Подготовка к публичному выступлению

К публичному выступлению следует тщательно готовиться. Работа оратора над речью начинается с выяснения темы выступления. Тема речи должна быть актуальной, новой, интересной, конкретной, четко сформулированной. При формулировке темы выступления нужно учитывать как интересы оратора, так и интересы аудитории. П.Сопер советует выбирать тему выступления, соответствующую познаниям и интересам оратора. При этом важно учитывать и интересы аудитории. Все интересы можно свести к следующим: а) основные интересы; б) групповые интересы; в) злободневные интересы; г) конкретные интересы.

Основные интересы связаны с проблемами жизни и смерти, здоровья, денег и собственности. Это выступления на темы, содержащие призывы к чувству долга, чести, патриотизма.

Групповые интересы - это интересы конкретной аудитории, конкретной группы людей. Например, в клубе любителей книги будет уместно рассказать о какой-либо книжной новинке. Студентов юридических факультетов заинтересуют лекции на правовые темы.

Злободневные (текущие) интересы связаны с тем, что в данное время волнует общество. Это может быть предстоящая избирательная кампания, новый законопроект на рассмотрение Государственной Думы, состояние преступности в стране. При этом любая политико-экономическая тема должна быть актуальной, связанной с конкретной социально-политической обстановкой в стране и мире.

Конкретные интересы людей определяются вниманием к конкретным вещам и предметам (автомобилям, домам, предметам развлечения).

После того, как выбрана и осмыслена тема речи, оратору необходимо определить общую и конкретную цель своего выступления. П.Сопер пишет: “Общая цель может заключаться в том, чтобы развлечь, информировать, воодушевить, убедить, призвать к действию. В известной мере мыслимо и сочетание этих целей. Например, речь развлекательного порядка иной раз не обойдется без информации и даже без элементов воздействия. Речь, склоняющая к действию, не будет иметь успеха, если она не занимательна, не поучительна, не вдохновляет и не убеждает. Но оратор должен ясно представлять себе, какая же из общих установок является преобладающей, и в соответствии с этим строить свою речь” (Сопер П. Основы искусства речи. - М., 1992. С. 42).

Общая цель выступления может заключаться в том, чтобы информировать слушателей по определенному вопросу, сообщить им новые знания, дать новое представление о предмете. Это информационная речь. Задача убеждающей речи заключается в том, чтобы воздействовать на слушателей, сформировать их убеждения, представления. Убедить аудиторию - значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Разновидностью убеждающей речи является речь, призывающая к действию. Как правило, призывают к действию агитационные и митинговые речи.

Не менее важным вопросом, стоящим перед оратором при подготовке к выступлению, является оценка обстановки и состава слушателей. Известно, что неожиданная, непривычная обстановка может вызвать дискомфорт, поэтому нужно заранее познакомиться с помещением, в котором будет проходить выступление.

При подготовке к речи также необходимо учитывать состав аудитории, перед которой предстоит выступать. Аудитория представляет собой социально-психологическую общность людей, объединенную общей целью. Оценивать аудиторию можно по разным социальным параметрам: социально-профессиональный состав (пол, возраст, национальность, профессия, социальное положение) и культурно-образовательный уровень (образование, интеллектуальный потенциал слушателей, степень подготовленности, характер деятельности и др.). Наиболее важным аспектом при оценке состава слушателей является вопрос однородности - неоднородности аудитории. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на слова оратора. Тяжелее всего выступать перед неоднородной аудиторией, т.к. у нее разные цели, интересы и установки. Неоднородная аудитория неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять вниманием слушателей. Для молодежной аудитории наиболее эффективны эмоциональные речи, но в то же время любая речь должна быть точной, ясной, логичной, доказательной и аргументированной.

Существенным признаком при оценке аудитории является и ее количественный состав. Малочисленной аудиторией (10-15 человек) управлять проще, чем многочисленной, поскольку в такой аудитории создается “интимная”, дружеская атмосфера. Но в этом случае оратор должен идеально знать текст своей речи, поскольку “читать с листа” перед небольшим количеством слушателей явно неудобно. Размер помещения также должен соответствовать количеству слушателей. Если аудитория немногочисленна, а выступление проходит в большом зале, то целесообразно пригласить слушателей занять первые ряды. Интенсивность компактной аудитории гораздо выше, чем рассредоточенной, и ею гораздо легче управлять.

Основной этап подготовки речи - это работа над теоретическим и фактическим материалом выступления, составление текста самой речи и ее композиционно-стилистическое оформление. Факты должны быть умело подобранными, убедительными, достоверными. При подготовке выступления следует обращаться к различным письменным источникам. В методической литературе приводятся основные источники, которые используются в работе над речью: официальные документы; научная и научно-популярная литература; справочная литература (энциклопедии, энциклопедические словари, словари-справочники, лингвистические словари); статьи из газет и журналов; художественная литература; результаты социологических опросов; собственные знания и опыт оратора; личные контакты, беседы, интервью; размышления и наблюдения оратора. При этом эффективность речи зависит от умелого сочетания в выступлении сведений, почерпнутых из разных источников и представляющих целостную и объективную картину предмета.

Один из важных вопросов, стоящих перед оратором на этапе подготовки, - писать или не писать текст своей речи. Многие опытные ораторы, известные политические и судебные деятели утверждают, что речи должны быть предварительно написаны. Известный судебный деятель П.С.Пороховщиков писал: “Мы не будем повторять старого спора: писать или не писать речи. Знайте, читатель, что, не исписав нескольких сажен или аршин бумаги, вы не скажете сильной речи по сложному делу. Если только вы не гений, примите это за аксиому и готовьтесь к речи с пером в руке...”. Он также советовал писать речь в виде подробного логического рассуждения, где “каждая отдельная часть этого рассуждения должна быть изложена в виде самостоятельного логического целого и эти части соединены между собой в общее неуязвимое целое” (Сергеич П. Искусство речи на суде. - М., 1988. С. 289-290). Только опытные ораторы могут позволить себе не писать текст речи полностью, т.к. при произнесении ее в зависимости от реакции аудитории на те или иные фрагменты требуется импровизация, акцентирование одних фрагментов высказывания и нивелирование других. Однако в любом случае для последовательного, логического изложения мыслей оратору необходим план высказывания, конспект или тезисы выступления.

