Органическая и историко-материалистическая теория государства.
Общество рассматривается не как сумма индивидов, а как нечто единое целое - организм. При этом социум подчиняется тем же законам, что и биологические организмы: увеличения объема; усиления дифференциации; возрастания интеграции.
(Историко – материалистическая) Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.
Понятие и элементы формы государства.
Форма государства – способ организации государственной власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Форма правления.
Существуют две классические формы правления:
1) Монархия. Абсолютная монархия, признаки: пожизненность; передача власти по наследству; абсолютная юридическая безответственность монарха; представительство государства на международной арене. Сегодня существуют только ограниченные монархии: парламентарная и дуалистическая.
2) Республика. Форма правления, где власть является выборной на определенный срок. Две основные формы:
· Парламентская – акцент делается на сильную парламентскую власть.
Президентская
Форма государственного устройства.
Форма государственного устройства — политико-территориальное устройство государства, характер и принципы взаимоотношений между государством в целом и его отдельными частями, центральными и местными органами власти.
Существуют две формы государственного устройства — унитарное государство и федерация
В унитарном государстве действуют единая система высших органов власти и управления, одна конституция и единая система законодательства, единая денежная система, одно гражданство и единые вооруженные силы, проводится общая налоговая политика.
Федерация (от лат. foedus — союз) — сложная форма государственного устройства, при которой части государства (субъекты федерации) обладают признаками государственности.
Политико-правовой режим.
Под политико-правовым режимом понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти.
все разнообразие политических режимов сводится к двум основным разновидностям — демократическому и недемократическому (авторитарному). Крайней формой авторитарного режима считается тоталитаризм
18. Понятие и классификации функций государства.
Под формой осуществления функций государства понимается однородная деятельность его органов, посредством которой осуществляются его функции.
Традиционно формы осуществления функций государства делятся на правовые и организационные.
К правовым формам относятся:
- правотворческая — подготовка и издание нормативных актов;
- правоприменительная — реализация нормативных актов путем применения норм права;
- правоохранительная — защита прав и свобод граждан через привлечение к юридической ответственности лиц, виновных в совершении правонарушений.
К организационным формам относятся:
- организационно-регламентирующая — текущая работа по обеспечению функционирования государственных органов (подготовка проектов документов, организация выборов и т. д.);
- организационно-хозяйственная — статистика, снабжение, бухгалтерский учет и т. д.;
- организационно-идеологическая — идеологическое обеспечение выполнения функций государства (например, деятельность по формированию общественного мнения)
.Методы осуществления функций государства — это приемы и способы, с помощью которых обеспечивается реализация той или иной функции государства в той или иной форме.К числу методов относят убеждение, принуждение, поощрение, наказание.
Понятие и сущность права.
Право – это система общеобязательных, формально определенных, установленных или санкционированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.
Признаки права (характерные черты права):
1) Общеобязательность;
2) Неперсонифицированность;
3) Системность;
4) Многократность применения;
5) Сознательно-волевой характер;
6) Объективность;
7) Обеспеченность с помощью государственного принуждения.
Сущность права – главная внутренняя качественная основа права, которая обуславливает содержание права и его социальное назначение.
20. Основные подходы к пониманию права.
Науке известны сотни теорий, которые по-разному раскрывают природу права. Также существует великое множество дефиниций права. возможно назвать три наиболее общих подхода: ценностный, нормативный, социологический
Согласно ценностному подходу, важнейшим элементом права признается нравственное начало, отвлеченная идея. Юридические нормы могут лишь отражать эту идею, в той или иной степени соответствуя ей или искажая ее.
Нормативный подход признает то, что право — это исключительно те нормы, которые создаются и санкционируются политической властью.
Социологический подход подчеркивает прямую зависимость права от меняющегося общества, связь юридических норм с особенностями общественно-политического строя того или иного общества, в ту или иную историческую эпоху, в том или ином географическом регионе.
21. Естественно-правовая концепция правопонимания.
Естественно-правовая теория предполагает сосуществование двух систем права: естественного и позитивного. Позитивное – это такое право, которое официально признано и действует в том или ином государстве в виде законов, других правовых актов.
В теории происхождения государства и права эта теория получила название договорной, а также ее называют теорией договорного происхождения государства и права.
Основные положения естественно-правовой теории:
1) против идеи божественного происхождения государства и права;
2) рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора);
3) народ обладает естественным неотчуждаемым правом не только на создание государства на основе общественного договора, но и на сопротивление тиранам, на его защиту.
Историческая школа права.
Основные положения, которые выдвигали представители исторической школы:
1) историческая школа права отрицала вероятность существования единого для всех народов права, при этом опиралась на то, что у каждого государства, как и любого другого народа, есть свое, характерное ему право, отличающееся от права какой-либо другой страны и станавливаемое исторически свойственным ему народным духом;
2) право каждого народа является проявлением народного духа, которое выражает его «общее убеждение», «общее сознание». Оно вырабатывается как результат исторического процесса; передается как традиция от поколения к поколению, способно к саморазвитию и складывается постепенно, так же, как язык и нравы.