О государстве; о правильных и неправильных формах государственного усправления; о лучшией форме правления
Также как и Платон, Аристотель считал, что государство создается для благой жизни. Но главное в государстве – это гражданин, которого Аристотель определяет как того, кто участвует в суде и управлении. В зависимости от целей, которые ставят правители государства, Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Неправильным – такой, при котором преследуются частные цели правителей. К правильным он относил следующие государственные формы:
- монархию (правление одного);
- аристократию (правление немногих);
- политию (правление многих).
Столько же у него неправильных государственных форм:
- тирания;
- олигархия;
- демократия.
Последние развиваются из соответствующих правильных форм, когда цель общего блага подменяется частными целями одного, немногих или многих правителей.
Самой правильной он считал политию, где правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма государства, по убеждению мыслителя, соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей.
Полития – это средняя форма государства и средний элемент в ней доминирует во всем. Аристотель отмечал, “что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй”.
О законе
Аристотель, как и Платон, представлял государство как некое целое. Но критиковал платоновскую попытку сделать его чрезмерно единым и выступал в защиту прав индивида, частной собственности и семьи. Много внимания он уделял вопросам права, считал его, как и закон, политическим явлением. Отмечал, что политическое правление – это правление закона, а не людей. “Правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам. В законе их нет, а во всякой человеческой душе они неизменно имеются”. По его мнению политика имеет своей задачей выработку законов, основанных на справедливости, соответствующих правильным формам государственного устройства.
Цицерон (106 - 43 гн. до н.э.)
О государстве. Идея правового государства
В работе “о государстве” Цицерон утверждает, что существует высший закон природы, источником которого являются в равной степени божественное начало и рациональная, социальная природа людей. Согласно Цицерону, естественное право (высший, истинный закон) – это справедливый разум, который соответствует природе, распространяется на всех людей, призывает к исполнению долга; ограничивать его действие не дозволено, отменить его полностью невозможно.
О законе
Цицерон – сторонник концепции естественного права в понимании закона. По его мнению “праведный закон – это разум в согласии с природой”, т.е. нечто данное, а не навязанное. Основа закона лежит “в естественном нашем стремлении любить друг друга”. Поэтому вполне естественен главный правовой принцип, выводимый Цицероном: “Под действие закона должны подпадать все”. Истинный закон – один и тот же везде и всегда, действителен для всех народов и во все времена.
О наилучшей форме правления
Цицерон различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию), подчеркивая, что “благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью – оптиматы, свободой - народы”. Перечисленные достоинства, по его мнению, должны быть представлены в смешанной форме государства, которую он вслед за Аристотелем и Полибием считал наилучшей. Римского мыслителя беспокоил вопрос о том, как сохранить баланс между большинством и меньшинством и гарантировать господство последних. В этом чувствовалось большое внимание Платона.
Августин (354 – 430 гг.)
Теория “двух градов”
Наиболее интересным элементом его учения изложенном в книге “о граде Божием”, является понимание истории человечества как борьбы “двух градов”, двух государств “града божьего”, состоящего из праведников, божьих избранников, и светского государства “великой разбойничьей организации”, в которой борются за материальные блага и притесняют праведников. Члены “града божьего” физически рассеяны между неправедными, но духовного едины, исповедуют ценности, принципиально отличные от тех, которыми живут их испорченные ближние. В конечном счете, полагал Августин, ход истории, направляемой волей Бога, приведет к победе “божьего государства над светским”.