников, может расширяться или уменьша­ться само число участников, может произойти подмена одних непосредствен­ных или косвенных сторон другими.

Исследование процесса развития международного конфликта дает воз­можность установить многие его существенные для анализа исторические и причинно-следственные аспекты, а изучение его системы и структуры вы­являет главным образом структурно-функциональные стороны конфликта. Нельзя воспринимать эти аспекты международных конфликтов изолированно друг от друга. Анализ последовательно меняющихся фаз развития конфлик­та позволяет рассматривать его как единый процесс, обладающий различ­ными, но взаимосвязанными сторонами.

Фазы развития международного конфликта - это не произвольные, аб­страктные отрезки времени, в которых развивается данный конфликт, они реальны, определяются историческими и социальными причинами. Эти причи­ны проявляются в конкретных признаках, относящихся к изменению внутрен­них характеристик государств-участников конфликта, общим политическим и конкретным интересам, целям, средствам, внешним союзам и обязательст­вам участников конфликта, масштабам и интенсивности развития самого конфликта, вовлечению новых участников с присущими им и применяемыми в данном конфликте средствами борьбы, союзам и обязательствам, междуна­родным условиям, в которых конфликт развивается.

В зависимости от сущности, содержания и формы данного конфликта, конкретных интересов и целей его участников, применяемых средств и воз­можностей введения в действие дополнительных средств, вовлечения новых или выхода имеющихся участников и общих международных условий развития конфликта, он может проходить через самые различные, в том числе и не­обязательные по схеме, «нестандартные» и непредсказуемые заранее фазы. Некоторые фазы могут полностью выпасть, создать «брешь» в типовом раз­витии того или иного конкретного конфликта. Могут появляться «неожидан­ные» фазы, деформируя устойчивую картину. Фазы конфликта могут и спрес­совываться во времени, сливаться друг с другом или, наоборот, растяги­ваться во времени, распадаться на более дробные части. Международный конфликт в своем развитии способен в считанные дни и часы совершать скачок через фазы, но может развиваться медленно, как бы растягиваться. Развитие его может идти от фазы к фазе по нарастающей, но способно так­же и к «топтанию на месте», повторению фаз, «отступлению», «снижению» уровня. В каждом конкретном случае высокий уровень развития конфликта может быть различным.

Первая фаза международного конфликта - сформировавшееся на основе объективных и субъективных противоречий, экономических и политических интересов сторон, сталкивающихся на международной арене, принципиальное политическое отношение и соответствующие ему экономические, идеологиче­ские, правовые, военно-стратегические, дипломатические отношения по по­воду данных противоречий, выраженные в более или менее острой конфликт­ной форме.

Вторая фаза - субъективное определение конфликтующими сторонами своих интересов, целей, стратегии и форм борьбы для разрешения объектив­ных и субъективных противоречий с учетом своего потенциала и возможнос­тей применения мирных и немирных средств, использования внешних союзов и обязательств; оценка общей внутренней и международной ситуации. На этой фазе сторонами определяется или даже частично реализуется система взаимных практических действий, носящих характер борьбы и сотрудничест­ва, с целью разрешения противоречия в интересах той или другой стороны или на основе компромисса между ними.

Третья фаза - использование сторонами в конфликте широкого диапазона экономических, политических, идеологических, психологических, мора­льных, правовых, дипломатических и военных (но не в форме прямой воору­женной борьбы) средств, вовлечение в той или иной форме в борьбу непо­средственно конфликтующих сторон других государств - индивидуально, через блоки и договоры, через ООН - с последующим усложнением системы политических отношений и действий всех прямых и косвенных сторон в дан­ном конфликте.

Четвертая фаза - нарастание борьбы до наиболее острого политического уровня - международного политического кризиса, который может охва­тить отношения непосредственных участников, государства данного регио­на, других регионов, крупнейших мировых держав, ООН, а, в ряде случа­ев и весь мир, перерасти в мировой кризис, что уже содержит угрозу развязывания вооруженной борьбы. На этой фазе возможен сознательный, вытекающий из интересов, целей и стратегии какой-либо стороны (или из действий другой стороны, или обстановки) переход к практическому приме­нению военной силы в демонстративных целях или в ограниченных масшта­бах, для того чтобы принудить к удовлетворению интересов государства, использующего меры военного воздействия.

Пятая фаза - международный вооруженный конфликт, начинающийся с ограниченного конфликта и способный развиваться до более высокого уров­ня вооруженной борьбы с применением современного оружия, вовлечением союзников и крупнейших мировых держав, расширением территории.

