Преодоление пробелов в праве в процессе его применения.

1. ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ ПРАВА

Нормы права создаются для того, чтобы их предписаниям следовали все субъекты, которым они адресованы, и тем самым воплощались в жизнь, в реальную действительность.

Юридическая норма существует и отвечает своему предназначению лишь тогда, когда она выполняется, т.е. реализуется на практике в поведении людей, т.е. в совершении или не совершении ими юридически значимых поступков.

Т.о., реализация норм права – это осуществление содержащихся в них предписаний (положений) в правомерном поведении субъектов права.

Когда в обществе люди и их организации действуют в соответствии с требованиями норм права, т.е. поступают правомерно, можно считать, что право реализовано.

Процесс реализации права достаточно сложен и осуществляется в различных формах. В зависимости от способов правового регулирования и с учетом содержания и характера поведения по воплощению в жизнь правовых предписаний, различают следующие формы (способы) реализации права:

1) Соблюдение;

2) Исполнение;

3) Использование;

4) Применение норм права.

Соблюдение – это такая форма реализации норм права, которая выражается в строгом выполнении субъектами права содержащихся в норме запретов (т.е. в воздержании их от совершения тех действий, которые являются вредными для общества и которые запрещены).

Если запрет не нарушается, индивиды и их организации не совершают деяний, запрещенных нормой права, то тем самым они эту норму реализуют.

Пример: ст.205 УК РБ запрещает хищение имущества путем кражи. Все, кто соблюдает этот запрет, реализуют данную норму УК.

Те же лица, которые игнорируют запрет, привлекаются к юридической (уголовной) ответственности.

Исполнение – это такая форма реализации права, при которой субъекты права обязаны активными действиями выполнять требования правовых норм.

Нормы права в этом случае может быть реализована только путем активного правомерного поведения. Здесь поведение проявляется в активном осуществлении возложенных на соответствующие субъекты юридических обязанностей.

Например, в ст. 65 ЖК Республики Беларусь говорится, что «Наниматель жилого помещения обязан своевременно оплачивать квартирную плату» (обязывающая норма).

Использование – это такая форма реализации, которая выражается в осуществлении участниками регулируемых правом общественных отношений своих прав, закрепленных в законодательстве.

Использование связано с совершением дозволенных действий, которые могут совершать управомоченные субъекты и которые зависят от их желания и воли. Путем использования происходит активное осуществление гражданами, организациями в пределах своих правомочий различных правовых возможностей, предоставленных нормами права.

Например, согласно ст.210 ГК «Собственнику имущества предоставлено право владения, пользования и распоряжения этим имуществом».

В форме использования реализуются (осуществляются) управомочивающие (дозволяющие) правовые нормы.

Однако, не во всех случаях для осуществления прав и обязанностей достаточно лишь поведения субъектов права. Соблюдение, исполнение и использование не всегда позволяют в полном объеме реализовать норму права.

Нередко правореализация возможна лишь при участии компетентных органов, которые обеспечивают претворение в жизнь соответствующих юридических норм в полном объеме. Такая форма реализации называется в теории применением норм права, когда государственными органами или по их уполномочию негосударственными организациями осуществляется властная деятельность по применению юридических норм к определенным отношениям, делам, лицам и т.д.

Такая потребность появляется в следующих случаях:

1) когда норма права сформулирована так, что для реализации субъективных прав и юридических обязанностей требуется ее конкретизация с учетом определенных жизненных обстоятельств.

Пример: Для реализации права на образование необходимо зачисление гражданина в учебное заведение, для реализации права на пенсионное обеспечение – решение о назначении пенсии и т.д.

2) когда субъекты не могут прийти к согласию по поводу определенных прав и обязанностей и между ними возникает спор. Данный спор может быть разрешен только в судебном порядке.

Пример: Раздел имущества между супругами.

3) когда не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности сторонами.

Пример: На соседнем участке, в близи дома, возведен высокий забор, в результате чего в окна дома не проникает солнечный свет и по иску собственника дома – вынесено решение суда об устранении помехи в осуществлении его прав.

4) если совершено правонарушение и возникает потребность в определении правонарушителю меры юридической ответственности.

Пример: Гражданин совершил кражу /ст.205 УК РБ/, и суд в соответствии с нормами уголовного права выносит виновному приговор.

