Функции и ресурсы местного самоуправления.

Ответственность органов местного самоуправления (неблагоприятные правовые последствия за принятые противоправные решения, за ненадлежащее осуществление своих задач и функций):

1) Органы местного самоуправления не должны нарушать Конституцию РФ, законодательство РФ, конституции республик и законодательство республик, правовые акты других субъектов РФ. В случае, если суд признает несоответствие деятельности органа местного самоуправления вышеперечисленным законодательным актам, это может послужить основанием для рассмотрения законодательным органом государственной власти субъекта РФ вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления и одновременном назначении новых выборов.

2) Представительные и исполнительные органы местного самоуправления несут ответственность перед населением данной территории, физическими и юридическими лицами.

3) Несут ответственность перед предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами, если им нанесен ущерб в результате решения или действия (бездействия).

Финансовые ресурсы местного самоуправления:

Бюджет – система экономических отношений, посредством которых на основе заранее составленного плана собирается и используется фонд денежных средств, принадлежащих уполномоченному в соответствии с законом органу.

Самостоятельность местного бюджета обеспечивается:

1) наличием собственных источников доходов;

2) правом использовать и расходовать бюджетные средства;

3) правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Закрепленные доходы – это доходы, которые полностью или в твердой фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в местный бюджет.

Регулирующие доходы – доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в местный бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей.

Дотация – сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета.

Субвенция– сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующей территории.

В доходы местных бюджетов зачисляются:

-местные налоги, сборы и штрафы (с физических лиц, земельный, регистрационный сбор с предпринимателей, на рекламу, на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, сбор с владельцев собак, сбор за выдачу ордеров на квартиру и другие);

-отчисления от федеральных налогов;

-финансовые средства для реализации отдельных государственных полномочий;

-поступления от приватизации, аренды, местных займов и лотерей;

-часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

СРАВНЕНИЕ: В Италии местные поступления составляют меньшую часть бюджета. Они образуются за счет налогов на рекламу и пошлин на общественную информацию, налогов на собак, платы за пользование общественной территорией. Центральное правительство Италии предоставляет помощь в виде дотаций и целевых субсидий.


Таблицы по теме «ГОСУДАРСТВО И УПРАВЛЕНИЕ».

Таблица «Функции государства»

ВНУТРЕННИЕ ВНЕШНИЕ
Консолидация общества Защита интересов общества на международной арене
Регулирование экономики Оборона страны или экспансия
Защита политической системы Взаимовыгодное сотрудничество
Поддержание общественного порядка Участие в решении глобальных проблем
Создание и реализация законов Миротворческие акции
Духовно-идеологическая деятельность  
Регулирование социальных отношений  

Таблица «Теории возникновения государства»

ТЕОРИЯ СОДЕРЖАНИЕ
Теологическая Государство обладает Божественной силой.
Договорная (конвенциональная) Сила разума, сознания. Государство как общественный договор граждан. Делегирование правителям полномочий в вопросах организации общественной жизни и обеспечения мира и выживания. Теорию разрабатывали Ж.-Ж. Руссо, Платон, Полибий, Цицерон, Локк, Спиноза, Кант, Радищев)..
Психологическая (Левиафана) Факторы психики человека. Страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Государство – монстр, который контролирует враждебность и агрессивность, сдерживает их путем создания репрессивного аппарата. Т. Гоббс.
Органическая Биологические факторы. Аналогии государства с организмом, особая забота о целостности (Спенсер, Платон, Шефле).
Теория насилия Военно-политические факторы. Государство появляется в результате захвата одним народом других. Разделение на управляемых и управляющих соответствует делению на захватчиков и порабощенных.
Национальная Государство как универсальный механизм реализации «коллективного духа нации». Реализация национальной идеи, приоритет государственных интересов нации и народа. Джузеппе Мадзини – итальянский революционер 19 века, вождь национально-освободительного движения.
Классовая (марксистская, материалистическая) Социально-экономические факторы. Разделение труда, развитие производства, появление имущественной и социальной дифференциации привели к появлению классов. Государство – орудие реализации интересов экономически господствующего класса.
Реалистическая Государство отвечает принципам системного бытия людей, примат универсального над индивидуальным. Личность – продукт общественных отношений (Аристотель, Конт, Маркс)


Таблица «Способы и формы управления государством»

НАЗВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКА
Софократия Правление ученых
Теократия Форма правления, в которой вся полнота власти в государстве находится в руках главы церкви и духовенства (например, Ватикан).
Технократия Власть технических специалистов (технократов), а также идейно-теоретическое обоснование этой власти, тип политического режима, в котором технократы занимают доминирующее положение.
Тимократия По Платону, одна из отрицательных форм государства, основанная на правлении честолюбцев.
Тирания Форма государственной власти, устанавливаемая насильственным путем и основанная на единоличном правлении (впервые возникла в греческих полисах в 7-6 вв. до н.э.
Плутократия Государственное устройство, при котором власть формально и фактически принадлежит богатой верхушке общества.
Охлократия В учениях Платона и Аристотеля, господство толпы, временное доминирование в политической жизни общества «массы».
Олигархия Политическое и экономическое господство, правление небольшой группы людей, а также сама правящая группа.
Меритократия Власть наиболее одаренных и достойных, одна из элитарных концепций, в основу которой положен принцип индивидуальной заслуги в осуществлении политической власти и социального управления.
Идеократия Власть идеи и идеологии, правление идеологов, которые подчиняют своими идеями сознание большинства населения.
Автократия Система управления обществом, государством, при которой одному лицу принадлежит исключительная и неограниченная верховная власть (монарх, царь, феодальный князь).
Абсолютизм (самодержавие) Абсолютная власть монарха, деспотическая форма правления, основывающаяся на произволе правителя, при которой достигается неограниченная степень централизации государственной власти.
Деспотия Крайняя форма тирании, абсолютное и беззаконное господство. Власть, базирующаяся на полном подавлении, физическом или психологическом (правление римского императора Нерона многие считают деспотией).
Полития По Аристотелю, наиболее сбалансированная из всех правильных форм правления, которая сочетает в себе сильные стороны аристократии и демократии.
Республика Форма правления, при которой высшая власть принадлежит избранным на определенный срок представительным органам и при которой отсутствует институт правящей династии
Аристократия Форма правления, при которой государственная власть принадлежит привилегированному знатному меньшинству. По Аристотелю, одна из трех правильных форм правления. Аристократическими государствами были Спарта, Карфаген, средневековая Венеция, Новгородская республика.
Геронтократия «Власть стариков», принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим
Монархия По Аристотелю, власть одного, вариант правильной формы правления.
Демократия По Аристотелю, власть народа, захваченная в результате мятежа и основанная на невежестве – неправильная форма правления.
Анархия Уничтожение государства и замена всех форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. 4 основных направления: Индивидуалистическое – идея абсолютной свободы человека (М. Штирнер «Единственный и его собственность» 1845г. – сведение организации общества к «союзу эгоистов»); Мютюэлистское – идея «свободного договора», создания безденежного эквивалента обмена товарами между всеми членами общества (Д. Уоррен, Б. Такер, П. Прудон); Коллективистское – уничтожение государства революционным путем и построение общества, основанного на «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землей и орудиями труда (М. Бакунин); Коммунистическое – переход к федерации свободных коммун путем уничтожения государства и частной собственности (П. Кропоткин).

Таблица «Типология государств»

ОСНОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ТИПЫ ГОСУДАРСТВ
Форма правления Монархия Абсолютная
Конституционная (ограниченная)
Дуалистическая
Республика Президентская
Парламентская
Полупрезидентская (смешанная)
Приоритетные функции Военное (полицейское)
Правовое
Социальное
Административно-территориальное устройство Унитарное
Федерация
Конфедерация (если остается государством)
Социально-экономическая природа Рабовладельческое
Феодальное
Буржуазное (капиталистическое, империалистическое)
Социалистическое
Устойчивость политической жизни Стабильное
Неустойчивое
Политический режим Тоталитарное
Авторитарное
Демократическое

Комментарии к таблице:

Среди политологов нет единого мнения по поводу выделения такой формы государства как конфедерация. Часть ученых считает, что это союз государств, который не может считаться единым государством (например, Европейское сообщество). С другой стороны в истории можно встретить конфедеративные государства, которыми первоначально были Соединенные штаты Америки, а также кантоны в Швейцарии.

По классификации на основе сложившегося политического режима появился новый подход, делящий все страны на демократические и недемократические, а внутри последних в дальнейшем уже ведется более детальное разделение.

Наконец, относительно новым является и выделение дуалистической монархии, которая представляет собой соединение признаков абсолютной и конституционной монархий, сбалансированную власть правителя и представительного органа.


Наши рекомендации