Просвещение в области прав человека и обучение персонала

Несмотря на то, что правам человека в приднестровской Конституции отведено значительно места, и

были приняты решения о присоединении к международным соглашениям по правам человека, эксперту

показалось, просвещению в области прав человека в системе базового школьного образования не

уделяется должного внимания, также как и на университетском уровне и в профессиональном обучении.

По всей видимости, это одна из причин, почему существуют пробелы в обеспечении прав человека.

Ссылки, которые могут оказаться полезными в осуществлении практической деятельности в начальной и

средней школе можно найти в публикации, называющейся “ABC: преподавание в области прав

человека”.20

20 См. Офис Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по правам человека, ABC:

преподавание в области прав человека: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/ABCCoveren.pdfЦель

публикации – быть удобным в пользовании инструментом по преподаванию в области прав человека и

многоцветным зонтиком, охватывающим ряд вопросов в области прав человека. В ней даны

практические советы преподавателям и воспитателям, желающим способствовать просвещению детей

49

Есть некоторые категории профессий, которые представляют особый интерес для обеспечения культуры

прав человека. Кроме судей, прокуроров и адвокатов, они включают полицейских; социальных

работников, медицинский персонал и учителей всех уровней – и, конечно, политических деятелей и

государственных служащих.

Работа омбудсмена

Эксперт посетил офис омбудсмена для обсуждения с ним непосредственно некоторых вопросов. Офис

омбудсмена обрабатывает жалобы, поступающие от людей, и контролирует ситуацию в таких

учреждениях, как тюрьмы. Омбудсмен заявил, что компетентные органы относятся к его рекомендациям

серьезно.

Директора тюрем упоминали посещения представителей офиса омбудсмена как полезные. Однако

эксперт отметил, что представители гражданского общества редко ссылались на Омбудсмена, что

информационно-разъяснительная работа этого офиса недостаточна. Кроме того, эксперт отметил, что не

хватало ясности относительно разделения труда между его офисом и офисом прокурора.

Национальные учреждения, занимающиеся правами человека, могут найти дополнительные ссылки в

Парижских принципах и Инструментарии ПРООН-ОВКПЧ по сотрудничеству с национальными

учреждениями, занимающимися правами человека.

Механизмы жалоб и процедуры, обеспечивающие отчетность

Атмосфера прозрачности в администрации обычно порождает доверие. Во всех государственных

учреждениях, не только в тюрьмах, должна быть система для подачи жалоб (также в конфиденциальной

форме), а также гарантии, что им будет уделено должное внимание. Должна быть обеспечена

возможности жаловаться, не подвергая себя опасности, у подателя жалобы и свидетелей должна быть

защита и поддержка.

Те, кого избрали, и другие лица, наделенные властными полномочиями, должны нести ответственность

за то, что они делаю в отношении общества и его членов. Преступления, кто бы ни совершал их, должны

быть рассмотрены судом для вынесения наказания. Другие акты недостойного поведения,

бюрократических ошибок или злоупотребления доверием должны также рассматриваться и

соответствующим образом исправляться.

Культура ответственности также чрезвычайно важна для борьбы с коррупцией. Эксперт встретился с

людьми, которые жаловались ему о коррумпированных методах, в том числе и в правоохранительных

структурах. Основной принцип равенства перед законом не предусматривает взяточничество в каком-

либо виде.

Наши рекомендации