5) если совершен достойный поступок, и человека необходимо поощрить.

Основные признаки (черты) применения норм права:

1) Правоприменение представляет собой государственно-властную деятельность, т.е. акты, издаваемые в результате этой деятельности, обязательны к исполнению и обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства.

2) Эта деятельность состоит в вынесении индивидуально-правовых предписаний.

3) Эти предписания основаны на правовой норме.

4) Эта деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц.

Т.о., применение норм права – это деятельность компетентных государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц по реализации правовых норм в отношении конкретного лица, в конкретных случаях путем принятия индивидуально-властных решений.

К применению норм права предъявляются строгие требования. Оно должно быть законным, обоснованным, целесообразным и эффективным. Выполнение названных требований особенно важно на нынешнем этапе, когда наша республика идет по пути создания правового государства.

ОВД в процессе своей деятельности реализует нормы права в различных формах. Например, воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами, регулирующими работу ОВД, она соблюдает право. Кроме того, органы внутренних дел призваны:

1) в пределах своей компетенции осуществлять контроль за соблюдением запрещающих норм (уголовных, административно-правовых) гражданами, учреждениями и иными субъектами права;

2) способствовать созданию условий, обеспечивающих соблюдение правовых норм. Этому должна содействовать профилактическая работа в борьбе с правонарушениями;

3) выявлять правонарушителей и принимать меры по привлечению их к ответственности;

4) содействовать осуществлению гражданами своих прав.

Наиболее специфической формой реализации правовых норм сотрудниками ОВД является издание ими актов применения в процессе своей профессиональной деятельности.

2. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ПРАВА.

СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИМЕНЕНИЯ

Юридическим итогом деятельности компетентных органов по применению норм права является правоприменительный акт. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер.

Акт применения права – это правовой документ, в котором содержится индивидуальное властное предписание в отношении конкретного субъекта права по конкретному делу.

Выделяют следующие признаки и особенности правоприменительного акта:

1. Он имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Другими словами, содержащиеся в акте конкретные предписания имеют обязательное значение для всех к кому они относятся, а поэтому при необходимости могут быть реализованы принудительным путем.

Так, осуществление решений по гражданским делам контролируют судебные исполнители. Исполнением приговоров по уголовным дела ведают соответствующие учреждения МВД Республики Беларусь.

2. Акт применения касается конкретного жизненного случая (издание начальником приказа о поощрении курсанта за участие в конкурсе художественной самодеятельности).

3. Акт применения – это индивидуальный правовой акт, поскольку он адресован конкретным субъектам и указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями.

4. Правоприменительный акт носит разовое значение, т.к. рассчитан на решение конкретного юридического дела.

5. Он должен выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права.

Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права. Поэтому акт применения права, не соответствующий закону, должен быть отменен.

В связи с тем, что правоприменительные и нормативные правовые акты могут выступать под одинаковым названием, целесообразно выявить их общие признаки (черты):

1. Они являются правовыми актами и, следовательно, влекут юридические последствия.

2. Они принимаются и обеспечиваются компетентными, прежде всего, государственными органами.

3. Они принимаются и реализуются в определенном, юридически установленном процедурно-процессуальном порядке.

4. Они выступают властными по своему характеру документами.

Отличительные черты правоприменительного акта от нормативного правового состоят в следующем:

1. Акт применения принимается в результате правоприменительной, а нормативный акт – правотворческой деятельности.

2. Если правоприменительный акт принимается в отношении определенного субъекта (субъектов) права, то нормативный правовой акт носит неперсонифицированный характер и обладает свойством общеобязательности.

3. Правоприменительный акт рассчитан на решение конкретного дела в отличие от нормативного правового акта, устанавливающего общую норму для множества аналогичных случаев.

4. Правоприменительный акт принимается на основе нормативного правового акта, конкретизируя и реализуя содержащиеся в нем предписания.

5. Индивидуальные правовые акты не содержат норм права и в силу этого не являются источниками права.

