Виды прав и свобод человека и гражданина.

Личные (гражданские) права и свободы не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству, не вытекают из него, принадлежат каждому от рождения и связаны с частной жизнью человека: право на жизнь (ст.20); право на охрану достоинства (ст.21); право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23); право на неприкосновенность жилища (ст.25); право определять и указывать национальную принадлежность (ч.1 ст.26); право на пользование родным языком, на выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч.2 ст.26); право на свободу передвижения и выбор место пребывания и жительства (ч.1 ст.27); право свободного выезда и въезда в Российскую Федерацию (ч.2 ст.27); свобода совести и вероисповедания (ст.28); свобода мысли и слова (ст.29).

Политические права и свободы связаны с принадлежностью к гражданству, реализуют участие в управлении страной, взаимодействие с государственной властью: право на объединение (ст.30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации (ст.31); право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч.1 ст.32); право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 2 ст.32); права участвовать в референдуме (ч.2 ст.32); право равного доступа к государственной службе (ч.4 ст.32); право участвовать в отправлении правосудия (ч.5 ст.32); право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33).

Экономические права и свободы охватывают сферы владения, пользования и распоряжения собственностью и другими имущественными правами; инициируют экономическую активность людей как основу формирования рыночной экономики: право частной собственности (ч.ч.1,2 ст.35; ст.36); право наследования (ч.4 ст.36).

Социальные права и свободы определяют положение человека и гражданина в области наемного труда, а также в сферах образования, здравоохранения, социального обеспечения: право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37); право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ч.2 ст.37); право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37); право на защиту от безработицы (ч.3 ст.37); право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (с.4 ст.37); право на забастовку (ч.4 ст.37); право на отдых (ч.5 ст.37); право заботиться о детях и их воспитывать (ст.38); право на социальное обеспечение (ст.38); право на жилище (ст.40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41); право на образование (ст.43).

Экологические права вызваны к жизни противоречиями между практической пользой и вредными последствиями научно-технических достижений: право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42).

Культурные права отражают доступ к духовным ценностям общества, к достижениям науки и искусства: свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч.12 ст.44); право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, (ч.2 ст.44); право на доступ к культурным ценностям (ч.2 ст.44).

Конституция и государство

Конституция РФ о федеративном устройстве страны.Россия является федеративным государством. Федеративное устройство страны основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерацию. Во взаимоотношениях с органами государственной власти все субъекты России равноправны (см. ст.15).

С 1 марта 2008 г. в Российской Федерации существует 83 субъекта: республики – 21; края – 9; области – 46; города федерального значения – 2; автономные округа – 4; автономная область – 1.

Конституция устанавливает возможность расширения Федерации за счет принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта России в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Субъекты Федерации не обладают правом сецессии - т.е. правом выхода из состава Федерации.

Конституционно-правовой статус России как федеративного государства характеризуется следующими чертами: суверенитет; единое гражданство; территориальное единство; государственный язык; столица; государственные символы - флаг, герб и гимн; собственность; право внешних сношений с иностранными государствами; единые для всей федерации системы: а) органов государственной власти, б) права, в) денежная, г) кредитная система, д) Вооруженные силы.

Конституционно-правовой статус РФ находит свое конкретное юридическое выражение в закрепленных Конституцией предметах ведения Российской Федерации. Выделяются предметы ведения, принадлежащие исключительно Российской Федерации (ст.71), и предметы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст.72).

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обобщенно характеризуется множеством признаков, присущих всем субъектам, в частности:равное представительство всех субъектов в парламенте страны,наличие предметов исключительного ведения субъектов,право устанавливать и изменять наименование,собственность,символика,право осуществлять международные и внешнеэкономические связи,собственные для каждого субъекта системы органов государственной власти.

Однако конституционно-правовой статус субъектов имеет и особенности. Различия могут быть обусловлены тем, что республики в составе РФ объявлены государствами (высшим по юридической силе актом в системе законодательства республики является Конституция, а в остальных субъектах - Устав; республики, в отличие от иных субъектов, вправе устанавливать государственный язык; республики имеют столицу, иные субъекты - административные центры).

Определенными особенностями характеризуется статус такого субъекта, как Москва в связи с тем, что этот город федерального значения выполняет функции столицы государства. Конституция РФ не регулирует административно-территориальное устройство субъектов РФ.

Система органов государственной власти в Российской Федерации.Государство осуществляет свою деятельность через органы государственной власти, которые состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных законом конкретными властными полномочиями. Согласно ст.10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой из ветвей власти самостоятельны. По уровню деятельности государственные органы делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ.

Федеральные органы включают Президента РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ, а также органы исполнительной власти (федеральные министерства и ведомства) и суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (см. ст.77 Конституции) устанавливается субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. В пределах своего ведения и полномочий органы государственной власти субъектов Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

В Российской Федерации существуют органы, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную, судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством. К их числу относятся: Прокуратура РФ, которая составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации; Центральный банк Российской Федерации; Центральная избирательная комиссия; Органы парламентского контроля - Счетная Палата и Уполномоченный по правам человека.

В Конституции РФ отсутствует деление на «высшие» и «местные» органы, поскольку построение органов государства основано на началах федерализма и местного самоуправления. Органы местного самоуправления находятся вне системы государственной власти. Их структура определяется населением самостоятельно. Однако Конституция РФ (ч.2 ст.132) допускает возможность наделения этих органов отдельными государственными полномочиями.

Наши рекомендации