Параллельно с работой над содержанием речи осуществляется работа над стилем изложения и композиционно-логическим расположением частей.

Следующий этап подготовки оратора к речи - репетиция. Здесь следует обратить внимание на технику речи, овладеть искусством инсценирования. В первую очередь оратору необходимо овладеть культурой устной речи, образцовым литературным произношением, соответствующим нормам русского литературного языка. Большую роль играет правильная постановка голоса оратора, его дикция (четкость артикуляции звуков речи), расстановка фразового и логического ударения, умелое использование в речи паузы. Важное значение имеет и интонация - ритмомелодическая сторона речи, служащая средством выражения синтаксических отношений во фразе и эмоционально-экспрессивной окраски предложения.

§ 4. Публичная лекция

Одним из важных жанров ораторского искусства является публичная лекция - устная речь, обращенная к учебной аудитории, направленная на сообщение знаний, информации и формирующая убеждения и взгляды слушателей. Разновидностью таких учебных и научно-популярных лекций являются лекции на правовые темы. В них сообщается какая-либо информация правового характера: новое в законодательстве, состояние преступности в стране в целом и отдельных регионах, социальная защита граждан и др. Лекции на правовые темы повышают уровень правовой грамотности и правовой культуры, формируют правосознание слушателей, воспитывают уважение к закону и правопорядку.

По мнению Н.Н.Ивакиной, лекции на правовые темы характеризуются бóльшей конкретностью. Они отличаются: 1) глубиной идейно-теоретического содержания и фактологической точностью; 2) защитой прав граждан; 3) правдивостью, т.е. полным соответствием объясняемых явлений объективной истине, рассмотрением общественных явлений в их противоречивости; 4) доходчивостью, или простотой, необходимостью делать сложные вопросы доступными для слушателей (Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М., 1988. С. 63-64).

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984.

2. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1985.

3. Андреев В.И. Деловая риторика. – Казань, 1993.

4. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы. – М., 1989.

5. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – М., 1978.

6. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи. – М., 1976.

7. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 1993.

8. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1998.

9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, 2002.

10. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.

11. Грачев М.А. Русское арго. - Нижний Новгород, 1997.

12. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. – М., 1976.

13. Губаева Т.В. Практический курс русского языка для юристов. - Казань, 1990.

14. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1986.

15. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. – М., 1997.

16. Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. - М., 1997.

17. Касаткин Л.Л., Крысин Л.П. и др. Русский язык. – В 2-х чч. - М., 1989.

18. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. – М., 1982.

19. Кожина М.Н. Стилистика русского языка.- М., 1993.

20. Колесников Н.П. Словарь паронимов и антонимов русского языка. - Ростов-на-Дону, 1995.

21. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяева. – М., 1998.

22. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник. – М., 1994.

23. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.

24. Орфографический словарь русского языка. – М., 1987.

25. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И.Аванесова. - М.,2000.

26. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум для 10 – 11-х классов. – М., 1996.

27. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.

28. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. - М.,1994.

29. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997.

30. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М., 1996.

31. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М., 2000.

32. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1986.

33. Сенкевич М.П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование: Сборник упражнений. - М., 1966.

34. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. - М.,1995.

35. Словарь иностранных слов в русском языке / Под ред. И.В. Лехина и Ф.Н.Петрова. - М., 1995.

36. Словарь синонимов русского языка / Под ред. А.П.Евгеньева, В.В.Розанова. - Л., 1970.

37. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. – М., 1996, с. 83 – 103.

38. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М., 1999.

39. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

40. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 1982.

41. Чуковский К. Живой как жизнь. - М., 1967.

42. Шустрова Л.В. Лексическая стилистика русского языка. - М., 1995.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………...3

Тема 1. Современный русский язык и его формы………………………4

Тема 2. Нормы русского литературного языка………………………...10

Тема 3. Орфоэпическая норма…………………………………………..18

Лексическая норма

Тема 4. Точность словоупотребления………………………………….30

Тема 5. Смысловые единицы речи……………………………………...40

Тема 6. Лексика с точки зрения ее отнесенности к активному или пассивному составу. Иноязычная лексика………………………………...63

Тема 7. Лексика ограниченного употребления………………………..81

Тема 8. Употребление устойчивых единиц……………………………99

Морфологическая норма

Тема 9. Употребление форм имен существительных………………..121

Тема 10. Употребление форм имен прилагательных. Употребление имен числительных…………………………………………………….135

Тема 11. Употребление местоимений…………………………………147

Тема 12. Употребление форм глагола………………………………..154

Синтаксическая норма

Тема 14. Согласование. Управление…………………………………..177

Тема 13. Простое предложение. Порядок расположения членов простого предложения……………………………………………………..166

Основы стилистики

Тема 15. Функциональные стили русского литературного языка…..191

Тема 16. Разговорная разновидность русского литературного языка и ее формы………………………………………………………………...202

Тема 17. Научный стиль речи………………………………………….208

Тема 18. Официально-деловой стиль…………………………………219

Тема 19. Публицистический стиль……………………………………231

Тема 20. Основы публичного выступления…………………………..238

Литература……………………………………………………………...255

Наши рекомендации