Акт применения – официальный документ. И чтобы он обладал юридической силой, он должен быть оформлен в соответствии с требованиями закона, в частности, иметь соответствующие элементы, придающие ему официальность:

1. вводную часть, в которой указывается наименование акта (приговор, решение, постановление), место и дата принятия, название органа, издавшего его, по какому делу;

2. описательную часть, где излагаются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия;

3. мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения. Она включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель;

4. результативную часть, в которой формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, установлении юридического факта и т.д.).

Несоблюдение формы издания акта применения может повлечь за собой его отмену или необходимость изменения (дооформления).

Виды правоприменительных актов.

1. В зависимости от субъектов, применяющих право, они подразделяются на:

а) акты представительных органов (указ Президента, решение городского Совета депутатов по делу Иванова и т.д.);

б) акты органов управления (решение Могилевского горисполкома по делу Сидорова);

в) судебные акты (приговор, решение);

г) акты контрольно-надзорных органов (протест, предписание, представление и т.д.).

2. По способу принятия:

а) коллегиальные (решение суда);

б) единоличные (приказ начальника).

3. По предмету правового регулирования:

а) конституционно-правовые;

б) административно-правовые;

в) уголовно-правовые и т.д.

4.По характеру решения:

а) запрещающие;

б) обязывающие;

в) управомочивающие.

5. По времени действия:

а) однократного действия (протокол о наложении административного взыскания в виде штрафа);

б) длящегося действия (решение о назначении пенсии).

Акт применения – официальный документ. И, чтобы он обладал юридической силой, он должен быть оформлен в соответствии с требованиями закона, в частности иметь соответствующие реквизиты, придающие ему официальность, такие как:

1. Вид акта (решение, приговор, приказ и т.д.), его номер;

2. Название акта;

3. Наименование органа, издавшего акт;

4. Место и время его принятия;

5. Регистрационный номер в Национальном реестре и дата регистрации;

6. Подписи соответствующих должностных лиц.

Субъектами, применяющими правовые нормы, являются, прежде всего, органы государства и должностные лица. Они наделены властными полномочиями, выступают от имени государства. Субъектом применения правовой нормы может выступать и общественная организация, например, в тех случаях, когда государство предоставляет ей полномочия принимать правовые решения по конкретным вопросам.

ОВД, осуществляя охрану общественного порядка, реализуют правовые нормы, главным образом, в форме их применения. Организация их работы (подбор кадров, аттестация личного состава, назначение на должность и т.д.) тоже в значительной степени связана с изданием актов применения. Сотрудники ОВД применяют нормы различных отраслей права.

В процессе охраны общественного порядка сотрудники ОВД издают различные по содержанию акты применения:

- предоставляющие гражданам (и другим лицам) определенные права (например, разрешение на приобретение охотничьего оружия);

- устанавливающие обязанности (например, обязанность конкретного гражданина явиться и дать показания в качестве свидетеля);

- об административном принуждении, административной ответственности, мерах пресечения в случаях нарушения общественного порядка и др.;

- поощрительные (при совершении гражданами, работниками милиции особо полезных для общества поступков по обеспечению общественного порядка (приказы о поощрении).

Процесс правоприменения осуществляется в определенной последовательности.

В нем можно выделить следующие основные стадии:

1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела.

Пример: Совершена кража.

Прежде чем применить норму и определить меру наказания лицу ее совершившему, необходимо установить потерпевшего, определить время, место и предмет хищения, все другие обстоятельства дела, в том числе и характеристики личности преступника, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность и т.д.

2. Выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению к данным, фактическим обстоятельствам.

Пример: Необходимо отыскать соответствующую статью УК. При этом проверяется ее юридическая сила, т.е. не отменена ли данная норма, какие в нее внесены изменения или дополнения, действие ее в пространстве и по кругу лиц и т.д.

3. Установление точного смысла избранной нормы права, т.е. ее толкование.

4. Издание акта применения нормы права.

Пример: Вынесение следователем постановления о возбуждении или прекращении уголовного дела; решение исполкома о предоставлении жилого помещения и т.д.

5. Исполнение акта применения.

На этой стадии в конечном итоге и происходит реализация нормы права.

Применение норм права, все его стадии служат цели укрепления законности и правопорядка. Вместе с тем, само правоприменение как по содержанию, так и по форме не должно выходить за рамки законности.

3. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ

НОРМ ПРАВА

Толкование юридических норм как интеллектуальная деятельность выходит за рамки применения права. Оно необходимо в процессе правотворчества, систематизации и т.д.

