Общие и национально-специфические черты бюрократии. Карьера как ядро бюрократической структуры

Бюрократия — это сложное социальное явление, необхо­димое и неизбежное, продукт развития общества, процесса разделения труда, объективного появления управляющих и управляемых. Бюрократия как слой управляющих людей призвана осуществлять выполнение не только «общих дел», вытекающих из природы всякого общества. Она выполняет также специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством (властью) и народными массами. При этом бюрократия не только служит орудием одних социальных групп против других, но и стремится подчинить действительные потребности общества, задачи, нормы и процедуры его функционирова­ния своекорыстным целям, целям самосохранения и укре­пления собственных позиций. И как показывает история, бюрократия при этом демонстрирует поразительную при­способляемость. Ее основными чертами являются:

а) отчуждение исполнительной власти от народа;

б) концентрация власти в руках чиновничества, стре­мящегося ослабить контроль над своей деятельностью или вообще избежать его.

Следовательно, бюрократия — это разновидность орга­низации публичной власти, отчужденная от объекта управ­ления и стоящая над ним.

Функционирование структур публичной власти неиз­бежно ведет к их бюрократической рациональности, обусловленной специализацией и кооперацией управ­ленческого труда. Бюрократическая рационализация характеризуется определенными свойствами:

Ø выхолощенностью целей деятельности в средствах, иррациональностью в целом;

Ø дифференциацией функций, стандартизацией методов работы, регламентацией действий безличными правилами;

Ø «деперсонализацией», т.е. исключением личной ответственности при исполнении служебных обязанностей, формально строгой дисциплиной труда;

Ø многоступенчатостью иерархии должностей и обеспеченностью карьеры при соблюдении определенных условий.

Увеличение числа управленцев, вызванное, в частности, дроблением управленческих функций, приводит не только к отчуждению чиновников от людей, но и к противопостав­лению профессионалов («верхней бюрократии») рядовым служащим-управленцам, ко все большему влиянию линии «сверху вниз» и снижению влияния «снизу вверх», что было характерно всегда при любом общественно-полити­ческом строе.

Бюрократия во все времена имела и имеет свою нацио­нально-государственную специфику, которая обусловлена в первую очередь общественно-экономическим строем, сте­пенью развития демократических традиций, уровнем куль­туры, образования населения, нравственной зрелостью того или иного общества. Бюрократизация общества находится в прямой зависимости от природы государственной вла­сти, конкретного государства, его особенностей, от поли­тического режима в обществе. Последнее особенно важно, поскольку сущность политического режима определяется степенью развития демократии, предполагающей:

Ø народовластие на основе всеобщих выборов;

Ø развитое самоуправление, находящее свое выраже­ние, в частности, в сети разветвленных институтов само­управления;

Ø реальные полномочия представительных органов власти; реализацию свободы слова, гласности;

Ø право и возможность контроля общественности за деятельностью государственных органов и государствен­ного аппарата.

С точки зрения сказанного важна харак­теристика российской бюрократии, связь которой с совет­ской бюрократией, особенно в первые послереволюцион­ные годы, несомненна. В России бюрократия развивалась в тесной связи с централизацией государства и ростом аппарата самодержавия[1], превратившись в XVIII—XIX вв. в военно-политическую государственную машину. Это была «крепостническая бюрократия». Военно-феодаль­ный, империалистический, самодержавно-абсолютистский характер государства превращал российскую бюрократию в страшную реакционную силу, придавал ей такие качества, как полнейшая беспринципность и искусное лицемерие, гигантские размеры, антинародный дух, строжайшая иерар­хия и чинопочитание.

Характерными чертами российской бюрократии были неудовлетворительная организация дела, приверженность изжившим методам и схемам, стиль деятельности, базирующийся на различных согласованиях, утверждениях, отписках, порождающих кан­целярщину, волокиту, формализм. Характерной является чрезмерная осторожность бюрократов, избегающих даже малейшей ответственности. Особую угрозу представлял и представляет хозяйственный бюрократизм, разновидно­стями которого являются ведомственность и местничество, т.е. отстаивание приоритета той или иной отрасли или тер­ритории даже в ущерб общенародному делу.

Уже отмечалось, что бюрократия может рассматри­ваться как специфический слой (группа) людей, которых объединяют особые групповые интересы и ценностные ори­ентации. Их характеризует сходство представлений о своем месте в обществе и представление общества о месте дан­ной социальной группы в нем. Данному слою людей свой­ственно особое самосознание, которому присущи безраз­личие к социальному смыслу и социальным последствиям собственной деятельности, ведомственные или местниче­ские интересы, высокомерное отношение к народу, пре­небрежение к демократическим ценностям, чувство соци­ального превосходства, питающееся их представлениями об особой значимости своего труда, и т.д.

Сама бюрократическая структура управления объек­тивно формирует особый тип личности. Бюрократизиро­ванный индивид характеризуется специфической этикой политического и идейно-морального конформизма, пси­хологией верности (бездумной или чаще всего показной) существующим порядкам, ориентацией на соответствие мнениям и требованиям непосредственного окружения.

Для чиновника-бюрократа государственная цель, кото­рую он призван реализовать, превращается в личную для него цель, в погоню за чинами, в делание карьеры, в формальное исполнение обязанностей. Именнокарьера является ядром бюрократической структуры ценностей.

