Социально-психологические методы УЧР
þ Социологические методы позволяют установить роль и место сотрудников в коллективе, выявить и обеспечить поддержку лидерам, объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечить заданный уровень мотивации, создать эффективные коммуникации и разрешать возникающие конфликты.
þ Психологические методы УЧР направлены на регулирование отношений между людьми путем создания оптимального психологического климата в коллективе.
þ Психологические методы строго персонифицированы и индивидуальны. Их характерной особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению.
þ Основная цель психологического воздействия заключается в том, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.
3 лекцияВлияние внешней и внутренней
среды на кадровую политику
современной организации
МОДЕЛЬ – это особая структурная схема, позволяющая специалисту увидеть проблему, как в целом, так и в наиболее важных ее деталях.
Модель УЧР включает три главных объекта анализа:
1. Люди;
2. Внешние и внутренние условия;
3. Сама организация.
Законодательство и регулирование трудовых отношений со стороны правительства
1. Законодательное установление равных возможностей приема на работу, отбора кадров, их оценки и продвижения по службе и обучения;
2. Исключение дискриминации по признакам пола и возраста;
3. Регулирование условий оплаты труда, длительности рабочего дня, безработицы и тому подобная регламентация;
4. Регулирование пособий, оказывающее влияние на пенсионное обеспечение и выходные пособия;
5. Охрана здоровья;
Законы, регулирующие трудовые отношения и прочие.
Проблемы, возникающие в связи с государственным регулированием,
сводятся к следующим:
► регулирование способствует утверждению упрощенных подходов к сложным проблемам. Подход к малым и большим организациям почти одинаков, одна и та же система регулирования применяется для разных отраслей и т.п.;
► сроки принятия решений затормаживаются;
► регулирование зачастую не ведет к взаимному приспособлению и взаимной выгоде, но лишь к необходимости более сложного юридического маневрирования.
► предписания устаревают, но, тем не менее, сохраняют силу.
Внутренние факторы, влияющие на кадровую политику организации
Характеристики видов работ
► Степень требуемых физических усилий. В общем случае, большинство людей предпочитают работу, требующую минимума физических затрат;
► Степень вредности: обычно люди предпочитают физически комфортные и безопасные условия;
► Месторасположение работы. Одни виды работ выполняются на улице, другие – в помещении. Одни работы подразумевают нахождение на одном и том же месте, другие требуют постоянного перемещения. Предпочтения того или иного рода здесь могут быть весьма индивидуальными;
► Продолжительность работы. Некоторые виды работ предполагают интенсивные усилия в течение коротких промежутков времени, другие – долгих часов менее сложной работы. На некоторых работах труд прерывистый, на других непрерывный;
Характеристики видов работ
► Взаимодействие с другими людьми во время работы. Некоторые виды работ требуют частых контактов с другими людьми.
ПРИМЕР: контраст между положением оператора радара на изолированной станции, редко с кем-нибудь встречающимся, и работой лиц, занимающихся организацией деловых приемов;
► Степень свободы при решении задач. Степень свободы и ответственности работника определяет степень его автономии.
Пример: контраст между автономией профессора университета и рабочего на конвейере;
► Идентификация цели: степень цельности работы и чувство работника, что он выполняет какую-то крупную работу целиком, – как противоположность затрачиванию сил лишь на какую-то малую часть неизвестного работнику целого.
Люди и диагностическая УЧР-модель
Способности индивидуума могут быть классифицированы на:
þ механические двигательно-координационные,
þ умственные;
þ творческие.
1. Работник, проявляет как рациональные, так и интуитивно-эмоциональные черты склада характера в своем поведении. Его решения и поведение определяются не только рациональными (сознательными), но и эмоциональными (бессознательными) факторами, которые чаще всего выступают совместно;
2. Личность действует, с одной стороны, в соответствии со своими внутренними склонностями и решениями, а с другой, – в соответствии с внешней обстановкой;
Любой человек уникален. Он действует и думает определенным образом, в зависимости от:
► особенностей своей личности;
► возможностей, данных ему природой либо развитых в процессе обучения;
► имевшихся или сложившихся взглядов и вкусов;
► мотивации деятельности, присущей ему от рождения или развитой.
Диагностическая модель УЧР
Внешние факторы воздействия
§ Профсоюзы;
§ Правительственное регулирование и законодательство;
§ Экономические условия (конкуренция);
§ Структурный состав рабочей силы;
§ Месторасположение предприятия.