Особую важность приобретает толкование при реализации юридических норм путем их применения, ибо от точного установления смысла предписаний в значительной степени зависит правильное разрешение юридических дел.

Т.о. под толкованием правовых норм понимается деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по уяснению и разъяснению смысла правовых норм.

Иначе говоря, толкование норм права обеспечивает правильное понимание их смысла, а это необходимое условие правильной и эффективной реализации правовых норм на практике. Особенно важно правильное толкование правовых норм в деятельности ОВД, т.к. сотрудники милиции обеспечивают охрану прав граждан, интересов общества и государства, применяют меры государственного принуждения к правонарушителям.

В теории права термин «толкование» рассматривается в 2 смыслах:

а) толкование-уяснение;

б) толкование-разъяснение.

Под толкованием-уяснением понимается внутренний мыслительный процесс, протекающий в сознании лица, изучающего норму права в целях правильного ее применения. Т.е. это понятие смысла нормы права для себя.

Толкование-разъяснение осуществляется компетентными органами и лицами для того, чтобы устранить неясности в понимании содержания нормы и обеспечить, таким образом, правильное ее применение к тем обстоятельствам, на которые оно рассчитано. (Оно бывает официальное и неофициальное). Т.е. это разъяснение смысла нормы права для других.

В юридической науке используют различные основания (классификации) толкования правовых норм, подразделяя его на виды.

Наиболее распространенным является деление:

- по способам толкования;

- по объему толкования;

- по субъектам толкования (юридической силе).

1. По способам (приемам) толкования оно подразделяется:

а) грамматическое;

б) систематическое;

в) историко-политическое;

г) логическое.

а) Грамматическое толкование (либо текстовое, филологическое, лексическое) основывается на анализе смысла отдельных слов нормы, построения фраз, расстановки знаков препинания и их связей между собой в целях уяснения точного содержания правовых норм.

Пример: ч.1 ст.211 УК, сказано: «Присвоение либо растрата имущества лицом, которому оно вверено…». Можно сделать вывод, что закон говорит о двух самостоятельных формах хищения имущества, поскольку законодатель разделил термины «присвоение», «растрата» союзом «либо».

б) Систематическое толкование основывается на установлении связей и взаимосвязей толкуемой нормы с другими, близкими по содержанию нормами и правовыми институтами, имеющими к ней отношение.

Пример: Сопоставление текста ст.74 УК «Уклонение родителей от содержания детей» со ст.82, 91, 134 КоБС, позволяет определить лиц, которые должны нести ответственность по ст.74 УК. Ими являются не только родители, но и приравненные к ним лица: усыновители, а также лица, лишенные родительских прав.

в) Историко-политическое (историческое) – это уяснение смысла норм права на основе анализа обстановки, условий издания, тех целей, которые преследовал законодатель, издавая нормативный акт.

Пример: Сопоставление Конституции Республики Беларусь 1996, 1994, 1978, 1937, 1927 и 1919г.

г) Логическое толкование – это использование законов формальной логики для выяснения смысла правовой нормы.

Этот прием применяется в совокупности с другими способами толкования норм права.

2. По объему толкования бывает:

а) буквальное;

б) ограничительное;

в) распространительное.

а) Буквальное толкование заключается в трактовке положений нормы права строго в соответствии с его текстом, согласно «буквы закона». Оно является типичным для судебной практики и науки уголовного права.

б) Ограничительное толкование имеет место в тех случаях, когда смысл правовой нормы уже ее словесного выражения.

Пример: В ст.32 Конституции Республики Беларусь говорится, «Дети обязаны заботиться о родителях… и оказывать им помощь». Если толковать слово «дети» буквально, то получается, что указанная обязанность возлагается на детей любого возраста. Конечно же, это не так.

в) Распространительное (расширительное) толкование заключается в более широком понимании смысла правовой нормы, чем это следует из словесного ее выражения.

Пример: Ст.175 УК «Уклонение детей от содержания родителей». При буквальном толковании предполагается, что субъектами преступления могут быть только дети потерпевших. Однако приемы систематического и логического толкования позволяют включить в круг ответственных лиц – усыновленных детей.

3. По субъектам (юридической силе) толкование бывает:

а) официальное;

б) неофициальное.