Карьера трактуется как продвижение человека по сту­пеням производственной, имущественной, социальной или иной иерархии[2]. Это — нормальное состояние для каждого человека в процессе его трудовой и общественной деятель­ности. До последнего времени в отечественной литературе карьера рассматривалась преимущественно в негативном плане, с оттенком осуждения, как карьеризм. Карьера и карьеризм хотя и взаимосвязаны, но отнюдь не тожде­ственны.

Характер, тип карьеры, ее темп предопределяются в первую очередь существующими общественными отно­шениями, объективными возможностями, которые создает общество человеку. Вместе с тем карьера во многом обу­словливается обстоятельствами жизни конкретного инди­вида, его личными способностями, целеустремленностью, волей, семейным положением, состоянием здоровья и т.д.

Для нормальной карьеры (продвижения) необходимы механизмы социального отбора наиболее способных в раз­личных областях жизни: образования, трудовой, обще­ственно-политической, военной, религиозной деятельно­сти, сфере искусства, спорта, науки и т.д. Для естественного (нормального) продвижения требуется открытая и честная состязательность на всех этапах учебы и трудовой деятель­ности с предоставлением наиболее талантливым людям определенных, зафиксированных в законах привилегий.

В Советском Союзе также действовали механизмы отбора лучших управленцев, но они во многом были дефор­мированы административно-командным стилем руковод­ства. В частности, отсутствием демократически организо­ванных выборов, непременным членством в КПСС для большинства типов карьеры, осо­бенно при решении кадровых вопросов.

Карьера обычно изучается путем фиксации продвиже­ния по ступеням общего и специального образования, ква­лификационной, должностной и иной иерархии. С этой же целью изучаются личные планы людей в различные периоды их жизни. Естественно, что здесь применимы прежде всего лонгитюдные исследования, позволяющие фиксировать социальные и другие позиции людей в про­цессе их жизненной, трудовой деятельности. При этом могут быть использованы все основные социологические методы, в первую очередь опросы и изучение соответствую­щих документов (трудовые книжки, автобиографии и т.д.). Интересную и содержательную информацию могут дать материалы избирательных кампаний, стенографические отчеты съездов общественных организаций, сессий высших и местных органов власти и т.д.

Жизнь показывает, что многие современные управленцы-«бюрократы» являются честными, добропорядочными людьми, совершающими карьеру на законном основании, на основе состязательности, продвижения по служебной лестнице в силу несомненных своих достоинств в той или иной области деятельности, в данном случае — преимуще­ственно управленческой.

В то же время карьера нередко оборачивается своей обратной стороной — карьеризмом, явлением злободнев­ным, тормозящим развитие общества. В целом карьеризм представляет собой беспринципную погоню за личным успехом в служебной, научной или другой деятельности, вызываемую корыстными целями в ущерб общественным интересам, стремлением к продвижению по службе любой ценой. Бюрократизация, обусловленная общественными факторами, порождает определенный тип личности - карьериста-конформиста, т.е. приспособленца, пассивно принимающего существующий порядок вещей, господ­ствующее мнение и т.д. Данный тип личности характери­зуется отсутствием собственной позиции, беспринципным и некритическим следованием любому образцу, обладаю­щему наибольшей силой давления (имеются в виду мнение большинства, авторитет, традиции и т.д.). Конформистско-карьеристский тип личности типичен для авторитарно-бюрократической системы. Бюрократизация начинается там и тогда, где и когда на смену профессионализму и авто­ритету человека как индивидуальности приходит авторитет места в системе социальной иерархии, а кадровая политика сориентирована на личную преданность.

Литература

Битем Д. Бюрократия // Социологический журнал. 1997. № 4.

Бурдье П. Социология социального пространства. М., 2005.

Вебер М. Политика как призвание и профессия// Вебер М. Из­бранные произведения. М., 1990.

Восленский М. С. Номенклатура: господствующий класс Совет­ского Союза. М., 1991.

Елисеев С.М. Политическая социология: учебное пособие. СПб.: Издательство «Нестор-История», 2007. С. 240-253.

Макарин А.В. Власть бюрократии. СПб., 2001.

Политическая социология: учебник / под ред. Ж.Т.Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2012. С.190-211.


[1] В начале XIX в. (1804—1805) Российская империя насчиты­вала примерно 13 тыс. чиновников. В середине XIX в. (1847) их число возросло по сравнению с началом века в 4,5 раза и составило 61 тыс. В конце XIX в. в России было уже около 385 тыс. чиновни­ков. Таким образом, на протяжении столетия их количество выросло почти в 30 раз (см.: Макаренко В.Н. Бюрократия и государство: Ленин­ский анализ бюрократии царской России. Ростов н/Д, 1987. С. 34).

В России на тысячу человек населения чиновников было: в конце XVII в. - 0,4 чел., XVIII - 0,6 чел., по годам: 1897 - 1,2; 1913 - 1,6; 1922 - 5,2; 1928 - 6,9; 1940 - 9,5; 1950 - 10,2; в 1985 - 8,7 чел., в 2010г - 13% (Социс. 2010. № 2. С. 32).

[2] Карьера понимается также как достижение известности, славы или материальной выгоды. Термин «карьера» употребляется и для определе­ния рода занятий, профессии (карьера артиста, врача и т.д.).

Наши рекомендации