Пределы воздействия права на экономику и политику.

Решение проблем соотношения государства и экономики может осу­ществляться на двух разных уровнях и рассматриваться в 2-х планах: общетеоретическом и прикладном, практическом.

В литературе вопрос о соотно­шении государства и экономики неоднозначен (несколько вариантов):

1) первенство отдается экономике перед государством и политикой, в других,

2) наоборот, госу­дарству и политике перед экономикой;

3) в отноше­ниях между государством и экономикой усматривается некий паритет(государство способно оказывать на экономику такое же воздействие, как и экономика на государство.)

Приверженцы теории первенства экономики над государством и политикой, которые абсолюти­зируют экономический фактор,пытаются объяснить все происходящие в обществе явления и события лишь экономическими причинами, ото­ждествляют «социальное» с «экономическим» и пр. ( так называемая марксистская точка зрения).

Анализ данной проблематики задача весьма сложная и много­аспектная. Исходными посылками при этом являются следующие:

1) Государство и экономика — это сложные, многогранные яв­ления, охватывающие не только сферу политической и материальной жизни общества, но и оказывающие огромное влияние на все другие сферы. Государство в любой общест­венной формации является одновременно субъектом самых разнообразных — экономических, политических, социальных, идеологи­ческих и иных отношений, и в этом смысле оно не только надстроечное или же политическое, но и экономическое, идеологическое и иное явле­ние. Экономика также, оказывая влияние на другие сферы жизни об­щества, выступает как многогранное явление.

2) При рассмотрении соотношения государства и экономики следует обратить внимание прежде всего на факторы, обусловливающие характер этого соотношения в различных исторических условиях, и на пределы взаимного влияния государства на экономику и экономики на государство. В условиях существования различных социальных систем они далеко не одинаковы.

3) Соотношение государства и экономики в любой стране и социально-политической системе — это не пассивный, а весьма ак­тивный процесс. Это двусторонний процесс их взаимосвязи и взаимо­действия, где каждая из сторон в зависимости от сложившихся обстоя­тельств может играть определяющую или определяемую роль.

4) При анализе проблем соотношения государства и экономики в исторически разных социальных системах в практиче­ском плане более целесообразным представляется идти не по тра­диционному пути, предполагающему изучение государства и экономики от рабовладельческого государства и права вплоть до наших дней, а по иному пути. А именно с учетом их классификации и исследования в за­висимости от степени развития в стране рыночной структуры.

В соответствии с данным критерием выделяются разные социальные системы (3 группы):

· системы, в которых полностью или почти пол­ностью отсутствуют традиционные рыночные элементы;

· системы с зарождающимися рыночными отношениями, идущие по пути становле­ния рыночных институтов

· системы с высокоразвитой рыночной экономикой.

Для каждой из них групп характерны свои специфические взаимооотношения между государством и экономи­кой, свои формы и методы взаимодействия, свои принципы взаимосвя­зи, пределы влияния друг на друга.

Характерными особенностями взаимоотношений, возникающих меж­ду государством и экономикой в 1-й группе являются:

1), несомненное доминирование государственной собствен­ности перед всеми иными формами собственности.

2) важными чертами отношений государства и экономики, существующих в пределах рассматриваемой группы социальных систем, являются их жесткая «привязанность» друг к другу, отсутствие гибкости и, как следствие, долговременной стратегической устойчивости и эффек­тивности. (такая жесткая связь чревата утратой динамизма, инициа­тивы и эффективности в развитии государства и экономики)

3) к числу особенностей, характерных для взаимоотноше­ний государства и экономики, существующих в рамках «нерыночных» социальных систем, следует отнести также чрезмерную централизацию экономических рычагов в руках государства, а точнее — правительства, сосредоточение всего механизма управления экономикой в центральных правительственных структурах. Как следствие всего этого — неизбежное разбухание аппарата управления экономикой, рост бюрократизма.

Характерные особенности 2-й группы (переходные от не­рыночных к рыночным социальным системам) (Современная Россия ,Прибалтийские республики и страны Восточной Европы):

1) постепенное изменение характера взаимоотношений государственных органов и экономических структур в сторону партнерских;

2) утрата мо­нополии государства и государственной собственности над экономикой и иными формами собственности;

3) изменение методов государственно­го воздействия на экономические отношения;

Характерные особенности 3-й группы (рыночные социальные системы):

1) ус­тановлении преимущественно партнерских отношений между государст­венными и рыночными структурами;

2) минимальном вмешательстве го­сударства в экономику, уровень которого для каждой страны является, как правило, различным;

3) органичном сочетании административ­но-правовых с финансовыми и иными «либеральными» средствами воз­действия государства на экономические отношения;

Наши рекомендации