Официальное толкование производится компетентными государственными органами и его результаты обязательны для всех субъектов права.

По субъектам, дающим официальное толкование, оно подразделяется на:

1. Аутентическое;

2. Легальное.

Аутентическое толкование выполняет орган, издавший нормативный акт, т.е. он делает это в силу своей компетенции.

Пример: Парламент принял закон и дает его толкование.

Легальное толкование осуществляется органом, специально уполномоченным на то законом.

Пример: В соответствии с п.2 ч.1 ст.97 Конституции Республики Беларусь право легального толкования законов предоставлено Палате представителей Национального собрания.

В зависимости от того, к какому кругу вопросов относится разъяснение, официальное толкование подразделяется на:

1. Нормативное;

2. Казуальное.

Нормативное толкование – это толкование общего характера, которое является обязательным при разрешении всех дел определенного вида.

Пример: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О судебной практике по делам о взяточничестве».

Казуальным толкованием называется официальное разъяснение содержания правовой нормы, даваемое компетентным органом (преимущественно судом) в целях правильного разрешения конкретного юридического дела.

Пример: Определение Верховного Суда Республики Беларусь по делу гражданина Иванова.

Неофициальным является толкование, которое исходит от органов и лиц, не наделенных официальными полномочиями давать разъяснение смысла юридических норм.

Обычно оно выступает в виде советов, рекомендаций, суждений и т.д.

Оно подразделяется на:

а) обыденное;

б) профессиональное (компетентное);

в) доктринальное (научное).

Обыденное толкование может даваться любым лицом, не обладающим глубокими познаниями в сфере права.

Пример: Это разъяснение, даваемое гражданами в бытовой обстановке, в повседневной жизни.

Профессиональное толкование – это толкование, исходящее от лиц, обладающих юридическими познаниями.

Пример: Разъяснение адвокатов, юрисконсультов и т.д.

Доктринальное (научное) толкование – это разъяснение правовых норм, которое производится учеными-юристами, специалистами в области права в монографиях, научных комментариях, статьях и т.д.

4. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В ПРАВЕ

В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

В правовых нормах не всегда можно предусмотреть все возможные обстоятельства, которые потребуют принятия юридического решения. Поэтому в ходе применения норм права в нем могут быть обнаружены так называемые пробелы в праве.

Пробел в праве – это отсутствие нормы права, которая должна быть в системе права с точки зрения принципов и оценок самого права.

Или иначе – это такая ситуация, когда имеется факт, по своему характеру находящийся в сфере правового регулирования, требующий правового разрешения, однако норма права, его предусматривающая, отсутствуют.

Пробелы бывают:

а) первоначальные;

б) последующие.

Первоначальные пробелы – это пробелы, возникающие в силу ряда причин (недостатки юридической техники, проработки нормативного акта, непоследовательности или медлительности законодателя и т.д.) с момента принятия закона или иных нормативных актов.

Последующие пробелы (или пробелы эволюции) возникают в силу развития общественных отношений, отставания законодательства от этого развития, в результате чего появляются новые отношения, которые законодательство не могло предусмотреть.

Пробелы должны восполняться путем правотворчества.

Однако следует иметь в виду, что суд не может отказать в правосудии, и тогда он сталкивается с проблемой разрешения дела при отсутствии соответствующих норм права.

В данном случае он принимает решение по аналогии закона или аналогии права.

Аналогия закона применяется:

а) при наличии определенной ситуации, требующей вмешательства государственных органов для ее разрешения;

б) если отсутствует правовая норма, прямо предусматривающая такую ситуацию;

в) если имеется правовая норма, предусматривающая сходные, аналогичные факты.

Аналогия права используется тогда, когда нет нормы права регулирующей хотя бы сходные ситуации. В этом случае вопрос решается исходя из общих принципов права, принципов регулирования общественных отношений в той или иной отрасли права.

Следует иметь ввиду, что аналогия права и аналогия закона - явления исключительные.

По аналогии решаются только дела, которые рассматриваются в порядке гражданского и арбитражно-процессуального законодательства.

В уголовных делах и делах об административных нарушениях аналогия не применяется.

ЛЕКЦИЯ 1.6

ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ПЛАН:

Наши рекомендации