Изучение закономерностей развития международных конфликтов весьма важно для их предотвращения и урегулирования. В случае возникновения конфликта необходимо стремиться к его локализации, консервации на на­чальных фазах.

Особое место занимает такая фаза, как международный политический кризис. Его опасность заключается в том, что он вплотную подводит конф­ликтующие стороны к вооруженному столкновению. В период международных кризисов очень быстро меняется ситуация, возрастает активность и роль военных, которые вольно или невольно могут подтолкнуть участников конф­ликта к использованию силы. Серьезную опасность представляли междуна­родные политические кризисы периода «холодной войны», поскольку могли повлечь за собой мировую термоядерную катастрофу. Наиболее известным кризисом того периода был карибский кризис 1962 года, называемый ракет­ным кризисом. Столкновение интересов СССР и США по поводу утверждения власти Ф. Кастро на Кубе, очень быстро пройдя начальные фазы конфликта, привело к всеобъемлющему кризису не только в их отношениях, но и к гло­бальному кризису.

Анализ событий того периода показывает, что причиной такой ситуа­ции были ошибки руководителей обоих государств, неверные оценки намере­ний и действий противоположной стороны. Большая доля вины за карибский кризис лежит на тогдашнем советском лидере Н. Хрущеве, который недооце­нил потенциал молодого американского президента Д. Кеннеди, посчитав его неопытным в международных делах. Н. Хрущев принял ряд решений, не опи­равшихся на объективный анализ ситуации и не адекватных вытекавшим из этой ситуации задачам. Однако в последний момент и Н. Хрущев, и Д. Кенне­ди сумели остановиться перед пропастью и нашли пути к урегулированию конфликта вокруг Кубы.

Очень многие конфликты периода «холодной войны» подпитывались со­перничающими блоками, за некоторыми из них прямо стояли две сверхдержа­вы: СССР и США. С окончанием «холодной войны» открылся путь к разреше­нию части из этих конфликтов, но в тоже время возникли новые очаги на­пряженности. Во многих регионах планеты продолжает литься кровь, не исчезла полностью и угроза глобального вооруженного столкновения. Поэ­тому по-прежнему актуальной остается проблема обеспечения всеобщей безопасности.

В традиционном понимании международной безопасности упор делается на два, во многом взаимоисключающие, момента. Во-первых, на задачу фи­зического выживания государства и на его право и возможность вести се­бя в международной системе руководствуясь прежде всего своим суверенитетом. На практике это стимулирует сильного к нарушению международной безопасности в пользу собственных интересов. Во-вторых, на задачу га­рантированного поддержания мира в отношениях между государствами в пре­делах некоего политического пространства. При этом не ставится вопрос о том, на какой объективной основе, кроме стремления участников, будет поддерживаться мир и как он может быть гарантирован на протяжении дли­тельного времени.

В мире непрерывных войн даже несколько лет передышки казались сча­стьем, а долгий мир - недостижимой мечтой. Сегодня перед мировым сооб­ществом встали новые задачи, без эффективного решения которых междуна­родная безопасность не будет ни стабильной, ни долговременной. Одна из них - предотвращение распространения оружия массового поражения. В свя­зи с этим особое внимание привлекают так называемые пороговые государ­ства, в которых существуют предпосылки для создания собственного ядер­ного оружия. Если это произойдет, то будет нарушен баланс сил на реги­ональном, а возможно и глобальном уровне.

Чрезвычайно актуальна проблема борьбы с международным терроризмом, так как последствия террористических актов на атомных электростанциях, химических предприятиях и подобных им объектах способны привести к се­рьезным катастрофам.

Всю опасность терроризма еще раз показали сентябрьские террористические акции в Нью-Йорке. До недавнего времени понятие «международный терроризм» больше подчёркивало международную опасность такого явления, чем обозначало реальный, очевидный фактор в международных отношениях. Последние события продемонстрировали, что в мировой политике произошли качественные сдвиги.

Ещё в начале 70-х годов XX столетия многие исследователи отмечали появление и возрастание роли негосударственных акторов международных отношений при одновременном относительном снижении роли отдельных суверенных национальных государств. Сторонники неолиберальных взглядов обращали внимание на позитивный, с их точки зрения, характер подобных процессов. Между тем, сегодня выявилась их негативная сторона. Благодаря техническому и технологическому прогрессу, развитию средств коммуникации неправительственные международные организации террористического толка, к которым, несомненно, относится и «Аль-Каида», получили невиданные раньше для п

Наши рекомендации